19.03.2008
Источник: Интегрум
Регион: Италия

Сыру, именуемому ранее «Пармезан», произведенному за пределами области Парма и Реджо-нелль-Эмилия в Италии, запрещено называться «Пармезаном»

Европейский Суд Справедливости 26 фев-раля с.г. постановил, что под маркой «Пар­мезан» («Parmesan») могут продаваться только сыры «Пармиджано Реджано» (Parmigiano Reggiano), которые производятся в Италии и обладают статусом «Защищенное указание источника происхождения» (Protected Designation of Origin, PDO). Иск был подан Европейской комиссией, считающей, что Германия не имеет права производить и продавать сыр под названием «пармезан». В 2003 году Еврокомиссия обязала немецких сыроваров изменить название производимой продукции. В обоснование своей апелляции немецкие бизнесмены подготовили большую подборку материалов из лингвистической и специальной литературы, чтобы доказать, что «пармезан» является родовым термином для любого твердого крошащегося сыра». В свою очередь, представители Италии настаивали на том, что «пармезан» считается специфическим италь­янским продуктом, а статус PDO подтверждает уникальность про­дукции. При этом, даже если сыр сделан в Парме, но не соответствует оригинальному рецепту, он не может называться ­«пармезаном».

Но доводы немецких сыроделов не были восприняты. Суд также счел необоснованными требования итальянской стороны, но при этом постановил, что под маркой «Пармезан» могут продаваться лишь сыры, обладающие особым знаком соответствия марке Parmigiano Reggiano, указав, что термин «пармезан» является транслитерацией итальянского названия «Пармиджано Реджано».

Вопросы права

Согласно статье 2 Регламента Совета Европейского Союза № 2081/92 «О защите географических указаний и наименований места происхождения сельскохозяйственных товаров и продуктов питания» (Регламент), правом ЕС охраняются географические указания и наименования места происхождения. При этом под наименованием места происхождения под­разумевается название региона, конкретной местности или, в исключительных случаях, страны, использующееся для описания сельскохозяйственных товаров и продуктов питания, происходящих из этого региона, местности или страны. В Регламенте указывается обязательность регистрации обозначения качества или характеристик, присущих продуктам исключительно или преимущественно вследствие особой географической среды (включая природный и человеческий факторы), а также вследствие приготовления, обработки и производства в определенной географической местности. Обязательным условием защиты наименований места происхождения является детальная спецификация продукта в соответствии с правилами статьи 10 Регламента. Нарушение спецификации является основанием для возбуждения охранных процедур.

В Регламенте также предусмотрено, что некоторые негеографические наименования, обозначающие сельскохозяйственные товары и продукты питания, происходящие из конкретного региона, местности и отвечающие вышеуказанным условиям, также считаются наименованием места происхождения.

Статья 3 Регламента устанавливает, что не подлежат охране и не могут быть зарегистрированы наименования, ставшие родовыми. Родовым является наименование, относящееся к конкретной местности или региону, в которых были произведены или проданы сельскохозяйственные продукты или продукты питания, ставшее общим нарицательным наименованием для таких продуктов. Такое название теряет свою географическую идентификацию и не ассоциируется с конкретной местностью. Например, сыры «камамбер» или «бри». Для того чтобы определить, является ли конкретное наименование родовым, необходимо проанализировать существующую ситуацию в государстве—члене ЕС, откуда происходит соответствующее наименование, а также в областях потребления, существующую ситуацию в других государствах—членах ЕС, соответствующие положения национальных законодательств.

Статья 13 Регламента определяет объем прав на защищенное наименование. Она гласит, что зарегистрированные наименования защищаются, в частности, от любого прямого или опосредованного коммерческого использования в отношении продуктов, не попавших под регистрацию, любого неправомерного использования, имитации или воспроизведения наименования, даже в случае, если упоминается настоящее происхождение товаров, любого другого обманного или неправомерного указания на зарегистрированное наименование. Например, запрещается использовать защищенное наименование в контексте с терминами «стиля», «типа», «по методу», «так же, как производится в…», «имитация».

Также устанавливается, что охраняемые наименования не могут стать родовыми. Согласно статье 2 Регуляции Еврокомиссии № 1107/96 от 12 июня 1996 года «О регистрации географических указаний и наименований места происхождения сельскохозяйственных товаров и продуктов питания», сыры «Пармиджано Реджано» (Parmigiano Reggiano) производятся в Италии и обладают статусом «Защищенное указание источника происхождения» (Protected Designation of Origin, PDO).

Предыстория конфликта

Пармезан (оригинальное название Parmigiano Reggiano) — самый известный в мире итальянский сыр. «Пармезан» относится к твердым сырам. Чтобы получить 1 кг сыра, необходимо 16 литров молока. Сначала его выдерживают в специальных формах в течение года, после чего проверяют. Если после проверки сыр забраковывается из-за скопления воздуха внутри формы или из-за неравномерности продукта, то он помечается специальными знаками на корке, а затем может все же поступать в продажу, но под другим именем. Сыр, в котором не было обнаружено никаких изменений, выдерживают еще как минимум один год, а затем помечают жженым клеймом на корочке — знаком качества Denominazione di Origine Protetta, DOP, который соответствует общепринятому Protected Designation of Origin, PDO. Помимо этого, вся оболочка (корка) сыра маркируется надписью Parmigiano Reggiano, выполненной в виде маленьких дырочек. Маркировку производят, когда сыр еще совсем мягкий.

Впервые пармезан был изготовлен приблизительно в 1100 году. Его создателями были монахи, перебравшиеся на холмы по соседству с городом Пармой. К 1200—1300 годам технология производства сыра была уже настолько отточена, а вкус настолько уникален, что особым законом запрещалось вводить какие-либо технические усовершенствования в производство или рецепт «Пармиджано Реджано». Уже в начале XVI века сыр экспортировали в Англию, Францию и большинство других европейских стран.

Свое название (Parmigiano Reggiano) сыр получил по имени двух основных регионов-производителей: Пармы и Реджо-нелль-Эмилии. Слово parmesan является французским вариантом итальянского названия, оно-то и получило распространение в мире.

Кроме Италии, сыр под названием «пармезан» производится также в ряде других государств, в частности, второй по объему производства этого сыра является Германия.

В связи с подачей жалоб несколькими компаниями Еврокомиссия своим письмом от 15 апреля 2003 года рекомендовала Германии прекратить производство сыра, обозначенного как «Пармезан» в связи с его несоответствием спецификации PDO Parmigiano Reggiano. При этом указывалось, что «пармезан» является переводом названия Parmigiano Reggiano, то есть эти правоотношения регулируются Регламентом № 2081/92.

В своем ответе от 13 мая 2003 года немецкое правительство указало, что хотя сыр «пармезан» имеет исторические корни в итальянском регионе Парма, ныне это родовое обозначение твердых сыров независимо от места их производства, то есть отличных от PDO Parmigiano Reggiano. Таким образом, производя сыр, обозначенный как «Пармезан», Германия не нарушает требования Регламента № 2081/92.

Очередное предупреждение было внесено Еврокомиссией 17 октября 2003 года, но оно также осталось без последствий.

А 30 марта 2004 года Еврокомиссия официально предписала Германии прекратить нарушения Регламента. Германия выполнить требования отказалась по вышеизложенным мотивам.

После этого Еврокомиссия обратилась в Европейский суд Справедливости. Позже к иску присоединились на стороне истца Италия и Чехия, а на стороне ответчика Дания и Австрия.

Судебное разбирательство

В подтверждение своего иска Евро­комиссия указывает на отказ Германии в судебном порядке прекратить использование на своей территории наименования «пармезан» по отношению к продукции, не соответствующей спецификации PDO Parmigiano Reggiano. По мнению Еврокомиссии, «пармезан» является точным переводом оригинального защищенного итальянского наименования, следовательно, на него распространяется действие Регламента № 2081/92. Исследования, проведенные в Италии, свидетельствуют, что слово «пармезан» ассоциируется у потребителей исключительно с сыром, производимым в окрестностях Пармы под маркой Parmigiano Reggiano. В других европейских государствах, в том числе и в Германии, под словом «пармезан» понимается специфический твердый итальянский сыр. Таким образом, Еврокомиссия утверждает, что «Пармезан» никогда не терял географической идентификации, это — не родовое наименование и никогда не было таковым.

Аргументация Германии сводилась к следующим утверждениям: во-первых, по мнению ответчика, предусмотренная Регламентом защита распространяется только на оригинальное (зарегистрированное) наименование; во-вторых, использование наименования «Пармезан» не нарушает установленной защиты PDO Parmigiano Reggiano; и, в-третьих, Германия не обязана самостоятельно предпринимать никаких действий для защиты зарегистрированного наименования.

Выслушав аргументы сторон, Суд пришел к заключению, что термин «пармезан» является дословным переводом (транслитерацией) оригинального названия, имеющего статус PDO. Соответственно, так может обозначаться только продукция, произведенная в соответствии со спецификацией PDO Parmigiano Reggiano — то есть исключительно в итальянских областях Парма и Реджо-нелль-Эмилия. Но в то же время Суд не удовлетворил требования Еврокомиссии относительно применения к Германии санкций, определив, что предпринимать меры по защите PDO должны представители итальянского консорциума сыропроизводителей Parmigiano Reggiano.

Отметим, что это не первый случай, когда европейские производители обращаются в Европейский суд Справедливости, чтобы защитить свое право на PDO. После внедрения системы защиты географических указаний и наименований места происхождения местные общины могут заявлять права на названия местной продукции. Так, в 2005 году Греция отстояла право на название сыра «Фета», который также выпускался производителями Германии, Франции и Дании. Эти страны утверждали, что словом «фета» может называться целый класс сыров, производящихся и за пределами Греции. А в середине 2007 года в Суд обратилась Швейцария, требующая защитить ее права на производство сыра Gruyere, который выпускается в местности Грюйере на западе Швейцарии. Франция выпустила сыр с таким же названием, но по другой технологии.


 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

07.12.2016

ТОП-50 Компаний-производителей сырого молока

"Центр изучения молочного рынка" составил Рейтинг «ТОП-50 Компаний-производителей сырого молока», сообщает The DairyNews.
Заря, ПСХК
Адрес:  Курская обл., Тимский район, с. Пахонок, ул. Новая, д. 10
Колос, ООО
Адрес:  Курская обл., Фатежский район, д Басовка
Престиж, ООО
Адрес:  Курская обл., Фатежский район, с. Сотниково
Александра, ООО
Адрес:  Курская обл., Тимский район, с. Лисий Колодезь, ул. Погоженская, д. 9