Молоко к барьеру

Источник: The DairyNews
Во второй день XI Молочной Олимпиады прошла сессия "Административные барьеры в молочной отрасли - реальные и мифические". The DairyNews рассказывает о возникшей в ходе мероприятия дискуссии.
Молоко к барьеру
По словам директора Центра изучения молочного рынка Михаила Мищенко, барьеров в молочной отрасли много и решать их необходимо совместно с регулирующими органами. Первой темой дискуссии стала система "Меркурий".

Руководитель Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской, Псковской областям Сергей Кармазин открыл встречу и отметил, что "в регионах, где работает управление, оно не является административным барьером".

- Наш регион ориентирован на экспорт. Однако мы работаем с импортом. В 2018 году управлением было проконтролировано 189 тыс. тонн импорта молока и молочной продукции. Основные страны-поставщики - Беларусь, Аргентина, Уругвай, Франция, Новая Зеландия. В 2019 году импорт молока и молочной продукции составил 87,5 тыс. тонн, поставки осуществлялись из 33 стран. При этом в 2019 году на 22% сократились поставки из Беларуси, выросли - из Уругвая и Аргентины. По экспорту ситуация стабильная и поставки не растут значительно. Основной объем экспорта - в Молдову, первые поставки пошли в Китай - в т.ч. три предприятия по производству мороженого, - рассказал о работе управления Сергей Кармазин.

По словам эксперта, в ситуации с ветсертификацией в готовой продукции, основной объем процессов в Санкт-Петербурге осуществляют сети - такие как "Дикси", "Перекресток". На территории Ленобласти лидером является сеть "Тандер" ("Магнит), в Псковской области - Великолукский мясокомбинат. Основное оформление эВСД на молоко идет предприятиями Псковский гормолзавод, Санкт-Петербургский молочный завод, Пискаревский, Галактика, Нева-Милк, Данон и т.д.

- Нельзя сказать, что показатели работы по молоку стабильные. Где-то пробная партия, где-то входящие эВСД, - отметил Сергей Кармазин. Чиновник подчеркнул, что пока на всех предприятиях существуют типовые ошибки при оформлении в системе "Меркурий", по этим нарушениям предприятиям выдается письменные уведомления и рекомендации по их устранению. Встречаются и более серьезные нарушения.

- Серьезные нарушения - это так называемая "продукция из будущего" и фальсификат с таких предприятий, которые порой даже не принимают молоко на переработку, - заявил Сергей Кармазин.

Руководитель Управления Россельхознадзора подчеркнул, что благодаря системе "Меркурий", у ведомства появился инструмент, позволяющий оперативно выявлять нарушения и оперативно на них реагировать.

- Согласен, что для большинства предприятий, этот инструмент может быть не удобен или как ко всему новому к нему достаточно сложно адаптироваться. Однако, "кто ищет возможности - тот их найдет. Кто ищет причины ничего не делать - найдет и их". Откладывали введение ЭВС достаточно много раз и мы понимаем, что дальнейших отсрочек не будет, - подчеркнул Сергей Кармазин.

Также участниками дискуссии стали представители ЦРПТ, курирующего введение маркировки. Как известно, тема маркировки и ЭВС в последнее время идет параллельно и предполагается, что на базе "Меркурия" будет реализована платформа по интеграции системы "Честный знак" и системы электронной ветсертификации. Представитель ЦРПТ Кирилл Волков отметил, что компания готовит пилотный проект по маркировке готовой молочной продукции. Соответствующее постановление правительства находится на утверждение. Эксперты ЦРПТ ориентируются на реализацию пилотного проекта до конца 2019 года и подведение отчетных итогов в 1-2 квартале 2020 года с последующим принятием решения о введении обязательной маркировки готовой продукции.

На фоне "маркировки" и ЭВС рассказал о прослеживаемости на заводе "Галактика" рассказал собственник предприятия Игорь Дю. Именно "Галактика" по технологии блокчейн реализовала собственную систему прослеживаемости. На упаковке молока бренда "Проверь" расположен уникальный QR-код по которому потребитель может узнать все о коробке молока, приобретенной в магазине.

По словам исполнительного директора РСПМО Людмилы Маницкой, все возможные системы и органы власти действительно контролируют или пытаются контролировать молочную отрасль.

- Роспотребнадзор пытается нас контролировать. На каком основании? Россельхознадзор по закону контролирует сырье, а дальше контролером выступает другое ведомство, которое контролирует и стаканы, стулья и множество других вещей. Как? А еще, друзья, мы знаем, что электронная ветсертификация готовой продукции - это две программы - контроль качества сырья и программа прослеживаемости. В Минэкономразвития проходят совещания, что должно быть, маркировка или ЭВС? Приходят к выводу, что обе системы. Это неправильно. Знаете во сколько обойдется маркировка готовой молочной продукции переработчикам? Это катастрофическая цифра. Административное вмешательство в бизнес опустило потребление молочной продукции в последние годы на 30%. Мне до сих пор непонятно, зачем нужна прослеживаемость от поля до прилавка - потребителю это не интересно. А предприятие будет тратить множество средств на маркировку? - отметила Людмила Маницкая.

Отвечая на вопрос модератора о цели реализации проектов по прослеживаемости, Сергей Кармазин подчеркнул, что создавая "Меркурий", Россельхознадзор ориентировался на международный опыт.

- Сейчас мы регулярно сталкиваемся в процессе импортозамещения с иностранными аудиторами. Регулярные визиты таких инспекторов, проверяющих качество продукции подтверждают, что первый вопрос, который они задают - Где ваша прослеживаемость? Как вы можете дойти до коровы, источника сырья? Каждая ферма должна быть аттестована - не только завод. Как только приезжает любая комиссия - мы открываем "Меркурий" и показываем прослеживаемость там, где она уже есть. В таких случаях мы можем отбить все претензии со стороны иностранных государств, - отметил руководитель Управления.

По словам директора Центра изучения молочного рынка Михаила Мищенко, во всех странах основой любой прослеживаемости является идентификации животных.

“Если животное не идентифицировано в Европе, Австралии, США и т.д. - оно подлежит уничтожению", - подчеркнул Михаил Мищенко. - “На мой взгляд, Россельхознадзор в первую очередь должен сосредоточиться на своих прямых обязанностях - идентификации животных. К сожалению, сегодня никто не сможет сказать, сколько у нас в стране животных. При этом в системе ГИБДД знают, сколько машин - 50 млн. В России порядка 4,5 млн. голов коров, но их не могут посчитать точно. Тогда как система ГИБДД работает уже много лет и успешно".

“При мне, уже много лет программу идентификации животных возвращает Минэкономразвития. Минсельхоз подает - Минэк возвращает, говоря, что у меня нет денег. Мы готовы считать кошек, собак, посчитали автомобили, но не готовы считать коров", - подчеркнула Людмила Маницкая.

Дмитрий Скорочеллетти, представитель ЦРПТ отметил, что две системы идут к синергии в совместной работе. “Мы должны работать вместе, чтобы сделать рынок прозрачным. Мы как компания делаем все, чтобы на наши столы и полки не попадал фальсификат".

Игорь Дю отметил, что система, выстроенная на "Галактике" имеет неоспоримое преимущество, поскольку не требует серьезных дополнительных решений, персонала и работает на базовом оборудовании завода. "Все три системы должны быть совмещены, чтобы мы получили продукт, который будет нужен всем", - уверен Игорь Дю.
Людмила Маницкая в процессе дискуссии заявила, что затраты на маркировку, к примеру у Вологодского молочного комбината, составят 1,8 млн. евро. Дмитрий Скорочеллетти не согласился с этой цифрой, но и не назвал оценки ЦРПТ. 

Участники мероприятия из зала отметили, что на сегодняшний день система прослеживаемости безусловно важна, однако маловероятно ее установление в скорейшие сроки - так как это очень непростой вопрос, требующий участия всех организаций цепочки.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью