29.11.2010
Источник: ИА DairyNews
Регион: Россия
Маркетинговое агентство Step by Step опубликовало аналитику российского рынка молока и молочных продуктов, сообщает ИА DairyNews.

Молочный бизнес в России будет выгоден всегда - такой вывод сделали эксперты агентства.

Российский рынок молочной продукции – один из самых крупных в мире. Говоря о рынке молочной продукции, мы включаем в это понятие молоко и продукты на его основе: сливки, кисломолочные продукты, сливочное масло, сыры, мороженое, а также сухое молоко, спрос на которое в последнее время снижается. По данным Росстата, в 2009 году объемы рынка молочных продуктов в России составил 484 млрд рублей, или $ 16,1 млрд, – из них импортной продукции было ввезено на $ 1,2 млрд (табл. 1).

Всего за 2009 год в России было выпущено 32,6 млн тонн молока, при этом темпы роста производства составили всего лишь 1%.

За первое полугодие 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, производство молока увеличилось также на 1%. Поэтому на текущий год прогнозы остаются не слишком оптимистичными: по мнению экспертов ГК Step by Step, темпы роста по итогам года не превысят 2-2,5%.

Традиционно около 30% молока идет на производство цельномолочной продукции. Оставшиеся 70% используются для производства различных видов молочной продукции, а также для создания запасов сухого молока. Создание запасов молока – необходимая мера для сглаживания эффекта сезонных колебаний, так как в зимние месяцы производство заметно снижается, что может привести к значительному росту цен. Кроме того, в летние месяцы предложение молока значительно превышает спрос – сезонный коэффициент между производством в летние и зимние месяцы составляет 1,6. Сезонное колебание цен на молоко присутствует, но оно не очень значительное (рис. 2).

Однако каковы будут итоги 2010 года, сказать пока сложно: из-за введения термина «молочный напиток» многие сушильные заводы закрылись, а те излишки молока, которые раньше использовались для производства сухих молока и сливок, сейчас идут на производство сыров. Практика позиционирования молочных напитков на потребительском рынке продемонстрировала крайне низкую лояльность потребителей к ним – эту продукцию практически не покупают. Компании, которые занимались производством молочных напитков, вынуждены были утилизировать свою продукцию, так и не распродав ее. В начале 2010 года можно было ожидать, что произведенное летом молоко просто пропадет, так как из года в год производилось большое количество сухого молока, которое зимой «разводилось» в питьевое, а в этом году этого делать явно не будут. Однако летняя жара «спасла» положение: потребление мороженого, основным сырьем для производства которого являются молоко и сливки, только за первые полгода возросло на 22,4%. А если учесть, насколько жаркими были июль и август, то рост этого сегмента мог достигнуть 45-50%.

В целом, то сырье, которое не пошло на производство цельномолочной продукции, используется при производстве сливочного масла, сыров, творога, сухого молока и мороженого. Динамика объемов производства этих сегментов представлена на рис. 3.

Правительство предприняло ряд мер для снижения закупочных цен на молоко и увеличения объемов производства молочной продукции. Так, в 2009 году было выделено 26,6 млрд рублей на поддержку молочного животноводства, а также запущена программа развития семейных и сетевых молочных ферм. Однако несмотря на все усилия правительства, только за первые шесть месяцев 2010 года закупочные цены на молоко выросли на 50%, что, естественно, приводит к росту цен на готовую продукцию.

С начала августа 2010 года многие потребители отметили скачок цен на молочную продукцию на 5-10%. Особенно заметен был рост цен на продукцию мэтров молочного бизнеса: ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», объединенной компании «Юнимилк» и Danone. Но, как комментируют в самих компаниях, рост цен на продукцию все же значительно отстает от роста цен на сырье.

На рынке молочных продуктов отмечается высокая степень консолидации. Так, «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк» и Danone смогли отвоевать более 50% рынка. Столь значительный рост этих компаний обеспечивается их стратегией развития: в последнее время они все чаще выкупают нерентабельные региональные предприятия и за счет обновления технопарка завода постепенно завоевывают часть регионального рынка. Всего же на территории России функционирует более 2 тысяч региональных предприятий.

Несмотря на то, что рентабельность молочного бизнеса высока, выйти на него довольно сложно: мало того, что в большинстве регионов уже есть свой поставщик молочных продуктов, так еще и с нуля начинать такой бизнес очень сложно. Именно поэтому у большинства молочных заводов довольно длинная история развития.

В настоящее время прослеживается ряд тенденций, обусловленных высокой конкуренцией на молочном рынке. Специалисты ГК Step by Step уверены, что в дальнейшем будет происходить усиление консолидации рынка, так как объединение в холдинги – это экономически объективный процесс, который позволяет производителям регулировать закупочную и продажную цены на сырье и при этом обеспечивать комплексную рекламную поддержку своим продуктам. Другой заметной тенденцией является усиленная техническая модернизация производства. Так, по мнению экспертов рынка, на российских заводах уже «освоили» европейский ассортимент, то есть для многих отечественных производителей не проблема выпускать товары, аналогичные европейским. Другое дело, что цены на такие товары немного выше, поэтому в регионах, например, все чаще используют старые технологии упаковки.

Впрочем, можно с уверенностью сказать, что «молочный» бизнес в России всегда будет выгодным: по данным опросов, только 1,8% населения не употребляет молочные продукты. При этом в последние годы правительство прикладывало множество усилий, чтобы повысить популярность молока. Например, на средства госбюджета в 2009 году был снят видеоролик, который демонстрировался на каналах центрального телевидения в общей сложности в течение 2,5 месяцев и был призван стимулировать спрос на молоко. В результате, по оценкам экспертов, потребление молока за первое полугодие 2010 года увеличилось на 10%. Тем не менее производство молока за этот же период выросло всего лишь на 1%. Это еще одна причина роста цен на молочные продукты, о котором говорилось выше.

Анализируя потребительское поведение на рынке молочной продукции, специалисты ГК Step by Step отметили ряд тенденций, которые характерны для этого рынка. Во-первых, популярность здорового образа жизни привела к тому, что наилучшим образом продаются те товары, в рекламе которых делается упор на их пользу для здоровья. Во-вторых, все больше деловых людей вынуждены есть вне дома, чаще всего, на работе, поэтому в последнее время еще одной немаловажной тенденцией является стремление производителей создать более удобную упаковку для йогуртов, молочных напитков и других продуктов из молока.


Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

13.11.2017

Что мы пьем и можно ли это экспортировать?

Российской молочной отрасли необходимо обеспечить внутренний рынок качественным и доступным продуктов, и лишь после этого нацеливаться на экспорт. Такого мнения придерживается большинство экспертов рынка. Однако, существует и другая позиция, согласно которой, развитие экспорта – одно из направлений развития молочного производства, требующее вложений и сил уже сегодня.
19.11.2017 12:51:32

Дешёвое молоко

31 13448 Александра Смородина
УРАЛЕЦ, ООО (Русский Сарс)
Адрес:  Пермский кр, Октябрьский район, с. Русский Сарс
УРАЛЕЦ, ООО
Адрес:  Пермский край, Нытвенский район, д Постаноги, ул. Школьная, д. 4
БЕРЕЗНИКИ, СПК (КОЛХОЗ)
Адрес:  Нижегородская обл, Гагинский район, с. Березники, ул. Въездная, д. 1 "А
КОРОВИН В. В., КФХ
Адрес:  Алтайский край, Троицкий район, Хайрюзовский, с Ельцовка