05.08.2009
Источник: wobla.ru
Регион: Вологодская обл.
Молоко и молочный напиток - почувствуйте разницу Введение нового техрегламента на молочную продукцию поставило многие мелкие хозяйства на грань разорения В розничную продажу Череповца вся молочная продукция должна поступать по новым правилам. Связано это с введением «Технического регламента на молоко и молочную продукцию». Главная его цель — безопасность продукта. А для потребителя — достоверная информация о нем. В частности, покупатель должен знать разницу между молоком и молочным напитком. Прежде всего, она должна быть отражена в маркировке. Чтобы соответствовать требованиям нового регламента, Вологодчине пришлось перестроить всю отрасль — от производства молока до его реализации. И в большей степени досталось мелким хозяйствам, выпускающим сырье, которые оказались на грани разорения.

Комментируя эту ситуацию, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев подчеркнул:

— Технический регламент позволяет защитить качество продукции, в первую очередь вологодское качество. Он установил правила, которые предъявляются к производ­ству молочной продукции. Когда­то у нас по высшему сорту шло 70 % молока. После введения техниче­ского регламента — лишь 30 %.

В чем причина? Отнюдь не в резком снижении качества продукции.

«Переход на новый регламент — очень сложный и затратный процесс», — в один голос твердят как поставщики сырья, особенно мелкие хозяйства (некоторых из них регламент поставил на грань разорения), так и переработчики. И без того болезненный процесс введения новых правил совпал с кризисом.

Подавляющее большинство хозяйств и предприятий Вологодчины приняли закон к исполнению еще в декабре прошлого года. Однако далеко не все оказались к нему готовы. Как нам объяснили в отделе животноводства департамента сельского хозяйства области, регламент ввел ряд новых понятий. К примеру, такой показатель, как температура замерзания надоенного молока, который должен быть не выше минус 0,520, введен впервые. Причем эти замеры, если у хозяйства нет соб­ственной лаборатории (а их у мелких хозяйств, как правило, нет), может сделать независимая экспертиза. Чтобы провести исследования, многим нужно десятки литров молока везти за 500 и более километров — допустим, из Кич.­Городецкого района в Вологду. Привести в соответствие новым требованиям нужно было и традиционные замеры: содержание сухого обезжиренного молочного остатка (СОМО) — не менее 8,2 %, содержание белка — не менее 2,8 % и т.д. Показателей множество. Соблюдены все — молоко зачтут высшим сортом и примут подороже, допустим, по 10 рублей за 1 литр. Не выдержишь экзамен хотя бы по одному показателю — молоко не примут ни по высшему, ни по первому, ни даже по второму сорту. Оно пойдет как «несортовое». Но такого понятия в отрасли нет. Вот и придумали производители свой термин: сорт «второй договорной» — по 5 рублей за 1 литр. «Договариваться» по второму варианту вынуждены небольшие животноводческие фермы в Бабушкинском, Сокольском, Тотемском районах и других.

Знали ли загодя хозяйства о грядущих переменах? По словам губернатора Вячеслава Позгалева — знали:

— В экономике, как и в природе, выживает сильнейший. Те, кто не может работать в условиях рыночной экономики, должны заняться чем­то другим. Мы же как потребители хотим получать хорошую продукцию и в достаточном количестве. Технический регламент — это один из таких силовых методов, понуждающий сельхозпроизводителей применять современные технологии, улучшать качество своей продукции. Правильно: далеко в Вологду везти на анализ. Значит, надо создавать лаборатории на местах. Значит, надо местному самоуправлению думать. А почему раньше не думали? Ведь мы за год до введения регламента раздали его текст и сказали — ознакомьтесь. И подумайте…

Видимо, как нередко случается, медленно запрягают (с 2006 года идут разговоры о переходе на новый технический молочный регламент), а ехать приходится быстро (к середине лета на новый регламент перешла вся отрасль).

Удалось ли переработчикам в Череповце и соседних районах за короткий срок, да еще с учетом кризисной волны, осилить сертификацию? (Напомним, сертификат — это документ, подтверждающий соответствие продукции установленным требованиям.)

— Конечно же, были сложности, и большие, — говорит Валентина Митюшова, зам. руководителя ООО «Череповецкий центр испытаний и сертификации». — Но нужно отдать должное нашим мест­ным переработчикам молока. Они дисциплинированны и исполнительны. В настоящее время сертифицировали свою продукцию в соответствии с требованиями нового технического регламента 151 предприятие — практически все (а это город и восемь районов — авт.). В том числе это череповецкий молочный комбинат, устюженский АПК, «Ампрод» (предприятие ОАО «Аммофос»), кадуйский молокоперерабатывающий комбинат ООО «Север­агрогаз» и другие.

Путь к заветному сертификату был тернистым, подтверждают и сами местные производители молочной продукции.

— Очень сложным был процесс перехода на новый технический регламент, и финансово затратным. Причем он пока еще не завершен, — говорит Елена КАПИТОНОВА, начальник производственной лаборатории ООО «Устюженский АПК». — Во­первых, нужно было покупать всю нормативную документацию; во­вторых, сертифицировать продукцию вне плана (сертификат выдается примерно на три года — авт.), в­третьих, нужно было закупать новую упаковку с новой маркировкой. Как минимум, на все про все нам пришлось потратить порядка 1 млн руб. вне бюджета.

Устюженский АПК выпускает только молоко и молочные продукты, молочного напитка в перечне его товаров нет. Наш череповецкий молочный комбинат — тоже. Как объяснила нам зав. производ­ством ОАО «Череповецкий молочный комбинат» Надежда ВИНОГРАДОВА, предприятие еще с зимы полностью перешло на новый технический регламент. В большей степени это была «бумажная» работа: пришлось поменять много документов, всю упаковку, получить новые сертификаты, поменять всю внутреннюю техническую документацию.

Оценить эти усилия теперь может и покупатель. В магазине, держа в руках упаковку молока (не молочного напитка), обратите внимание на состав. В нем должны быть указаны две составляющие — молоко цельное, молоко обезжиренное.

Молоко питьевое. Вырабатывается из цельного коровьего молока. Корову подоили, получили сырье. В цистерне привезли его на молкомбинат, охладили, нормализовали, получили молоко питьевое. Причем в питьевое молоко могут быть добавлены только натуральные молочные продукты (ни в коем случае не вода, как думают заблуждающиеся обыватели). Молочные продукты — это молоко обезжиренное, пахта, сливки, вплоть до сливочного масла.

Сухие молочные продукты, допустим, сухое молоко, в изготовлении питьевого молока не используются. Но и просто коровье молоко в пакеты никто фасовать не будет.

— Как такового цельного молока вы нигде в продаже не увидите, — говорит Надежда Вино­градова, зав. производством ОАО «Череповецкий молочный комбинат». — Если взять натуральное молоко с фермы, его нужно выпить в течение трех часов. В противном случае в нем накапливаются бактерии, и его необходимо пастеризовать. Есть и стерилизованное молоко: при его обработке применяются очень высокие температуры — более 100 градусов. У такого молока и сроки хранения больше. Нормализовать цельное молоко — значит довести до стандартного содержание жира или белка, используя сливки либо обезжиренное молоко. Например, молоко с фермы приходит жирностью 3,8 %. В магазины оно поступает жирностью 2,5 %, 3,2 %.

Молочный напиток.

Цельное коровье молоко — продукт сезонный. В большом количестве такое сырье поступает на заводы с мая по август. Потом идет спад. Мы же, потребители, хотим, чтобы молоко из натурального сырья было в продаже круглый год. Поэтому производители вынуждены изготавливать из цельного молока сухое или сухое обезжиренное — путем выпаривания влаги. По свойствам сухое молоко ни в чем не уступает цельному. Кроме того, изготавливается молоко концентрированное и сгущенное. Это те продукты, которые можно хранить длительное время и при необходимости использовать. Из такого­то «сырья» с добавлением воды и делают, как раньше говорили, восстановленное молоко. Новый технический регламент дал ему название «молочный напиток».

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

12.12.2017

Ленобласть, Чили, Новая Зеландия: Fonterra открыла предприятие в России

Крупнейший молочный кооператив мира открыл совместное предприятие в России. Партнером Fonterra Co-operative Group Limited выступила группа «Фудлайн», имеющая непосредственное отношение к молочному заводу «Галактика». В России у Fonterra пока нет поставщиков, однако, новозеландцы намерены вкладываться в развитие качества сырья. Подробности – в материале The DairyNews.
КОРОВЕНКОВ В.И. , КФХ
Адрес:  Рязанская область, Сапожковский район, Никольский, с Красный Угол
СХОД, ППСК / ВОСХОД, СППК
Адрес:  Дагестан респ, г. Буйнакск, ул. Орджоникидзе, д. 7 офис 24
ЦЫЦЫНА Т.В. , КФХ
Адрес:  Рязанская область, Шиловский район, Занино-Починковский, д Малые Пекселы
ПСЕЛЬСКОЕ, ООО
Адрес:  Курская обл, Беловский район, с. Белая, ул. Журавского, д. 2