Горячая тема

Молоко просится в Китай

Источник: The DairyNews
Весь молочный мир пристально смотрит на китайский рынок. По оценкам аналитиков, в 2024 году КНР понадобится столько же молока, сколько производят Австралия и Новая Зеландия вместе.

В условиях снижения потребления молочной продукции, российские производители все чаще смотрят на рынок Китая, до сих пор не открытый. Растущий, не смотря на специфичность рынок КНР, в настоящее время оккупирован такими импортерами как Новая Зеландия, ЕС и США. Однако, это не мешает прощупывать почву другим странам-потенциальным поставщикам. К тому же, накануне Минсельхоз России заявил, что регистрация российских предприятий, имеющих право на экспорт молочной продукции в КНР завершится в апреле 2018 года. Такие же права получат ряд китайских молочных компаний, пишет The DairyNews.


НЕМНОГО ИСТОРИИ


В настоящее время молочные полки китайских супермаркетов довольно разнообразны: от UHT-молока, до йогуртов, масла, сыра, сухого молока и молочных злаковых батончиков с мороженым. Значительно растут и категории на основе молока, реализуемые в сетях быстрого питания: мягкое мороженое, латте, чай.

Рост молочного сектора серьезно повысил значимость национальных компаний-производителей, таких как China Mengniu Dairy и Inner Mongolia Yuli, которые вместе контролируют около 40% рынка КНР.

Между тем, до периода роста, в 1958 году среднегодовое потребление молока на душу населения в КНР составляло порядка 2,5 кг. Как страна пришла к формированию молочной отрасли? Исторические хроники говорят о рождении молочной промышленности Китая в конце 19 века, когда западные и китайские торговцы ввезли в страну черно-белый голштинский скот и знания о молочном скотоводстве. После 1949 года новое правительство страны приняло меры по развитию отрасли, инвестированию в программы разведения скота для формирования национального молочного стада, а также в учреждениях по переработке свежего молока.

Даже тогда молочные продукты оставались дефицитным товаром, выделяемым в учреждения социальной сферы, такие как больницы и детские сады. В 1960-х годах семьи с младенцами могли получать молочные пайки, содержащие примерно одну пинту молока в день. Обычные граждане потребляли гораздо меньше. 

Реформы эпохи Дэн Сяопина активизировали китайскую молочную промышленность, вернув молочных коров фермерам, повысив низкую государственную закупочную цену и в конечном итоге разрешив частные фермы. По мере расширения производства в 1990-х годах этот сектор привлекал иностранных партнеров. В 1990 году Nestlé основала фабрику недалеко от Харбина, где компания выпускала сливки Coffee-Mate, в течение многих лет поставлявшиеся с фирменным кофе Nescafe. Вскоре пришла очередь совместных предприятий с Danone, Dean Foods, Walls, Meiji и Arla Foods.

Внедрение UHT-упаковки в середине 1990-х годов позволило направить жидкое молоко по всей стране не повышая затрат. В 1995 году жители Шанхая и Пекина потратили от 1,5 до 2 процентов доходов своего домохозяйства на молочные продукты, тогда как во внутренних провинциях было потрачено всего около 0,5 процента. В течение 10 лет средний показатель по стране достиг 1,7 процента. В 1993 году китайские потребители пили в среднем 5,4 кг жидкого молока на душу населения. Десять лет спустя это число увеличилось более чем в три раза до 18,6 кг.

Как сообщила Лиу Лин, заместитель генерального секретаря Молочной Ассоциации Китая, в 2017 году потребление молочной продукции в КНР составило 36 кг на душу населения или порядка 30% от среднемировых значений.

После своего вступления в ВТО в 2001 году, Китай открыл рынок для иностранных молочных продуктов, таких как сухое молоко из Новой Зеландии. Перед лицом этого нового конкурента китайское правительство поощрило консолидацию небольших молочных предприятий во все более крупные компании.

Программа консолидации отрасли и развития производства молочной продукции в 2008 году увеличила государственную поддержку крупных предприятий и поставила целью рост числа крупных ферм.  В настоящее время подавляющее число молочных ферм Китая содержат поголовье размером более 500 и 1000 голов. Крупнейшие молочные компании культивируют положительный общественный имидж, бесплатно поставляя молоко в начальные школы в самые бедные районы страны, а также направляя значительные ресурсы на поддержку государственных приоритетных программ, таких как программы помощи для жертв землетрясения, экологических кампаний и зимних Олимпийских игр 2022 года. Сегодня роль молочной промышленности Китая особенно высока в борьбе с нищетой и для экономического развития во Внутренней Монголии.  

Согласно прогнозам аналитиков, в 2018 году потребление молока в КНР ощутимо возрастет и составит 37 кг на душу населения, а к 2024 году этот показатель достигнет 44 кг. Для того чтобы удовлетворить такой спрос, Китаю потребуется еще столько же молока, сколько его производят Австралия и Новая Зеландия.

В настоящее время, несмотря на заглушенные последствия кризиса «меламиновых скандалов» 2008-2009гг, доверие потребителей КНР по-прежнему наиболее высоко к импортной молочной продукции, при этом продукты питания, произведенные в России в Китае традиционно считаются экологически чистыми.


СТАТИСТИКА


По оценкам CLAL, в январе-декабре 2017 года Китай значительно увеличил импорт молочной продукции в большинстве категорий, за исключением упакованного молока.

Так, поставки в 2017 году сухой молочной сыворотки увеличились до 530 тыс. тонн с 497 тыс. тонн в 2016 году. Импорт упакованного молока уменьшился с 549 до 529 тыс. тонн. Поставки сухого цельного молока увеличились до 470 тыс. тонн с 420 тыс. тонн годом ранее. Импорт детского питания составил 303 тыс. тонн (вместо 225 тыс. тонн годом ранее), поставки сыров увеличились с 97 до 108 тыс. тонн, масла – с 82 до 92 тыс. тонн.

В 2016 году самообеспеченность молоком Китая уменьшилась с 87,8% годом ранее до 86%.

Ранее USDEC (Американский Совет по экспорту молочных продуктов) сообщил о значительном росте экспорта в КНР в январе 2018 года. В частности, вырос экспорт лактозы, сывороточного белкового концентрата, изолята сывороточного белка, сыворотки и сыра.

Аналитики Rabobank предполагают рост спроса на молочную продукцию в Китае на уровне 8-9% ежегодно. Как следует из отчета Еврокомиссии, поставки молочной продукции в Китай будут расти примерно на 2% в год.

«К 2030 году ожидается, что импорт будет обеспечивать более 20% китайского внутреннего потребления молочных продуктов», - заявляют аналитики Еврокомиссии.

Эксперты отмечают изменение портфеля продуктов в КНР в сторону товаров с более высокой добавленной стоимостью, таких как сыр, масло и сливки, для которых китайские производственные мощности малы.Аналитики агентства GIRA предсказывают, что Китай будет ввозить больше сыра, чем РФ до эмбарго 2014 года.

Между тем в России в 2017 году потребление молока и молочной продукции упало. По данным Минсельхоза оно составило 233,4 кг при рациональной норме 325 кг, что меньше показателя 2016 года на 5,6 кг. По оценке Центра изучения молочного рынка (ЦИМР), потребление молока на душу населения составило 163 кг в 2015 году и 146,7 кг — в 2016 году. Согласно данным Международной молочной федерации (IDF) потребление молока в РФ составило 140 кг на душу населения в 2015 году, сыра — 5,7 кг, масла — 2,3 кг.


В РОССИИ


По мнению главы Минсельхоза РФ Александра Ткачева, китайский рынок из-за его огромной емкости является одним из самых привлекательных для всех стран, экспортирующих сельхозпродукцию и продукты питания. Россия не является исключением. В недавнем интервью ТАСС министр отметил, что российские производители заинтересованы в поставках в Китай как сырья, так и готовой молочной продукции. «Сейчас надзорные службы России и Китая продолжают активную работу по облегчению доступа российской молочной продукции на китайский рынок», - пояснил он.

В то же время китайские предприятия, по словам Ткачева, проявляют большой интерес к возможности поставок своей молочной продукции на территорию России. По этому вопросу страны также ищут «взаимоприемлемые варианты».

Напомним, что китайский производитель молочной продукции Mengniu Group стал официальным спонсором чемпионата мира по футболу в России, который пройдет в июне-июле этого года.

Азиатско-Тихоокеанский регион с его многомиллиардным населением всегда был и будет лакомым кусочком для производителей и поставщиков продуктов питания из любых стран, считает Сергей Прокопьев, директор Переяславского молочного завода. Сегодня введены ограничения по экспорту в эти страны, но есть предпосылки для их снятия, подчеркивает эксперт.

«Это вопрос времени, и мы должны держать руку на пульсе в момент, когда исчезнут эти препятствия. Но надо также понимать и то, что АТР - весьма специфический рынок со своими особенностями. Японцы и китайцы, например, практически не пьют молока в чистом виде, охотнее они покупают молочные коктейли и десерты с фруктовыми вкусами. Переяславский молочный завод может делать продукцию под эти требования, однако важно понимать, какими могут быть объемы сбыта и производства. И, конечно, это должен быть принципиально иной дизайн упаковки», - отмечает Сергей Прокопьев.

Наталья Печерица, директор Центра Азии и Тихоокеанского региона Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС подчеркивает важность изучения рынка перед выводом подходящего продукта. «Интересно, что продукция сельского хозяйства из России считается в Китае экологически чистой», - отмечает эксперт, говоря о сложностях вывода продукта на китайский рынок.

По мнению аналитиков, отечественным предприятиям необходимо смотреть в сторону азиатско-тихоокеанского региона, и уже начинать пробовать выход на эти рынки. В конечном счете, обладая преимуществами в развитии потенциала производства сырого молока, страна может осуществлять огромные экспортные поставки продукции с добавленной стоимости, что при поддержке логистических программ положительно скажется на экономике государства в целом.

Информация о предприятиях, упомянутых в статье:


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью