Горячая тема

Молочные субсидии: планов нет, только намерения

Источник: The DairyNews
Почему молочные предприятия (за исключением крупных холдингов) зачастую не учитывают объем господдержки в бизнес-планах, важнейшие субсидии получают единицы предприятий, и что несут часто меняющиеся «правила игры» в вопросе получения средств государственной помощи аграрному бизнесу? Вопросы участникам и экспертам рынка задало The DairyNews.

Как отмечает Владимир Суровцев, заведующий отделом экономических и организационных проблем развития отраслей сельского хозяйства, доцент ФГБНУ СЗНИЭСХ, руководители и специалисты органов управления АПК и хозяйств в регионах РФ в качестве основных проблем «поддержки 2017» выделяют следующие:


  1. Разрушение принципа преемственности. Слишком принципиальные изменения произошли «по факту» в системе субсидирования по сравнению с действующей системой в соответствии с Госпрограммой 2013-2020.

  2. Консолидация средств поддержки у отдельных получателей, что вызывает ощущение «острой несправедливости» у большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, у которых накапливается раздражение «к власти вообще» формирующих «несправедливую систему распределения субсидий». 

  3. Практическое исключение региональных органов управления АПК из управления процессом распределения субсидий по субсидированным кредитам и капэксам.

  4. Усиливающуюся дифференциацию в распределении средств поддержки между отдельными регионами. 

  5. Общее уменьшение объемов поддержки из федерального бюджета.


В целом можно говорить о том, что «Единая субсидия» и льготное кредитование оправдали далеко не все возложенные на них благие миссии по передаче «управления» деньгами поддержки в руки регионов и обеспечение сельхозпредприятий доступными кредитами (в связи с ограничением лимитов). Размытость средств господдержки, предрекаемая ранее аналитиками, вполне себя реализовала. Между тем, как показал опрос The DairyNews, большинство активно работающих в молочной отрасли предприятий, либо не учитывают субсидии в плане развития, либо относятся к ним как к приятному бонусу, который может быть, или не быть.

Не так давно стало известно об изменении правил субсидий «На повышение молочной продуктивности», в частности не выполнять требование об обеспечении сохранности поголовья коров в отчётном финансовом году смогут те сельхозпроизводители, кто представил документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Данное изменение участники рынка оценивают положительно, подчеркивая, что в большинстве случаев, субсидии являются подспорьем для качественно работающих предприятий в непростых условиях.

«Несколько лет назад в одном из знакомых мне хозяйств решили избавиться от лейкозных животных. Построили новые фермы. В тот период пока одни животные уходили на убой, а другие, новые, здоровые прибывали в хозяйство, происходил спад численности поголовья. Соответственно, предприятие в трудные времена лишилось субсидий», - говорит Владимир Калгин, председатель совета директоров «Племзавод «Октябрьский».

Дарья Снитко, Начальник Центра Центр экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» отмечает, что эволюция инструментов поддержки должна происходить в сторону субсидирования эффективных производств, а показатель эффективности измерить сложнее, чем просто поголовье или производство молока.

«В любом случае изменение правил кажется разумной мерой, поскольку требование сохранения численности скота в ряде случаев может быть дестимулирующим для развития конкурентоспособного производства», - комментирует Дарья Снитко.

«Субсидии с каждым годом снижаются и не выплачиваются в полном объеме. В 2013 году субсидия на литр молока составляла 3,55 рубля, то в 2017 году она 0,9 рубля. Льготное кредитование, это отдельная песня, мы потратили на оформление кредита более 6 месяцев, в результате Минсельхоз России нам отказал, т.к. у Калужской области закончился лимит средств. Пришлось взять коммерческий кредит, без субсидирования % ставки. Пока цена на молоко высокая, я отношусь к невыплате субсидий философски, мы не включаем их в доходную часть годового бюджета, и если вдруг они выплачиваются, то радуемся, как дети», - делится генеральный директор Агрофирмы «Детчинское» Станислав Горянский.

Чем чаще меняются формы поддержки, тем меньше возможностей у сельхозпроизводителей учитывать поддержку при планировании, тем меньшее влияние оказывает поддержка на развитие инновационно-инвестиционных процессов и повышение инвестиционной привлекательности отрасли для большинства существующих производителей и потенциальных инвесторов, отмечают аналитики.

В такой ситуации выигрывают единицы, обладающие инсайдерской информацией. Т.е. кто знает, - как и когда формы поддержки будут меняться. 

«Поэтому растет привлекательность «поучаствовать» в изменении систем и правил поддержки, затратить ресурсы на «поиск  политической ренты». У крупнейших холдингов таких возможностей, естественно, гораздо больше, чем у средних и небольших по размерам производителей», - говорит Владимир Суровцев.

В любом случае, в условиях постоянно меняющихся «правил игры» масса предприятий работает и без субсидий, развиваясь и достигая поставленных целей. «На сегодняшний день, наверное, проблема в том, что мы не конкуренты с точки зрения себестоимости молока. Поэтому экстенсивный или интенсивный пути не так уж и важны, когда ни один из методов не дает хорошей себестоимости. А в свою очередь получить хорошую себестоимость можно при интенсивном методе развития», - высказывает мнение Тарас Кожанов, заместитель директора ЗАО «Сернурский сырзавод».

«Считаю это (упразднение требования по сохранению поголовья коров для субсидирования – ред.) положительным моментом. Если есть положительная динамика в производстве основного продукта-молока, то это предприятие должно получать поддержку. Главное, чтобы сам производитель не строил бизнес только в расчете на этот фактор. Такой подход резко повышает риски в бизнесе», - говорит Николай Перов, специалист по разработке технологических решений для скотоводства.

Как показал опрос The DairyNews, большинство средних и малых сельхозпредприятий делают упор на максимально возможном эффективном производстве без учета нестабильной господдержки. А государство похоже делает упор в первую очередь на интенсивное развитие производства молока, формируя правила, дающие возможность получать поддержку предприятиям, способным дать максимально большой прирост.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью