Недетская молочка

Источник: The DairyNews
Чего боятся потребители в молочной продукции? Купить несвежий товар, заразиться сальмонеллезом или получить ненужную дозу антибиотиков, если коров содержали неправильно. Но самое страшное слово для российского потребителя – это "фальсификат".  Под ним, как правило, имеется в виду содержание в молочном продукте растительных жиров.
Зинаида Медведева
Зинаида Медведева
Исполнительный директор АНО "Национальный исследовательский центр "Здоровое питание"

По поручению НИЦ "Здоровое питание" лаборатории проанализировали состав самых популярных детских молочных продуктов, изготовленных "Данон Россия" и "Вимм-Билль-Данн". С микробиологическим состоянием проверенных йогуртов и творожков всё в порядке, антибиотики также не обнаружены. Нечего бояться и растительных жиров. С 1 июля 2019 года продуктовые магазины обязаны размещать цельномолочную и составную продукцию на разных полках, а производитель – помечать её четкой маркировкой.

Реальная проблема, обнаруженная в детской молочке, это избыток сахара: до шести грамм на стограммовую порцию. Умножим на 5 порций молочных продуктов в день, как советую медики, и получаем 30 грамм сахара: это превышает рекомендованный ВОЗ дневной максимум: 15 грамм для детей 2-3 лет и 20 грамм сахара для детей 4-6 лет.


Почему это плохо?


Добавленный сахар – это тот, который привносится в любое блюдо или продукт дополнительно к тому количеству, что содержится в нём исходно. Следует помнить, что к продуктам с высоким содержанием легкоусвояемых углеводов наряду с кондитерскими изделиями и сладкими газированными напитками относятся готовые завтраки (глазированные, с медом и др.), десерты (в том числе мороженое), а также нектары и даже натуральные соки и мёд

Много сахара вредно для организма. Разрушаются зубы, нарушается углеводный обмен (а это риск развития диабета 2 типа). Сахар – это "пустые калории", в нем нет ничего полезного: ни клетчатки, ни витаминов, ни минералов. Избыточное потребление сахара – одна из причин глобальной эпидемии ожирения, в том числе детского. Она не миновала и Россию: по статистике, избыточный вес и ожирение найдены у 13% российских девочек и 26% мальчиков. С потреблением сахара растет риск онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.

В отличие от сахара, вред которого научно доказан, паранойя вокруг составных продуктов не имеет логических оснований. Врачи и ученые постоянно подчеркивают полезность растительных жиров для профилактики атеросклероза и сердечных заболеваний. Составные продукты менее калорийны, обогащаются белком и витаминами. Складывается парадоксальная ситуация: напуганный малонаучными статьями из интернета потребитель избегает полезные составные продукты, и в то же время охотно покупает сладкую молочку себе и своим детям.

Избыток сахара в питании детей особенно опасен. Вкусовые рецепторы в детском возрасте ещё не сформированы, и вместе со сладостями в детстве человек получает неправильные пищевые привычки, отучается чувствовать естественный вкус продуктов. 

Россия не одинока в этой ситуации. В начале года эксперты ВОЗ исследовали детское питание в Европе. Проверив почти 8000 единиц детской продукции, они констатировали превышение норм содержания сахара в половине из них. Избыток свободного сахара в детских продуктах ВОЗ считает "причиной для озабоченности".

Почему производители добавляют столько сахара в молочные продукты? Ответ очевиден: чтобы завоевать покупателя. Сладкий вкус привлекает ребенка, изготовитель боится, что если он снизит процент сахара, то потеряет продажи. Ещё хуже, если на этикетке изображен любимый мультяшный герой, или реклама йогурта или творожка показана в популярной детской передаче. Проблему усугубляют распространение мобильных устройств и таргетированной рекламы в интернете. Вручив ребенку планшет, родители часто теряют контроль над информацией, которую тот получает. Опции "родительского контроля" интернет-браузеров спасают от "взрослого" контента, но не защищают от навязчивой рекламы приторного йогурта. Поэтому эксперты в области охраны здоровья призывают государства ввести законодательные ограничения на рекламу детских пищевых продуктах. ВОЗ разработала систему мониторинга маркетинга CLICK, которая поможет ограничить влияние рекламы на предпочтения детей и подростков. Она годится не только для блокировки рекламы продуктов с избытком сахара. Ее можно настроить для запрета на показ рекламы алкоголя, наркотических веществ, фаст-фуда. 

Медленно, но верно государственная машина прислушивается к доводам экспертов: ведь здоровье нации – это трудоспособное население и снижение расходов на здравоохранение. В некоторых европейских странах уже появился налог на сахар в газировке, твердые пищевые продукты – следующие на очереди. Потребители тоже становятся более осознанными: опросы населения показывают, что покупатели всё чаще обращают внимание на состав продукта, отказываются от сахара, предпочитают растительные продукты.

Лидеры мирового пищепрома уже реагируют на изменения в мировоззрении. Британская компания Cadbury объявила о снижении сахара в плитке Dairy Milk. Доля сахара сократилась с 56 до 39 грамм на 100 грамм продукта, и это первое изменение рецепта культовой шоколадки с 1905 года. Чтобы сохранить вкус и текстуру продукта, изготовитель заменяет сахар на клетчатку. Чуть ранее швейцарская Nestle анонсировала, что заменяет сахар в шоколаде на мякоть орехов какао. Обновленный Kit Kat появится на прилавках японских супермаркетов этой осенью: состоится мировая премьера продукта.

Но если шоколад – это сладкое и его потребление большинство родителей держит под контролем, то заподозрить полезный, молочный продукт в большом содержании сложно.

«Производители в России не обязаны указывать сахар на маркировке продукта. Чтобы догадаться о его количестве, приходится смотреть на количество углеводов и поиск сахаров среди них превращается в настоящий квест. Некоторые крупные производители добровольно указывают количество сахарозы и из тех что мы проверили, они соответствуют уровням которые мы получили при измерении в лаборатории.»

Роспотребнадзор в августе выступил с предостережением для родителей ограничивать потребление сухих завтраков для детей от 3 до 7 лет из-за высокого содержания сахара в этих продуктах и предложил внимательно читать маркировку продуктов при выборе. Национальный исследовательский центр «Здоровое питание» провел анализ рынка сухих завтраков и выяснил, что среднее количество сахара на 100г продуктах в них около 30 г., но это указано лишь на странице самого производителя и не указано на маркировке продукта в магазине.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью