05.12.2017
Источник: rg.ru
Регион: Ленинградская обл.
Нововведение поможет бороться с нелегальной молочной продукцией, которая захлестнула рынок.

Сейчас объем молочной продукции на полках российских магазинов на 40 процентов превышает количество произведенного в стране молока. Конечно, свою роль играет и импорт, но каждый день санитарные врачи и организации потребительского контроля находят молоко, масло и творог, в которых молочных жиров либо нет вообще, либо их доля минимальная.

Подделываются известные бренды, нередко на рынок выводится новая псевдомолочная продукция. Чтобы защитить потребителей от фальсификата с начала 2018 года по всей стране вводится электронная сертификация молочной продукции.

Как сообщили "РГ" в комитете по агропромышленному и хозяйственному комплексу Ленинградской области, один молочный комбинат региона уже перешел на новую систему и начал поставлять свою продукцию с QR-кодами в торговые сети.

Когда покупатель наводит свой смартфон на упаковку молока, он получит информацию не только о коровах, фермах и дате дойки, но и о производстве конкретной партии, поступившей в магазины.

QR-коды применяются в Петербурге давно. Их печатают рядом с достопримечательностями, чтобы туристам было проще узнать о знаковых объектах. Также QR-кодами маркируют легальные предприятия розничной торговли. Но здесь на кодах размещаются статичные данные. А с молочной продукцией сложнее: каждый день появляются новые данные и их нужно как-то вводить в систему и делать доступными для потребителя.
Когда покупатель наводит свой смартфон на упаковку молока, он видит информацию о коровах, дате дойки

Применять QR-коды на упаковках молока научились в Санкт-Петербургском политехническом университете имени Петра Великого. Как говорят в самом учебном заведении, в основе лежат технологии блокчейна. Именно они позволяют отслеживать полный цикл производства и реализации молочной продукции.

Данные о молоке собирались и раньше. Свои отчеты формировали фермерские хозяйства, они указывали все, вплоть до того, на машине с какими номерами партию увезли на завод. Формировали данные также молокозаводы и ретейлеры. Но все они были не систематизированы и максимум, что узнавал потребитель, - это номер партии и дату, когда молоко было упаковано на молокозаводе.

Но технологии блокчейна позволяют органично свести полные данные и предоставить их потребителю. Причем внести изменения в эту информацию технически невозможно. Точно также невозможно подделать QR-код, ведь данные обновляются каждый день, и даже если фальсификатор скопирует один код, на следующий день уже появятся новые.

В рамках нововведения свои уникальные коды получили каждая упаковка молока, коробка и паллета. Именно это позволило дополнить информацию о пути молока от фермы к потребителю.

Примечательно, что сам алгоритм, разработанный учеными из Политеха, не потребовал от производителя больших инвестиций: не пришлось заменять производственное оборудование, нанимать дополнительных специалистов. Поэтому на конечных ценах нововведение не отразилось.

Пока ни производитель, ни власти Ленинградской области не готовы делать выводы. Молоко с зашифрованными данными только появилось в магазинах и сейчас самое главное - научить потребителя смотреть не только на дату изготовления, но и считывать QR-код.

Любая прозрачность со стороны производителя, сказали "РГ" в Национальном союзе производителей молока, должна приветствоваться. Если потребитель сможет с помощью QR-кода узнать поставщика сырья и дату поступления молока в продажу, это в любом случае будет работать на бренд производителя.

В то же время нужно понимать, что такая система не способна повлиять на снижение объема фальсификата, предупреждает Мария Жебит, директор департамента по связям с общественностью и госорганами. Покупатель сможет узнать много о ферме, заводе, откуда в магазина пришло молоко. Но рецептурные особенности и технологические нюансы все равно останутся доступны только проверяющим органам. Соблюдение техрегламентов не проверить с помощью смартфона, уверяют в организации. Это остается прерогативой Роспотребнадзора.

Что касается фальсификата, то ведомство фиксирует снижение количества продукции, которая некорректно маркирована до 4 процентов относительно 8-9 процентов в 2015 году, напоминает Жебит. Расчеты Союзмолока также подтверждают тенденцию. Это связано и с мерами, предпринятыми государством, и борьбой за корректную маркировку торговых сетей, а также ростом общей потребительской грамотности, подчеркнули в Союзмолоке.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

14.11.2018

Черная дыра информационных систем

Над рынком пищевой продукции встала тень очередного проекта властей по "прослеживаемости" на рынке. По итогам заседания Правительства, состоявшегося 31 октября, органам власти поручено проработать вопрос и обеспечить совместимость информационных систем в области качества продуктов питания, подконтрольных Минпромторгу, Россельхознадзору и Роспотребнадзору.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Колхоз Дружба, сельскохозяйственная артель
Адрес:  с. Ахрат, ул. Школьная, д. 31 
 
МОЛОЧАЯ ИНДУСТРИЯ, ООО
Адрес:  г. Белгород, бульвар Юности, д. 19 кв. 20