Молочные реки, "сухомолочные" берега"

Источник: «Бизнес - комментарии»
Летом килограмм сухого молока стоил 140 рублей, то теперь – около 90. Из одного килограмма можно восстановить семь литров молока – получается по 14 рублей за килограмм.
Молочные реки, "сухомолочные" берега"

В последнее время наши чиновники активно заинтересовались молоком. Не в том смысле, что на светских раутах вместо шампанского теперь подают белый парной напиток. Правительство в очередной раз озаботилось состоянием нашего сельского хозяйства, страдающего от зарубежной конкуренции…

Совхоз «Детскосельский», что под Питером, недавно стал целью визита двух членов федерального правительства – премьера Виктора Зубкова и министра сельского хозяйства Алексея Гордеева. Цель визита – познакомиться с сельским хозяйством Ленинградской области и поговорить о проблемах.
Основные проблемы сельского хозяйства, впрочем, вполне известны: низкие закупочные цены и высокая иностранная конкуренция. Именно на последнюю и пожаловался во всеуслышание Гордеев. По его словам, закупочная цена молока сейчас серьезно упала – примерно на полтора рубля за литр. Если учесть, что разница между себестоимостью (13 рублей) и закупочной ценой (17-20 рублей) и так невелика, нынешняя ситуация наносит существенный ущерб производителям натурального молока.

По сухому?


Кто же выступает в роли их конкурента? Импортное сухое молоко, которое за последние месяцы сильно упало в цене. Если летом килограмм «белого порошка» стоил 140 рублей, то теперь – около 90. Из одного килограмма можно восстановить семь литров молока – получается по 14 рублей за килограмм. Такие цифры могут сделать производство натурального молока в нашей стране попросту невыгодным.
Плохо это или хорошо? В конце концов, бананы мы под Питером тоже не выращиваем, а совершенно спокойно везем из Эквадора. Если «забугорное» молоко дешевеет – может, оно и к лучшему? Глядишь, и на прилавках цены станут поменьше…
Впрочем, это уже относится к области ненаучной фантастики. Снижают цены наши торговые организации только тогда, когда надо побыстрее сбыть неходовой товар. Молоко таковым явно не является. Так что молочного изобилия за счет дружественных зарубежных стран в квартире каждого петербуржца ожидать не приходится.
Кроме того, возникает закономерный вопрос: если от нерентабельного производства надо отказаться, зачем же тогда европейские страны поддерживают своих сельхозпроизводителей крупными дотациями? Не только потому, что натуральное цельное молоко гораздо полезнее «порошкового» (неоспоримый, к слову сказать, факт). Но еще и потому, что существует такое понятие, как продовольственная безопасность. Ведь цены на мировом рынке могут очень сильно колебаться: сегодня, скажем, на мировом рынке продукты дешевые и их много, а что будет завтра – неизвестно. Что же теперь, голодом морить собственное население, что ли? Поэтому сохранение собственного сельского хозяйства никто в Евросоюзе под сомнение не ставит. А нам не нужно сомневаться в данном вопросе тем более.

Без дотаций


Пока что власти разводят руками. Разумеется, дотировать своих сельхозпроизводителей, как это делается в Европе, у нас сегодня нет никакой возможности. По крайней мере, пока не все сотрудники министерства сельского хозяйства пересели на «Мерседесы», а этого в ближайшее время может и не случиться. Пока что власти только ограничивают цены на ряд «социальных» продуктов питания – а это расцвету производителя, как вы понимаете, явно не способствует. Скорее наоборот.
Но предположим, что государство все же возьмется решать «молочную проблему». Как это может выглядеть?
Во-первых, можно бороться с зловредным импортом. Для этого совершенно не обязательно вводить квоты, поднимать пошлины и использовать другие тому подобные меры нечестной конкуренции. Ведь у нашей страны есть оружие стратегического значения – главный санитарный врач Геннадий Онищенко! Если он опытным глазом определит, что забугорные буренки страдают опасным недугом (это они на этикетках толстые да веселые, а в жизни, поди, еле ноги волочат…), «белому порошку» сразу придет конец. И будем мы покупать в магазинах натуральное цельное молоко… по значительно выросшим ценам.
Можно, конечно, пойти еще одним, весьма непопулярным путем – поискать не там, где светло, а там, где потеряли. Первый шаг к этому глава Минсельхоза Алексей Гордеев уже вроде бы сделал, заявив, что «сегодня надо искать резервы в торговой сфере, где наценки достигают 30–40%, что несправедливо». Каков размер «справедливых» наценок, министр, правда, не уточнил. Да и заявленные им цифры оказываются порой далеки от реальности – так, по данным того же совхоза «Детскосельский», свинину они сдают по цене 40 рублей за килограмм живого веса. Сколько та же свинина стоит на прилавке – может убедиться сами: цифра сугубо трехзначная.
Зато министр уточнил, какой должна быть «справедливая» закупочная цена на молоко. По его словам, она должна равняться стоимости литра дизельного топлива (21-22 рубля). Цитирую: «В этом случае мы сможем обеспечить рентабельность и расширить производство молока в стране». Как господин Гордеев собирается запрячь в одну упряжку «коня и трепетную лань», он, правда, не уточнил…
А ситуация на мясном рынке тем временем не лучше чем на молочном: наших производителей все увереннее теснят конкуренты из-за рубежа. Их доля в объеме продаж приближается к 50 процентам. Что, согласитесь, как-то не радует…

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью