Владимир Суровцев
Владимир Суровцев
Кандидат экономических наук, врио директора ФГБНУ СЗНИЭСХ

«Доходы» определяют как разницу между «выручкой от реализации продукции и услуг» и «расходов на их производство». В зависимости от целей расчетов в расходы могут включаться все издержки и дополнительно «упущенная выгода», или исключаться какая-то их часть, например, амортизация, расходы собственника и т.п.  Но, зачастую, под «доходами» понимают совокупную выручку, например, на сайте ДейриНьюс приведена информация, что «семь из 10 крупнейших агрохолдингов в течение прошлого года увеличили выручку, а совокупный доход участников от основной деятельности вырос на 12 млрд руб. до 694 млрд руб.». Однако это все же выручка приблизилась к 700 млрд. руб., но, к сожалению, не доход.

Если государство возьмет на себя обязательства гарантировать доходы, то снизиться мотивация производителей предпринимать усилия, направленные на снижение расходов и повышение качества продукции, поиск  наиболее выгодных рынков сбыта продукции и приобретения ресурсов, что приведет к снижению и без того невысокой эффективности государственной поддержки АПК. Так, например, отдельные компании в АПК, по информации Дейри Ньюс, генерируют отрицательные денежные потоки, являясь получателями значительных сумм государственной поддержки инвестиционной деятельности. Так, в крупнейшем в АПК России холдинге,  несмотря на рост выручки, размер которой в 2017 г. достиг 125 млрд. руб., входящая в холдинг компания,  реализующая один из наиболее значимых в холдинге проектов, «в прошлом году получила чистый убыток в 2,4 млрд руб».

Наши исследования показывают:

для ускорения развития отраслей АПК, обеспечения устойчивого  роста объемов производства Госпрограмму следует ориентировать на достижение отраслями АПК состояния устойчивой конкурентоспособности, т.е. на:

  1. снижение издержек производства;

  2. повышение качества продукции;

  3. повышение экологической безопасности и снижения нагрузки на окружающую среду.

Формы и методы поддержки и гос. регулирования призваны обеспечить условия и поддержать инновационно-инвестиционную  деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширять возможности инвестиционной деятельности вне зависимости от размеров и организационно правовой формы производителей, их территориального расположения, создавать условия для повышения качества долгосрочного планирования, достоверности оценки эффективности инвестиций и срока их окупаемости.

Задачами поддержки и регулирования должны стать:

1. Защита рынка продукции и ресурсов от недобросовестной конкуренции, включая ограничения рыночной власти крупнейших производителей, защиту от фальсификатов и т.д., формирование «созидательной конкуренции».

2. Поддержка инвестиций  направляемых на технологическую  модернизацию производства и переработки; первоочередная поддержка освоения инновационных (прорывных) технологий («технологий завтрашнего дня») – повышенный размер поддержки высокоэффективных, трудосберегающих, экологически безопасных технологий с высокой инновационной составляющей.

Рекомендуемые формы поддержки и регулирования:

2.1. «Стимулирование спроса». Наиболее доступная форма для большинства производителей – прямая поддержка приобретения новой техники и оборудования для аграрного производства и переработки сельскохозяйственной продукции, с компенсацией части затрат в момент приобретения, что позволит переориентировать процесс поддержки с производителей техники в пользу сельскохозяйственных товаропроизводителей. Такая форма поддержки применяется в большинстве регионов из региональных бюджетов, однако ее развитие тормозит отсутствие такой формы поддержки на федеральном уровне.

2.2.  «Стимулирование предложения». Регулирование банковской сферы таким образом, чтобы сельскохозяйственные производители могли получать инвестиционные и краткосрочные кредиты по ставке ниже рыночной. Систему льготного инвестиционного кредитования вместо принципа субсидирования банков за счет средств поддержки АПК, целесообразно  формировать на «принципах наилучшего обеспечения … добровольно или по принуждению» методами государственного регулирования банковской сферы. С целью снижения ставки по инвестиционным кредитам, доведение до банков с гос. участием «гос. задания» по объему выдаваемых инвестиционных и краткосрочных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям и количеству получателей в АПК. Например, в Соглашениях с уполномоченными к работе по кредитованию АПК банками, претендующими на получение преференций и льгот со стороны государства, в т.ч. докапитализацию, налоговые льготы, снижение требований к объемам резервов и т.п., целесообразно устанавливать задания (контрольные нормативы, индикаторы) одновременно по объему выдаваемых инвестиционных кредитов для сельхозтоваропроизводителей и количеству получателей в аграрной сфере. В этом случае кредитная ставка для сельхозтоваропроизводителей, устанавливаемая рынком, будет существенно ниже, чем для других сфер экономики, так как между банками усилится конкуренция за клиентов из аграрной сферы, и они будут вынуждены снижать ставки до уровня своих предельных издержек в целях выполнения задания по объему и охвату выданных кредитов. Подобный опыт есть в странах Северной Европы. Таким образом, процесс льготного кредитования будет переориентирован «в пользу сельскохозяйственных товаропроизводителей», а не в пользу банков, как происходит в настоящее время, т.е. «поставлен с головы на ноги».  Льготные инвестиционные кредиты станут доступны всем сельскохозяйственным товаропроизводителям, сохранившим потенциал развития, вне зависимости от размеров, рыночной власти и политического веса.

2.3. Целевая поддержка освоения инновационных (прорывных) технологий («технологий завтрашнего дня») «пилотными» хозяйствами, «первопроходцами», осваивающими подобные технологии «первыми в России», с обязательствами производителей в соответствии с («Соглашениями») по проведению определенного количества бесплатных обучающих  семинаров и количества прошедших обучения руководителей и специалистов АПК в течение одного-двух лет.

3. Государственная поддержка инфраструктуры, включая информационную:

3.1 Информационного обмена в отрасли, «формирования плотного информационного пространства»:  поддержка обмена опытом - «бенчмаркинг», проведения обучающих семинаров, конференций, региональных ИКС, отраслевых СМИ, включая электронные, проведения выставок, ярмарок  и т.п.

3.2. Формирования телекоммуникационной инфраструктуры в сельской местности, расширение доступности скоростного интернета и т.п.

3.3. Формирования транспортной и социальной инфраструктуры на селе.

Врио директора ФГБНУ СЗНИЭСХ, к.э.н., доцент В.Н. Суровцев

06.09.2018

Подробнее с результатами наших исследований вы можете ознакомиться в наших предыдущих материалах на сайте Дейри Ньюс, а также в статьях в журналах «Молочное и мясное скотоводство» и «Молочная промышленность», «АПК: экономика и управление». В журнале  «Экономика сельского хозяйства России №9, 2017 г. опубликована статья «Эффективность форм государственной поддержки и инструментов финансирования инвестиционных проектов в отраслях сельского хозяйства».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
22.03.2019

Идентифицировать все!

В России до 2021 года должна быть внедрена национальная система идентификации животных. Несмотря на то, что работу над соответствующим проектом ведут уже больше 10 лет, необходимая АПК система “подвисла" на стадии согласования в Минэкономразвития. С тех пор работа топчется на месте. Мы поговорили с участниками рынка, чтобы узнать, как они относятся к ситуации.
Гран Летье, ООО
Адрес:  Калужская обл, Износковский район, пос. Мятлево, ул. Интернациональная, д. 28 
 
ОКА Молоко ОП №3, ООО (Пителинский район)
Адрес:  Рязанская область, Пителинский район, с. Нестерово 
 
ОКА Молоко, ООО (Чучковский район)
Адрес:  Рязанская область, Чучковский район, пос. Авангард 
 
Милка РУС, ООО
Адрес:  Курская обл, Большесолдатский район, с. Большое Солдатское, ул. Почтовая, д. 11В литера АА пом. 2