Молочные реки Поволжья

Источник: ИА DairyNews
Ситуацию на молочном рынке самой богатой сырьевой зоны страны - Поволжья - в интервью ИА Dairynews анализирует управляющий директор одного из крупнейших перерабатывающих объединений - представительства компании Danone - «Данон-Юнимилк-Волга» - Анатолий Михаилович Арнаутов.
Молочные реки Поволжья
Ситуацию на молочном рынке самой богатой сырьевой зоны страны - Поволжья - в интервью ИА Dairynews анализирует управляющий директор одного из крупнейших перерабатывающих объединений - представительства компании Danone - «Данон-Юнимилк-Волга» - Анатолий Михаилович Арнаутов.

- Анатолий, многие специалисты в начале прошлого года говорили, что ситуация кажется довольно предсказуемой в плане развития на молочном рынке. Однако в реальности 2010-й был полон сюрпризов. После этого все ждали, что 2011-й будет похожим по сюжету. А как получилось на самом деле?

- Сейчас уже ясно одно – такого сюжета, как в 2010 году, не будет точно. Надо понимать, что прошлый год был аномальным, прежде всего, по погодным условиям, которых заранее никто не мог предвидеть. Это и предопределило многие, скажем так, нехарактерные для привычного развития событий факторы. Жара спровоцировала рекордный рост продаж молочной продукции и параллельно такой же рекордный спад производства сырья в хозяйствах. Все это вместе привело к острейшему дефициту сырого молока и галопирующему росту закупочных цен. К счастью, погодные аномалии два раза подряд не повторились.

- Почему – «к счастью»? Ведь высокие закупочные цены – это хорошо для производителей.

- Если бы мы могли безболезненно поднимать цены на готовую продукцию в той же пропорции, в которой дорожает сырье, я бы с Вами согласился. Но этого нет, потому что наш потребитель не готов покупать литр молока по 50 рублей. И любые неконтролируемые процессы на рынке бьют, в первую очередь, по покупателю. Это только на первый взгляд кажется, что для хозяйств закупочная цена в 20 рублей за литр – однозначное благо. На один день – безусловно, но посмотрите, что происходит дальше. Цена сырья за полгода у нас выросла на 50%, в бюджете мы этого не планировали, поэтому, чтобы не нести убытки, были вынуждены повысить отпускные цены на 13%. Кажется, немного, но рынок отреагировал тут же – снижением объемов продаж. Этот процесс продолжался с осени прошлого года и прекратился только в июле 2011 года. В результате, сегодня все переработчики констатируют, что продают на 30-40% меньше, чем год назад. Это огромный разрыв.

- А значит, и дефицита сырья сейчас нет?

- Конечно! Молока не стало больше, оно просто невостребовано. Могу вам сказать, что еще в июне пятую часть закупаемого объема сырья мы закладывали в масло, творог, сухое молоко, то есть в запасы, только чтобы не отказываться от своих многолетних партнеров-поставщиков, потому что мы просто «заливались» молоком.

- Какова сейчас цена в Поволжье?

- Уровень закупочных цен – это не чья-то прихоть. Он отражает ситуацию на рынке. Если ситуация изменилась, то изменятся и цены. Год назад мы платили за молоко дорого, и это было оправдано, потому что молочная продукция разлеталась мгновенно, а кроме того, хозяйствам надо было помочь в условиях бескормицы. Мы прекрасно знали, что сено и сенаж закупались за большие деньги, поэтому шли сельчанам навстречу. Не только высокой ценой, но и авансированием. Например, в Самарской области мы прокредитовали хозяйства на 231 миллион рублей, в Татарстане почти на 700 миллионов. Сегодня ситуация совершенно иная. О продажах я уже сказал, в то же время с кормами все довольно благополучно. Откуда возьмется прошлогодняя цена? Хорошо еще, что не произошло обрушение молочного рынка, как это было в 2008 году, когда закупочные цены после падения продаж просто рухнули - с 14 рублей до 7-8. В настоящее время конечная цена по Поволжью для хозяйств в диапазоне 11-13 рублей, в той же Самарской области предприятие еще получает дотацию в среднем 2,5 рубля на килограмм. Считаю, что в нынешних условиях это нормальная цена. 

При этом, хочу отметить, что для нас, также, как и для сельчан, подорожали точно так же подорожали электроэнергия и горючее. Только если хозяйства имеют возможность приобретать горючее по льготной цене и получать компенсации за использование удобрений, приобретение техники и так далее, то мы такой возможности лишены. К тому же при одних и тех же ценах на энергоресурсы у разных хозяйств себестоимость иногда отличается в разы. Думаю, все-таки прибыльность фермы во многом зависит не столько от колебаний закупочных цен на молоко или цен на горючее, сколько от того, как там выстраивается технология и бизнес.

- В августе рынок закупочных цен в некоторых регионах России сдвинулся в сторону увеличения. А что происходит в Поволжье?

- В Поволжье в августе для этого не было предпосылок. Регионы, где цены выросли, а это Ленинградская, Московская области, юг России, отличает стабильно высокий уровень спроса, потому что там Москва и Санкт-Петербург, на юге – сезонный наплыв курортников, плюс достаточно большое количество перерабатывающих предприятий в ограниченной сырьевой зоне. Добавьте к этому низкую сезонность производства молока в этих регионах. Там сейчас действительно не хватает сырья. А в Поволжье картина совершенно иная, хозяйства летом производят в два раза больше молока, чем зимой. Поэтому с Москвой или Краснодаром нас сравнивать бессмысленно.

- Что будет с закупочной ценой в ближайшее время?

- На месте она вряд ли будет стоять хотя бы потому, что наступает осень, а значит, объемы производства молока начнут сокращаться. Думаю, уже в сентябре будет какой-то рост цен, но не очень значительный. Я понимаю, что сельчанам хочется больше денег, как и нам. Но необходимо помнить, что мы все – звенья одной цепочки, которая замыкается на покупателе. Его интересы – первичны.

- Вы планируете повышать цену на молочную продукцию?

- Цена не будет расти резко и часто. Совсем избежать удорожания, наверно, трудно, потому что поднимается стоимость сырья, а еще есть инфляция, рост цен на логистику, упаковку, ингредиенты, энергоресурсы. Но однозначно - такого подорожания, как в прошлом году, не произойдет.

- Возвращаясь к теме закупочных цен на молоко… Компания Данон-Юнимилк недавно присоединилась к соглашению о ценовом коридоре, инициированному объединением СОЮЗМОЛОКО. Вы как-то учитываете этот факт в ценовой политике представительства?

- Информация о ценовом коридоре не имеет под собой никаких оснований. Наша компания действительно подписала соглашение о сотрудничестве с СОЮЗМОЛОКО, и в нем есть пункт о ценовом мониторинге, но никак не о коридоре. Любой «коридор» - предмет внимания антимонопольных органов. В своей политике мы ориентируемся исключительно на рынок. И на качество сырья. Почти половина объема молока, которое мы закупаем, это второй сорт, с которым очень сложно работать. Почему мы должны платить таким хозяйствам высокую цену? Применительно к любой сфере мы считаем, что только качественный товар может стоить дорого, и лишь в молочном животноводстве некоторые руководители без стеснения требуют высокую цену за продукт самого низкого качества. Например, нам сегодня для производства новой продукции необходимо молоко с высокой термоустойчивостью, и мы готовы платить за такое сырье хорошую цену, но его почти нет. Только два-три хозяйства среди наших поставщиков реально способны обеспечить требуемое качество. Остальные – лишь потенциально.

- А если их заинтересовать?

- Мы сейчас разрабатываем новый раздел в нашей дивизиональной программе мотивации поставщиков, который будет касаться именно стимулирования вопроса по термоустойчивости. Постараемся задействовать и финансовые, и моральные рычаги. Успешный опыт у нас уже есть. Мы постоянно работаем с хозяйствами, стимулируя их на повышение качества сырья. Главный инструмент, конечно, финансовый – высший сорт значительно дороже второго. Но немаловажно и то, что мы помогаем сельхозпроизводителям с новой информацией, с поиском оптимальной технологии. Так, весной семнадцать специалистов-животноводов из трех поволжских регионов прошли трехнедельный курс обучения на базе «Молочной академии» в Санкт-Петербурге за счет нашей компании. И в двух предприятиях из Мордовии мы уже имеем положительную динамику по качеству. Кроме того, мы проводим конкурс среди наших поставщиков на звание «Лучшего хозяйства года», где главный критерий именно качество молока. В рамках этого соревнования также ежеквартально награждаем отличившихся работников отдельных хозяйств, потому что прекрасно понимаем – на 99% качество зависит от людей, которые трудятся на ферме, от их отношения к своим обязанностям.

- Тем не менее, вы говорите, что качество молока вас, как переработчика, не устраивает…

- Потому что за два-три года невозможно коренным образом изменить то, что формировалось десятилетиями. И, в целом, сырья второго сорта пока еще много. Но сдвиги есть. Хорошее молоко в республике Татарстан, где и хозяйства, и власти уделяют этому вопросу пристальное внимание, большой шаг вперед за последний год сделали предприятия Чувашии, практически удвоившие объем сырья высшего сорта. В ту же сторону изменился и баланс сортности молока в Самарской области. И этот процесс в обозначенных регионах будет развиваться дальше, потому что везде его поддерживают местные министерства сельского хозяйства.

- Последний вопрос. Сейчас в отрасли активно обсуждается комплекс мер государственной поддержки. С вашей точки зрения, какой из инструментов на сегодняшний день будет наиболее эффективен?

- 2010-й год показал, что у нас нарушен баланс на рынке: производство сырого молока сейчас не способно обеспечить рост потребительского спроса. Поэтому, полагаю, нужно поддерживать строительство новых ферм или реконструкцию существующих, и параллельно стимулировать развитие перерабатывающей отрасли, потому что одно звено цепочки от другого отрывать нельзя.



Справка:

Представительство «Данон-Юнимилк-Волга» - региональное подразделение компании Данон-Юнимилк, в которое входят филиал «Молочный комбинат «Самаралакто» (г.Самара), ЗАО «КМП «Эдельвейс М» (г. Казань), ОАО «МК «Саранский» (г.Саранск), филиал «МК «Чебоксарский» (г.Чебоксары) и ОАО «Надежда» (г.Ковылкино, Мордовия). Средний объем переработки молока – порядка 250 тысяч тонн в год.


05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью