05.08.2009
Источник: wobla.ru
Регион: Вологодская обл.
Молоко и молочный напиток - почувствуйте разницу Введение нового техрегламента на молочную продукцию поставило многие мелкие хозяйства на грань разорения В розничную продажу Череповца вся молочная продукция должна поступать по новым правилам. Связано это с введением «Технического регламента на молоко и молочную продукцию». Главная его цель — безопасность продукта. А для потребителя — достоверная информация о нем. В частности, покупатель должен знать разницу между молоком и молочным напитком. Прежде всего, она должна быть отражена в маркировке. Чтобы соответствовать требованиям нового регламента, Вологодчине пришлось перестроить всю отрасль — от производства молока до его реализации. И в большей степени досталось мелким хозяйствам, выпускающим сырье, которые оказались на грани разорения.

Комментируя эту ситуацию, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев подчеркнул:

— Технический регламент позволяет защитить качество продукции, в первую очередь вологодское качество. Он установил правила, которые предъявляются к производ­ству молочной продукции. Когда­то у нас по высшему сорту шло 70 % молока. После введения техниче­ского регламента — лишь 30 %.

В чем причина? Отнюдь не в резком снижении качества продукции.

«Переход на новый регламент — очень сложный и затратный процесс», — в один голос твердят как поставщики сырья, особенно мелкие хозяйства (некоторых из них регламент поставил на грань разорения), так и переработчики. И без того болезненный процесс введения новых правил совпал с кризисом.

Подавляющее большинство хозяйств и предприятий Вологодчины приняли закон к исполнению еще в декабре прошлого года. Однако далеко не все оказались к нему готовы. Как нам объяснили в отделе животноводства департамента сельского хозяйства области, регламент ввел ряд новых понятий. К примеру, такой показатель, как температура замерзания надоенного молока, который должен быть не выше минус 0,520, введен впервые. Причем эти замеры, если у хозяйства нет соб­ственной лаборатории (а их у мелких хозяйств, как правило, нет), может сделать независимая экспертиза. Чтобы провести исследования, многим нужно десятки литров молока везти за 500 и более километров — допустим, из Кич.­Городецкого района в Вологду. Привести в соответствие новым требованиям нужно было и традиционные замеры: содержание сухого обезжиренного молочного остатка (СОМО) — не менее 8,2 %, содержание белка — не менее 2,8 % и т.д. Показателей множество. Соблюдены все — молоко зачтут высшим сортом и примут подороже, допустим, по 10 рублей за 1 литр. Не выдержишь экзамен хотя бы по одному показателю — молоко не примут ни по высшему, ни по первому, ни даже по второму сорту. Оно пойдет как «несортовое». Но такого понятия в отрасли нет. Вот и придумали производители свой термин: сорт «второй договорной» — по 5 рублей за 1 литр. «Договариваться» по второму варианту вынуждены небольшие животноводческие фермы в Бабушкинском, Сокольском, Тотемском районах и других.

Знали ли загодя хозяйства о грядущих переменах? По словам губернатора Вячеслава Позгалева — знали:

— В экономике, как и в природе, выживает сильнейший. Те, кто не может работать в условиях рыночной экономики, должны заняться чем­то другим. Мы же как потребители хотим получать хорошую продукцию и в достаточном количестве. Технический регламент — это один из таких силовых методов, понуждающий сельхозпроизводителей применять современные технологии, улучшать качество своей продукции. Правильно: далеко в Вологду везти на анализ. Значит, надо создавать лаборатории на местах. Значит, надо местному самоуправлению думать. А почему раньше не думали? Ведь мы за год до введения регламента раздали его текст и сказали — ознакомьтесь. И подумайте…

Видимо, как нередко случается, медленно запрягают (с 2006 года идут разговоры о переходе на новый технический молочный регламент), а ехать приходится быстро (к середине лета на новый регламент перешла вся отрасль).

Удалось ли переработчикам в Череповце и соседних районах за короткий срок, да еще с учетом кризисной волны, осилить сертификацию? (Напомним, сертификат — это документ, подтверждающий соответствие продукции установленным требованиям.)

— Конечно же, были сложности, и большие, — говорит Валентина Митюшова, зам. руководителя ООО «Череповецкий центр испытаний и сертификации». — Но нужно отдать должное нашим мест­ным переработчикам молока. Они дисциплинированны и исполнительны. В настоящее время сертифицировали свою продукцию в соответствии с требованиями нового технического регламента 151 предприятие — практически все (а это город и восемь районов — авт.). В том числе это череповецкий молочный комбинат, устюженский АПК, «Ампрод» (предприятие ОАО «Аммофос»), кадуйский молокоперерабатывающий комбинат ООО «Север­агрогаз» и другие.

Путь к заветному сертификату был тернистым, подтверждают и сами местные производители молочной продукции.

— Очень сложным был процесс перехода на новый технический регламент, и финансово затратным. Причем он пока еще не завершен, — говорит Елена КАПИТОНОВА, начальник производственной лаборатории ООО «Устюженский АПК». — Во­первых, нужно было покупать всю нормативную документацию; во­вторых, сертифицировать продукцию вне плана (сертификат выдается примерно на три года — авт.), в­третьих, нужно было закупать новую упаковку с новой маркировкой. Как минимум, на все про все нам пришлось потратить порядка 1 млн руб. вне бюджета.

Устюженский АПК выпускает только молоко и молочные продукты, молочного напитка в перечне его товаров нет. Наш череповецкий молочный комбинат — тоже. Как объяснила нам зав. производ­ством ОАО «Череповецкий молочный комбинат» Надежда ВИНОГРАДОВА, предприятие еще с зимы полностью перешло на новый технический регламент. В большей степени это была «бумажная» работа: пришлось поменять много документов, всю упаковку, получить новые сертификаты, поменять всю внутреннюю техническую документацию.

Оценить эти усилия теперь может и покупатель. В магазине, держа в руках упаковку молока (не молочного напитка), обратите внимание на состав. В нем должны быть указаны две составляющие — молоко цельное, молоко обезжиренное.

Молоко питьевое. Вырабатывается из цельного коровьего молока. Корову подоили, получили сырье. В цистерне привезли его на молкомбинат, охладили, нормализовали, получили молоко питьевое. Причем в питьевое молоко могут быть добавлены только натуральные молочные продукты (ни в коем случае не вода, как думают заблуждающиеся обыватели). Молочные продукты — это молоко обезжиренное, пахта, сливки, вплоть до сливочного масла.

Сухие молочные продукты, допустим, сухое молоко, в изготовлении питьевого молока не используются. Но и просто коровье молоко в пакеты никто фасовать не будет.

— Как такового цельного молока вы нигде в продаже не увидите, — говорит Надежда Вино­градова, зав. производством ОАО «Череповецкий молочный комбинат». — Если взять натуральное молоко с фермы, его нужно выпить в течение трех часов. В противном случае в нем накапливаются бактерии, и его необходимо пастеризовать. Есть и стерилизованное молоко: при его обработке применяются очень высокие температуры — более 100 градусов. У такого молока и сроки хранения больше. Нормализовать цельное молоко — значит довести до стандартного содержание жира или белка, используя сливки либо обезжиренное молоко. Например, молоко с фермы приходит жирностью 3,8 %. В магазины оно поступает жирностью 2,5 %, 3,2 %.

Молочный напиток.

Цельное коровье молоко — продукт сезонный. В большом количестве такое сырье поступает на заводы с мая по август. Потом идет спад. Мы же, потребители, хотим, чтобы молоко из натурального сырья было в продаже круглый год. Поэтому производители вынуждены изготавливать из цельного молока сухое или сухое обезжиренное — путем выпаривания влаги. По свойствам сухое молоко ни в чем не уступает цельному. Кроме того, изготавливается молоко концентрированное и сгущенное. Это те продукты, которые можно хранить длительное время и при необходимости использовать. Из такого­то «сырья» с добавлением воды и делают, как раньше говорили, восстановленное молоко. Новый технический регламент дал ему название «молочный напиток».

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

14.11.2018

Черная дыра информационных систем

Над рынком пищевой продукции встала тень очередного проекта властей по "прослеживаемости" на рынке. По итогам заседания Правительства, состоявшегося 31 октября, органам власти поручено проработать вопрос и обеспечить совместимость информационных систем в области качества продуктов питания, подконтрольных Минпромторгу, Россельхознадзору и Роспотребнадзору.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Колхоз Дружба, сельскохозяйственная артель
Адрес:  с. Ахрат, ул. Школьная, д. 31 
 
МОЛОЧАЯ ИНДУСТРИЯ, ООО
Адрес:  г. Белгород, бульвар Юности, д. 19 кв. 20