Мороженщики надеются на синоптиков

Источник: .bfm.ru
Согласно исследованию компании Discovery Research Group, объем российского рынка мороженого по состоянию на конец 2008 года в стоимостном выражении составил 48,13 млрд рублей, в натуральном — 358,7 тыс.тонн.
Мороженщики надеются на синоптиков
Согласно исследованию компании Discovery Research Group, объем российского рынка мороженого по состоянию на конец 2008 года в стоимостном выражении составил 48,13 млрд рублей, в натуральном — 358,7 тыс.тонн.

При этом, как рассказал генеральный директор Союза мороженщиков России Валерий Елхов, в прошлом году динамика роста рынка была отрицательной (-5%), и не из-за кризиса, а прежде всего из-за холодного лета. «В 2008 году потребление мороженого было довольно низким, но не столько из-за кризиса, сколько из-за дождливого летнего сезона, что не могло не сказаться на нашем бизнесе, который и так подвержен сезонному фактору», — пояснил он.

Между тем поначалу 2008 год обещал быть не таким уж плохим для мороженщиков. Премиум-сегмент (цена выше 200 рублей за упаковку) показывал рост в 20%, и вследствие этого на российский рынок потянулись иностранные компании. К компании Mars, довольно давно присутствовавшей на нашем рынке, прибавилась Movenpick, а Unilever привез бренд Carte D'Or. Кроме того, в феврале Unilever купила компанию «Инмарко» — одного из крупных игроков на российском рынке мороженого. Сумма сделки аналитиками рынка была оценена в 150 млн долларов.

Однако в ноябре 2008 года, когда вследствие кризиса банки увеличили стоимость кредитов, а многие залоги по уже выданным обесценились, отрасль рухнула, признает директор по развитию бизнеса мороженого в России, Украине, Белоруссии компании «Инмарко» Дмитрий Докин. «Все игроки рынка, так или иначе, связаны с кредитными учреждениями. А из-за невозможности получить кредитное обеспечение – соответственно трудно покупать сырье», — поясняет он.

Далее осложнились отношения с дистрибьюторами, а также с розничными сетями, вспоминает Дмитрий Докин. Поставки продукции перестали быть стабильными, а сети стали задерживали выплаты компаниям-производителям. Все это привело к тому, что нескольким компаниям пришлось покинуть рынок, положение многих значительно ухудшилось.

Как рассказал один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным, в тяжелом состоянии сейчас находится Красноярский хладокомбинат, недавно объявлен банкротом Новосибирский хладокомбинат. Остановила производство компания «Велрус», крупный производитель мороженого в Нижнем Новгороде.

С начала года практически ничего не производит компания «Альтервест», один из лидеров российского рынка. Кроме того, остановлено производство на двух заводах компании «Талосто» — действует только санкт-петербургский.

Комментируя ситуацию с «Альтервестом», Дмитрий Докин сообщил, что причина остановки производства — долги компании перед поставщиками. «Раньше, если у компании были тяжелые времена, поставщики давали отсрочки порой на многие месяцы. Сейчас же любой несвоевременный платеж агентов они воспринимают как угрозу банкротства предприятия и перекрывают отгрузки, что еще сильнее усугубляет положение компании», — рассказывает он.

Чтобы компенсировать ослабление рубля, в феврале производители мороженого были вынуждены поднять цены на 15-20%, при том что ранее, по данным генерального директора Союза мороженщиков, рост цен в этом сегменте составлял не более 8% в год.

«В начале года все производители закупают сырье, 50% которого составляет импорт. Если сухое молоко, произведенное в России, практически полностью обеспечивает отрасль, то сливочное масло, растительные жиры и эмульгаторы, стабилизаторы — привозные. Помимо этого вся упаковка также произведена за границей, — пояснил Валерий Елхов. — Кроме того, перед новым сезоном производители нанимают сезонных рабочих, чей труд также нужно оплачивать. А с учетом того, что сейчас нет возможности получить кредиты, приходится отбивать затраты повышением цен».

Как и в любой другой отрасли, мороженщики включили режим экономии. Стали закупать меньше импортного оборудования, сократили рекламные бюджеты и пересмотрели свой ассортимент. По словам Валерия Елхова, на конвейере осталась только те бренды, которые не нуждаются в больших рекламных затратах. Кроме того, производители делают ставку на экономичные сорта мороженого и семейную упаковку.

Пересматриваются и отношения с ритейлерами. «Раньше контракты компаний не всегда были рентабельны, и новые отношения с ритейлерами были чем-то сродни взятию высоты. Все работали на будущее. Сейчас все более спокойно относятся к тому, в каких сетях находится продукция. Теперь производители обращают внимание только на экономическую целесообразность работы с той или иной сетью. Это можно назвать санацией торговых точек с точки зрения перспективности и прибыльности», — комментирует процесс Дмитрий Докин.

Как считает Валерий Елхов, в ближайшее время потребление мороженого будет снижаться (сейчас снижение спроса составляет 10%), как на любой другой продукт не первой необходимости: «Покупательская способность не растет, да и конкурентов у этого лакомства на рынке немало — это и прохладительные напитки, и чипсы».

Тем не менее производители надеются на это лето: по прогнозам синоптиков, оно должно быть жарким. А Дмитрий Докин оптимистично добавляет, что кризис – это для стабильных компаний возможность занять место ушедших с рынка.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью