Молоко растет квартальными шагами

Источник: fontanka.ru
Производители молока Ленинградской области в октябре подняли цены на 3,3%.
Это первое повышение от производителей с середины лета. На розничной цене оно пока не сказалось – литр растет без скачков с августа. Но потребительский рынок вряд ли проигнорирует повышение отпускных цен молочных комбинатов Петербурга, которые серьезно не индексировали цены с марта. По словам участников рынка, в нестабильные годы молокозаводы вынуждены повышать цену несколько раз. Договоры с торговыми сетями не позволяют делать это каждый месяц, поэтому рост идет сразу на несколько процентов.

По итогам октября производители готового молока Ленинградской области подняли отпускные цены на 3,3%. Об этом свидетельствует статистика Петростата. По этим ценам молочные заводы реализуют продукцию торговым сетям и посредникам. Средняя цена за тонну молока от производителя по итогам октября составила 32 747 рублей. За месяц приобрести тонну стало дороже на 1 047 рублей. То есть цена за килограмм в среднем равна 32,7 рублей, а рост составил 1,047 рубля.

Цифра кажется незначительной только на первый взгляд. Предыдущие два месяца отпускная цена не росла совсем. Что касается петербургских производителей, они не повышали цену весь третий квартал, держа ее на уровне 32 948 рублей за тонну.

Анализ отпускных цен за год показал, что увеличиваются они крайне неравномерно. Молочные фабрики Петербурга смогли понять их только один раз в течение года: за март молоко подорожало на 12,6%, с 29 789 рублей до 32 942 за тонну. Заводам Ленинградской области удалось серьезно увеличить цены дважды за год. В июле они выросли на 7,5%, с 31 099 рублей до 33 496 рублей за тонну. Но максимальный скачок был зафиксирован в январе. Тогда цена молочных комбинатов области выросла сразу с 27 709 рублей за тонну до 32 747. Рост в течение месяца составил целых 17,6%. Остальное время отпускная цена производителей молока не росла. Петростат исследовал не всех производителей, в выборке участвовали крупнейшие предприятия города и области, занимающие в сумме не менее 70% рынка.

Истоки неравномерного роста цены объяснил «Фонтанке» заместитель гендиректора «Пискаревского молочного завода» Георгий Житмарев. «Цены на молоко растут не равномерно (что было бы лучше и для производства, и для потребителей). Но основной рынок сбыта любого более-менее крупного молочного завода – торговые сети. При заключении с ними договора на поставку молока отпускная цена прописывается на конкретный временной период. По истечении срока действия договора цена остается на прежнем уровне, либо производитель пытается поднять ее. Но сети идут на повышение цены неохотно: ретейлерам придется закладывать ее в розничную цену, что может отпугнуть покупателя. В этом смысле сети защищают потребителей от неуемных аппетитов производителей», – сказал Житмарев.

Повышение цены может обернуться для молочного комбината крупными потерями. Если торговая сеть найдет производителя с менее дорогостоящей продукцией и посчитает, что смена бренда на полках пройдет безболезненно, производитель потеряет часть рынка сбыта. «Поэтому заводы тянут с повышением цены до последнего момента, когда очередная затяжка повлечет экономические потери. Что касается разрыва отношений с торговыми сетями, утерянные рынки можно и не возвратить», – рассказывает заместитель директора «Пискаревского молокозавода». Количество увеличений отпускной цены зависит от экономической ситуации в целом. В «спокойные» годы комбинаты поднимают цены один раз в год, форс-мажорные ситуации могут привести к двум увеличениям цены. Периоды нестабильности порождают три-четыре увеличения цены в год.

Собеседник «Фонтанки» в одной из крупнейших федеральных торговых сетей подтвердил, что цена закупки молока, как и любого другого продукта, оговаривается с поставщиком на определенный период. «Все зависит от рыночных условий на данный момент. Цена может пролонгироваться. В противном случае начинается переговорный процесс. Но бывают случаи, когда положение ухудшается сразу у всех игроков отрасли. Тогда они пишут официальное коллективное письмо, в котором объясняют причины, по которым вынуждены поднимать цены. Но и в этих случаях сети идут на изменение условий договоров с крайней неохотой», – сказали корреспонденту «Фонтанки» в одной из торговых компаний.

Генеральный директор ГК «Лосево» Эльдар Беглов уверен, что одной из основных причин роста цен стало снижение поголовья молочного стада, из-за чего снижается и предложение сырого молока, используемого крупными заводами в производстве. «Процесс идет уже много лет и связан с катастрофическим недофинансированием отрасли. После введения санкций исчезло дешевое молоко из Прибалтики. Кроме того, большинство компаний используют в производстве сухое молоко, которое приобретают за границей», – перечисляет причины руководитель группы компаний. Падение рубля привело к росту цен на импорт. Теперь производители искусственного молока вынуждены закладывать этот рост в цену своего товара. Сама ГК «Лосево» не повышает цены благодаря замкнутому циклу производства.

«Выстроить экономику только от молока не получается. В отрасли задействованы постройки 60-70-х годов. Все это нужно ремонтировать или перестраивать. Игрокам нужно проводить перевооружение, а тем, кто успел установить новое оборудование, предстоит выплачивать дорогостоящие банковские кредиты», – объясняет Житмарев.
Напомним, что после увеличением Центробанком ставки с 8% до 9,5% кредиты коммерческих банков существенно подорожали. А обвальное осеннее падение рубля заставило банки выдавать ссуды с крайней осторожностью: падение рубля и инфляция могут нивелировать ставку по рублевому займу и принести заемщику убыток.
По данным комитета по предпринимательству Смольного за десять месяцев розничные цены на молоко выросли более, чем на десять процентов. Молоко жирностью в 2,5% выросло на 15,3%, молоко с 3,2% жирности подорожало на 12%. Одной из главных причин этого стал рост средней цены закупки молока у поставщиков.

Статистика Петростата показывает – в августе литр пастеризованного молока в магазине стоил 50,65 рублей. В сентябре купить его можно было уже за 51,28 рублей. К концу октября средняя цена поднялась до 51,67 рублей. Далее последовало небольшое падение – 51,38 рублей за литр. Но по состоянию на 17 ноября цена достигла 51,72 рублей.

За октябрь цены на потребительском рынке Петербурга выросли в среднем на 1,2%, следует из служебных документов комитета по развитию предпринимательства, оказавшихся в распоряжении «Фонтанки». За январь-октябрь потребительские цены поднялись на 10,7%. Год назад по итогу 10 месяцев потребительские цены росли гораздо медленнее – на 6,1%.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью