Китай 13.02.2015

Молочные реки Поднебесной

Источник: nabludatel.ru
Когда в августе прошлого года правительство РФ ввело эмбарго на поставку продовольственной продукции из ряда государств, «Наблюдатель» решил изучить опыт регионов и компаний, которые за короткие сроки резко нарастили выпуск сельскохозяйственной продукции. Тем более, мы выяснили, что на Вятке пока что пустуют сельскохозяйственные угодья размером с небольшую европейскую страну.
Не секрет, что признанным экспертом ускоренного роста является Китай. Среди регионов КНР мы выделили Внутреннюю Монголию, которая, как и Кировская область, специализируется на молочном животноводстве.

Несколько месяцев потребовалось для того, чтобы связаться с одной из крупнейших компаний КНР — Mengniu (Мэнню [Монгольская корова] — А.М.). Понятно, что в ответах молочного гиганта из Поднебесной достаточно много штампов, которые используют крупнейшие корпорации. Тем не менее, целый ряд моментов будет интересен и профессионалам, и тем, кому небезразлично развитие вятского народного хозяйства.

– Ваша компания за несколько лет из небольшой региональной фирмы стала одним из лидеров национального рынка и одной из крупнейших молочных компаний мира. Какие факторы обеспечили столь быстрый рост?


– Мэнню только что отпраздновала 15-летний юбилей и начинает 16 год своей деятельности. Мэнню начинала с офиса в 53 м2 в 1999 году и к сегодняшнему дню выросла до одной из 14 крупнейших молочных компаний мира. Наша история (судьба) неотделима от развития всей китайской молочной промышленности, которая развивалась в условиях быстрого роста потребления молочной продукции.

На определённом этапе Мэнню изменила акценты в своём развитии. Сейчас мы перешли от увеличения объёмов производства к погоне за качеством.

Можно выделить четыре аспекта, которые обеспечивают сейчас  быстрый рост доходов:

Во-первых, главный фактор роста цен на молочную продукцию  — это повышение её качества, которое обеспечивается в первую очередь качественным сырьём. Это объясняет первоочередное внимание на контроль качества поставляемого сырья и борьбу за его повышение.

Мэнню реализует эти задачи путём инвестиций в строительство современных животноводческих ферм и оснащение их оборудованием, приобретение долей в крупных животноводческих хозяйствах, обеспечение для аграриев доступа к кредитам, авансирование поставок молока. Используются и другие методы, призванные ускорить процессы укрупнения и интенсификации в сфере животноводства, обеспечить повышение культуры производства и контроль качества. Всё это делается для того, чтобы добиться долгосрочных и стабильных поставок.

Во-вторых, в Мэнню никогда не прерывалась работа в сфере создания инновационных вкусов и продуктовых линеек.

Например, инновационные на вкус йогурты «Чуньчжэнь». Мы также решили вопрос для людей, страдающих непереносимостью лактозы, которые хотят потреблять молоко. Внедрили в производство молоко с новыми вкусами, которое было благосклонно встречено покупателями. Наша новинка для людей, которые занимаются спортом и фитнессом — линейка  M-PLUS. Это «умное» молоко также привлекло серьёзное внимание и стало востребованным со стороны покупателей.

Кроме того, мы создали инновационную систему общения с потребителями, которая позволяет по крупицам передавать покупателям нашу заботу. В результате, когда потребители хотят приобрести высококачественные молочные продукты и получить лучшие коммуникации между собой и производителем, они выбирают в первую очередь продукцию Мэнню.

В-третьих, на базе нашего накопленного управленческого опыта мы приближаемся к системе управления ведущих мировых компаний молочной отрасли. Мы контролируем процессы от фермы до производства,  продажи и последующего обслуживания. Это позволяет оптимизировать постоянно изменяющиеся процессы. Совместно с IBM мы разрабатываем проект «SAP» [IT-система управления предприятием]. Мы стремимся создать целостную упорядоченную «систему» с целью достичь действительно «интеллектуального управления».

В-четвертых, для быстроразвивающейся компании на определённой стадии особую значимость приобретает её стратегическое положение на рынке и поиск стратегических партнёров, что особенно важно.

На протяжении длительного времени мы сотрудничаем и реализуем программы по стратегическому партнёрству с ведущими мировыми производителями: Danone (Франция), Arla Foods (Дания), и Asure (Новая Зеландия).

В 2014 году Мэнню решилась открыть предприятие за рубежом. В Новой Зеландии близится к завершению строительство завода подконтрольной Мэнню компании Yashili. Не так давно Мэнню установила отношения стратегического партнёрства с «Пэнхуань» и Miraka (Новая Зеландия), а также рядом других компаний.

В определённый момент по закону перехода количества в качество  Мэнню постепенно стала глобальной и международной компанией.

– Какова роль государственного стимулирования и государственной поддержки в развитии Mengniu Dairy?


– Город Хох-Хуто, где располагается Мэнню, называют «столицей молока», потому что власти способствовали становлению молочной отрасли. В последние несколько лет реализуется государственный стратегический план, направленный на поддержку слияний и поглощений в молочной отрасли. Государство активно стимулирует  предприятия на осуществление действий по модернизации и повышению качества.

В Китае с ростом спроса на молочную продукцию национальные компании будут консолидироваться. Только за счёт слияний и поглощений можно сфокусировать ресурсы, необходимые для снабжения потребителей более качественными молочными продуктами. Это объективная тенденция развития отрасли.

– Какие стратегические цели сейчас ставит перед собой Mengniu Dairy?

– Мэнню намерена стать компанией по производству диетических продуктов питания, которая ориентирована на потребителя и осуществляет инновации. В будущем мы будем ориентироваться на три вектора, с помощью которых переформатируем молочный сектор Китая. Это интеграция ресурсов, связи с потребителями и создание инновационных продуктов.

– На какие риски, с Вашей точки зрения, в условиях быстрого роста молочным компаниям нужно обращать первоочередное внимание? Почему именно эти риски Вы считаете наиболее значимыми?

– Защитой для быстрорастущих молочных компаний должен быть опережающий рост качества. Качество — это будущее.

– Не так давно представитель Nestle назвал рынок КНР наиболее перспективным с точки зрения роста спроса на молочную продукцию в мире в ближайшие 10 лет. Согласны ли Вы с данным утверждением? Какие препятствия для роста потребления молока в КНР и в мире вы видите на текущий момент и в десятилетней перспективе?

– Мы очень рады, что рынок молочной продукции КНР является наиболее перспективным с точки зрения роста спроса. Наши сотрудники изучили доклад, опубликованный исследовательской фирмой Euromonitor, согласно которому в 2017 году Китай потеснит США и станет крупнейшим молочным рынком в мире.

Рынок — открытая система. Этот факт означает для Мэнню как возможности, так и вызовы. В частности, лучшие молочные компании будут стремиться в Китай. Хотя Мэнню конкурирует с другими фирмами, которые работают на рынке молока и молочной продукции, но мы можем и взаимодействовать. У нас общая цель — обеспечить потребителей высококачественными продуктами, создать лучшие сервисы.

Менню исходит из идеи взаимного выигрыша, который может быть получен на основе создания «устойчивой экосистемы». Мы рады приветствовать лучших партнёров со всего мира, которые готовы присоединиться к Мэнню в «экосистеме победы для всех».

– Международный молочный рынок характеризуется очень резкими ценовыми колебаниями. Как Вы оцениваете влияние ценового фактора на ежедневную работу и развитие Mengniu Dairy? Какие методы хеджирования ценовых рисков на рынке молока Вы считаете наиболее действенными?

– В Китае есть пословица аналогичная русской: «Каково волокно, таково и полотно».

В условиях международной торговли волатильность цен на сырьё  — это только способ регулирования рынка. Она не оказывает определяющего влияния на предприятие.

С целью принципиального решения проблемы ценовых рисков китайские компании сосредотачивают усилия на строительстве системы поставок сырья, на сотрудничестве с высокоэффективными хозяйствами-производителями. В настоящее время 94% поставок сырья для Мэнню осуществляют крупнотоварные хозяйства.

– Предприятия, специализирующиеся на переработке молока, огромное значение уделяют обеспечению поставок сырья. Какую стратегию в этой сфере Mengniu Dairy использует на текущий момент? Как изменялась эта стратегия?

– Для Мэнню первый этап обеспечения качества — это качество сырья. Поэтому компания уделяет построению системы поставок особое внимание. В этом направлении мы действуем по следующим направлениям:

    Укрепление контроля над стадом. Мониторинг процессов разведения, лечения, прививок скота в хозяйствах-поставщиках.
    Использование высокотехнологичных средств, для получения сырья гарантированного качества. Мэнню постоянно усиливает информационную систему сбора данных о поступающем сырье. Мы соединили в единую систему кластер серверов, базы данных на ORACLE, локальные проводные сети, интернет, GPRS, WI-FI, мобильные терминалы и другое оборудование. Это позволяет обеспечивать безопасность процесса сбора молока.

    Увеличение масштабов производства в животноводческих хозяйствах. Мэнню — пионер в сфере крупнотоварного молочного производства в Китае. Мы сотрудничаем более чем с 2000 хозяйствами-поставщиками. В 2012 году Мэнню основала компанию «Фуюань Зоотехния». Её цель — дальнейшая интенсификация производства и обеспечение качества поставляемого сырья. Мы серьёзно усилили работу в направлении строительства современных ферм в наших собственных хозяйствах.
    Глобальная стратегия поставок сырья. Мэнню приобретает сырьё в Новой Зеландии и Дании.

Благодаря увеличению инвестиций и ускорению строительства новых высокотехнологичных ферм в хозяйствах-поставщиках, Mengniu Dairy создаёт более стабильную и безопасную производственную цепочку. Она в свою очередь позволяет улучшать качество продуктов питания и укреплять здоровье наших потребителей.

– Большое значение на предложение молока на рынке оказывают погодно-климатические факторы. Как Вы оцениваете территориальную диверсификацию поставок сырья для Ваших заводов в качестве способа снижения ценовых и прочих рисков?

– Погода и климат подвержены колебаниям. Но интенсификация производства и использование современных технологий могут защитить качество молока от воздействия фундаментальных факторов.

Для обеспечения китайских потребителей Мэнню совместно с подконтрольной компанией Yashili поставляют молоко из Новой Зеландии и Дании. Это пример реализации нашей глобальной стратегии.

– Встречал утверждение, что своими успехами Mengniu Dairy обязана продуманной и мощной рекламе своей продукции. Mengniu Dairy завоёвывала потребителей, шаг за шагом отодвигая конкурентов, или благодаря быстрому натиску? Можно ли, с Вашей точки зрения, завоевать серьёзную долю на национальном рынке, постепенно наращивая производство, тем более когда спрос на молочную продукцию давно сформировался и достаточно стабилен, как например в России?

– Мэнню черпает вдохновение для создания рекламы из собственных продуктов. Идеальная реклама — это яркий цветок, который расцветает на этой благодатной почве.

Мы сохраняем лидерство в молочной промышленности, опираясь на качество продукции Мэнню и наши инновационные услуги. Мы поставляем потребителям наиболее качественные продукты.

С опорой на это мы применяем рекламу и инновационные маркетинговые концепции. Они нацелены на формирование интимного и радостного общения с нашими покупателями. Так постепенно Мэнню передаёт им свою заботу.

Хотя молочный рынок насыщен, всё новым и новым потребителям нравятся продукты Мэнню. Мы постепенно движемся от продукта к услугам и оптимизации процесса покупки. Но, вне зависимости от акцентов, наша маркетинговая стратегия имеет постоянное ядро. Наше ядро — потребители.

– Насколько интересен Mengniu Dairy российский рынок, как с точки зрения сбыта, так и как источник сырья? Какие варианты сотрудничества с предприятиями Кировской области могли бы заинтересовать Mengniu Dairy?

– Российский молочный рынок вызывает у нас всё больший интерес. В конце октября 2014 года исполнительный директор Mengniu Dairy Group г-жа Сунь Ипин и 23 руководителя компании  отправились в Москву, чтобы посетить крупнейший завод компании Данон в Европе. Они побывали на заводе Данон в городе Чехов, где составили представление о российском молочном рынке.

Мы знаем, что Кировская область, как и Внутренняя Монголия, обладают огромными земельными ресурсами. В рамках взаимного обмена опытом мы хотели бы иметь возможность посетить некоторые животноводческие хозяйства и молочные предприятия вашего региона.

 «Наблюдатель» попросил прокомментировать это дистанционное интервью экспертов в сфере производства и переработки молочной продукции Василия Сураева и Владимира Журавлёва. Их мнение читайте в следующем номере в рублике «Молочные реки».

 
Mengniu Dairy Company Limited


    Mengniu Dairy Company Limited и его дочерние компании производят и поставляют на рынок Китая высококачественные молочные продукты. Это один из ведущих производителей молочной продукции в КНР. В качестве своей основной марки использует название «Mengniu» (Мэнню [Монгольская корова]). Штаб-квартира компании находится в столице Автономного района Внутренняя Монголия городе Хох-Хуто.

    Диверсифицированный ассортимент продукции Группы включает в себя жидкие молочные продукты, такие как пастеризованное молоко, молочные напитки и йогурты, мороженое, молочные смеси и другие молочные продукты, такие как сыр.

    По данным Китайского центра промышленной статистики за 2013 год, по жидким молочным продуктам компания Mengniu занимает первое место на китайском рынке, как по объему, так и по стоимости продаж, среди аналогов.

    К концу июня 2014 года, по информации Mengniu, годовой объем производства группы достиг 8,04 млн тонн (около 22 тыс. тонн в сутки). Продажи в первом полугодии 2014 года без учёта присоединённой компании Yashili составили 24,3 млрд юаней (255,15 млрд рублей по курсу на момент публикации) и выросли на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. Общая распределённая прибыль превысила 1 млрд юаней (более 10,5 млрд рублей) и выросла почти на 40%.

    В марте 2014 года Mengniu была включена в индекс Hang Seng, что делает её первой «голубой фишкой» среди китайских производителей молочных продуктов, сообщает агентство Bloomberg.

 
Yashili International Holdings Ltd

    По информации Bloomberg, основанная в 1983 году, Yashili International превратилась в современную крупную компанию с более чем 5000 сотрудников. Yashili специализируется в области исследований, разработки и производства продовольствия. В настоящее время детское молочное питание — основной продукт фирмы.

    Компания создала четыре внутренних производственных площадки в городе Чаочжоу, а также  в провинциях Гуандун, Хэйлунцзян и Шаньси. В настоящее время строится завод в Вайкато (Новая Зеландия), что позволит Yashili стать мировым лидером на рынке сухих детских молочных смесей.

    В 2013 году после успешного приобретения компанией Mengniu контрольного пакета в Yashili был образован прочный альянс. С помощью нового мощного акционера Yashili получила возможность фактически перезапустить свой бизнес.

 
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью