Наелись сыра
По итогам января 2016 года производство сыров и продуктов сырных в России снизилось на 0,9% по сравнению с январем 2015 года. Казалось бы, ну и что такого, у нас по многим позициям было зафиксировано падение. Вон, производство легковых автомобилей обвалилось в январе на 40,4%, а тут про какой-то сыр и сырные продукты, да еще на 0,9%.
Нет-нет, сыр заслуживает того, чтобы на эту товарную позицию обращать внимание. Так я и делал ранее в своих блогах.
Дело в том, что после введения Россией своих антисанкций, производство сыров и продуктов сырных стало демонстрировать просто-таки замечательные результаты: с конца 2014 года производство каждый месяц по данной товарной группе показывало 20-30% прирост в годовом выражении (бывало и больше). Это и привлекло внимание. Оказалось, да-да, пресловутое пальмовое масло, используя которое, можно получать относительно дешевый сырный продукт (не сыр!).
В условиях, когда резко ограничили импорт сыров, неудивительно, что определенный спрос на такую продукцию оживился. Но так не могло долго продолжаться.
Во-первых, сработал эффект высокой базы, и на фоне высоких показателей годовой давности демонстрировать что-либо подобное сегодня очень трудно.
Во-вторых, уровень жизни людей уже серьезно снизился (реальные располагаемые денежные доходы населения в 2015 году снизились, по официальной статистике, на 4%). В таких условиях даже сырные продукты покупать становится затруднительно.
В-третьих, информация о роли пальмового масла во всей этой истории тоже, безусловно, имела значение.
И вот производство сыров и сырных продуктов стало показывать снижение. Не помогло даже то, как пытались отечественные «сыропроизводители» замаскировать свою продукцию под импортную. Никогда не обращали на это внимание? Иной раз читаешь-читаешь, вертишь-вертишь этот продукт в англоязычной упаковке со всех сторон, а потом все-таки оказывается, что продукт-то российский. Интересное такое импортозамещение получается, чтобы потребители подумали, что это импортный сыр.
История с сыром показала, что российские антисанкции – это неправильное решение. Во многом искусственный прирост производства быстро сошел на нет, потребителям в значительном своем объеме был предложен суррогатный продукт, цены остались высокими.
Судя по телодвижениям наверху, с пальмовым маслом властям и вправду придется что-то делать. Может, акцизом обложат, может, еще что-то придумают. Хотя…
Игорь Николаев, экономист