21.09.2012
Источник: kursiv.kz
По ее мнению, государство должно активно защищать казахстанских производителей, хотя бы из соображений продовольственной безопасности страны. 

– Как выглядит сейчас топ-5 крупнейших производителей молока в РК? Каким образом в настоящее время между ними распределяются рыночные доли?

– По статистике в Казахстане 2000 перерабатывающих (а соответственно, и продающих) предприятий. Крупнейшие из них известны всем. Это более-менее крупные компании, которые стабильно присутствуют на рынке. Дело в том, что у всех компаний различная линейка продукции и своя специализация: одни компании концентрируются на молочной продукции, другие – на сырной или масло-жировой. Первое, второе, третье место сложно назвать – таких исследований никто не ведет. 

– Какова доля импортной продукции на молочном рынке? Действительно ли сегодня импорт превышает внутреннее производство, почему? 

– Доля импорта сыра и творога составляет 60%, сливочного масла и маргарина – около 40% (по данным Казагромаркетинга). В целом, ежегодный объем импорта молочной продукции составляет порядка 60 млрд тенге. Есть примеры, когда российский продукт на внутреннем рынке России стоит дороже, чем через дистрибьюторскую сеть в РК. В настоящее время существующее законодательство не позволяет доказать факт демпинга, отсутствуют защитные меры. Однако по ценовой политике наших конкурентов извне можно засвидетельствовать наличие с их стороны агрессивной политики вхождения на казахстанский рынок. Другой проблемой является необходимость более жесткого контроля над импортом молочных товаров РК. В торговле реализуются импортные молочные товары с использованием растительных жиров без маркировки в составе. Если отечественный производитель подконтролен проверяющим органам соответствию продукта составу, указанному на упаковке (регулярные проверки на производственных объектах), то с импортом гораздо сложнее. Данная ситуация, с одной стороны, вводит казахстанского потребителя в заблуждение по качеству продукта, а с другой стороны, увеличивает присутствие на внутреннем рынке импортного товара из-за его преимущества в цене по сравнению с отечественной продукцией. В результате, элементарное несоблюдение уже утвержденных нормативных правовых актов наносит непоправимый урон экономике отечественных перерабатывающих предприятий.

– Каково соотношение показателей производства и потребления молочной продукции в Казахстане? 

– В Казахстане надаивается 5 млн 300 тыс. тонн и перерабатывается всего 1 млн 300 тысяч тонн молока (по данным Молочного союза), в отличие от Беларуси, где надаивается почти как у нас – 5 млн 800 тыс. тонн, но столько же и перерабатывается.

– Как полагали эксперты, в 2009 году молочный рынок Казахстана ждет подъем, постепенно будет увеличиваться рост производства и потребления. Более того, отмечалось, что потребление молочной продукции в скором времени может достигнуть уровня европейских государств. Как Вы оцениваете возможное наступление положительных тенденций на молочном рынке РК? Как вторая волна кризиса повлияет на рынок? 

– Казахстан не настолько интегрирован в мировую экономику, поэтому влияние кризиса будет опосредованно. Государственный бюджет, опирающийся, в том числе на цену на нефть, сделан с запасом прочности. Кризис начинается, в первую очередь, в голове, отсюда и соответствующие неадекватные управленческие решения. Паника – вещь заразная, увы.

Молочный рынок Казахстана уже много лет показывает ежегодный рост потребления – в среднем в пределах 5%. Нам еще очень далеко от европейских норм потребления молока на душу населения, поэтому перспектива роста потребления, а соответственно, и роста рынка, достаточно оптимистичная.

– Одной из важнейших проблем развития молочного рынка РК называют проблему нехватки сырого молока для перерабатывающей молочной промышленности. Отмечается, что в нашей стране недостаточно развиты крупные молочные фермы. Каково сейчас на молочном рынке РК соотношение продукции перерабатывающих предприятий и частных домашних хозяйств?

– Чтобы построить крупную ферму, нужно получить кредит под проценты, для кредита банку потребуется залог (которого у с/х производителя, как правило, нет или он не удовлетворяет условиям банка). Сельское хозяйство имеет долгую окупаемость от 10 лет и выше, так как рентабельность низкая, а затраты высокие. Кроме того – рискованный вид бизнеса, возможны кризисы, связанные со здоровьем скота, ростом тарифов на коммунальные платежи и прочим. Реальная жизнь может отклониться от бизнес-плана. Весь этот процесс сразу становится непривлекательным, и развитие молочного фермерского хозяйства сохраняется медленным. Нужно более льготное кредитование, готовые проекты «под ключ» (а не разрабатываемые сначала каждым фермером и нести затраты на разработку), субсидирование производителей – в целом, государственная поддержка. 

– На создание ферм были направлены государственные программы и льготные кредиты, выделяемые через ФНБ «Самрук-Казына». Есть ли какие-то положительные сдвиги по итогам применения данных мер? 

– Куда выделенные средства пошли, я не могу Вам сказать. Но если бы были крупные успехи или достижения в реализации этой программы, мы бы об этом знали. На данный момент по факту молока не прибавилось. На своем примере мы это не ощущаем. Ситуация у нас не изменилась, а даже ухудшилась. Статистика показывает: 10 лет назад доля производимого сырого молока в личных подсобных хозяйствах составляла 85%, сейчас, спустя годы, – около 90 %, в зависимости от региона. Понятно, что отдачу пока рано ждать, проект только заработал. Мы двумя руками за эту программу и с распростертыми объятиями ждем фермеров, которые принесут нам большие объемы высококачественного молока. Но пока результатов нет. Однако стоит отметить, что по истечению трех лет результатов ждать рано.

– А что, на Ваш взгляд, мешает реализации этой программы?

– В Казахстане достаточно высокая ставка кредитования, поэтому далеко не все фермеры кинулись брать деньги у «Самрук-Казыны» на создание или развитие ферм. ФНБ еще три года назад выделил деньги на создание и развитие 30 ферм, на данный момент работают только 5 фермерских хозяйств. Желающим работать в этой отрасли, помимо того, что сложно получить кредит, так еще и процентная ставка очень высокая. Помимо этого, есть проблемы со скотом. Дело в том, что ни в Казахстане, ни в близлежащих странах необходимого скота нет, его надо везти из Европы или Америки. Этот скот надо адаптировать, акклиматизировать под наши условия и климат, а это дело не одного поколения. Может, третье поколение даст ту отдачу, на которую рассчитывает бизнесмен. Более того, у неакклиматизированных животных процесс падения выше, чем у местного скота. В итоге, на что рассчитывает бизнесмен по своему бизнес-плану, не всегда получится. Есть нюансы, которые всплывают пост- фактум. Мы сами с этим сталкивались. Два года назад мы привезли скот из Европы. Он оказались неприспособлен к нашему климату. Стали падать удои. А ведь все эти вещи в бизнес-плане не заложишь. Не каждый бизнесмен возьмется за такой вид деятельности, поэтому тут необходима помощь государства.

– Какие сегодня существуют иные проекты, направленные на повышение роли казахстанских молочных производителей, решение проблемы нехватки сырого молока казахстанского производства? Какое участие в реализации указанных проектов принимают представители молочного бизнеса, иные, в том числе государственные структуры? 

– «ФудМастер» для решения вопросов нехватки сырья развивает свои фермы, а также организовывает молокоприемные пункты по всему Казахстану – чтобы обеспечить качество сырья, оснащает за свой счет охладителями импортного производства, обучает фермеров, обеспечивает доставку сырья от фермеров своим транспортом.

– По оценке Молочного союза, введение госзаказа на школьное молоко, сухое молоко, масло и сыр может положительно повлиять на развитие молочного рынка РК. Насколько необходимой Вам представляется реализация указанной меры, и каким образом осуществить ее грамотную реализацию?

– Это было предложение Молочного союза, и оно оправданно. Что касается реализации, то это зависит от политической воли. Этот механизм должен работать через госзаказы, через областные акиматы, меры господдержки через финансирование и.т.д.

Это вызвано также и социальной составляющей. Именно для достижения физиологических норм потребления молока и молочных продуктов в размере 300 кг в год на одного жителя необходимо обеспечить широкую популяризацию и социальную рекламу пользы употребления молочной продукции со стороны государства и создать систему преференций по использованию рекламы для переработчиков. Увеличение потребления молочных продуктов через учреждения бюджетной сферы (программы «Школьное молоко», «Рабочее молоко», «Лечебные молочные продукты в медицинских учреждениях», «Усиленное молочное питание в военных заведениях»).

– По мнению аналитиков Союза фермеров Казахстана, с момента создания Таможенного союза появились новые проблемы с реализацией продуктов казахстанского производства. Так ли это? С какими проблемами столкнулись вы, и как вы их решаете?

– Однозначно на прилавках магазинов массированно появилась импортная продукция из России и Беларуси, особенно в Западном и Северном Казахстане, это сказывается на спросе на отечественную молочную продукцию.

В этой ситуации наш ответ – высокое стабильное качество, популяризация отечественной продукции как натуральной, свежей и полезной. Люди понимают, что мы не везем ее за много тысяч километров, производим из сырья, произведенного в этом же регионе, нас регулярно проверяют на соответствие техрегламенту, санитарии и ветеринарии, и это наше конкурентное преимущество.

Однозначно, государство должно защищать и регулировать продовольственные рынки, хотя бы из соображений продовольственной безопасности страны, а то в какой-то момент встанем перед фактом, что продукты, которые мы с вами едим, – на 100% импортные.

– Испытывает ли произведенная в Казахстане молочная продукция по качеству и цене на внутреннем рынке РК давление со стороны стран Таможенного союза? 

– По качеству мы лучше, по цене уступаем. С открытием таможенных границ к нам хлынул поток российских товаров, а наши товары из-за своей низкой конкурентоспособности не могут пробиться на российский рынок. По масштабам, уровню развития и оказываемой государственной поддержки молочная отрасль Казахстана отстает от стран–членов ТС: России и Беларуси, что позволяет последним оказывать мощное давление на казахстанский молочный рынок, особенно в приграничных районах. В частности, в 2012 году резко увеличились поставки молочной продукции из ТС по ценам значительно ниже, чем на аналогичную отечественную продукцию. Например, в Западный Казахстан поступает продукция белорусского и российского производства на 10, 20% дешевле, потому что субсидии государства, в частности, в Беларуси намного превышают субсидии в Казахстане. 

– А на рынках стран ТС? Россия или Беларусь не препятствуют экспорту молока из РК? Есть ли такой экспорт, и каков его объем?

– Однозначно, скрытое сопротивление присутствует – для примера, 2 года назад мы поставляли на российский рынок, в Москву, «Творог домашний», и в один прекрасный момент из-за неважной причины наши поставки были блокированы, хотя продукт был воспринят на ура. Экспортных объемов в десятки и сотни раз меньше, чем у наших конкурентов из России и Беларуси. Например, по кисломолочной продукции – около 1% от объема производства, масло сливочное – меньше 1 %, мороженное – 6%, сыры и творог – 3% и т.д.

– В ближайшее время Казахстан вступит в ВТО, сможет ли местная продукция конкурировать с импортной? Какие шаги, на Ваш взгляд, необходимо принять, чтобы наша продукция смогла успешно конкурировать?

– Конкурировать сможем, но для повышения уровня конкуренции в долгосрочный период необходим комплекс долгосрочных, срочных и экстренных мер: защита внутреннего рынка от скрытого демпингового и фальсифицированного товара, разработка долгосрочных планов производства-потребления и вытекающий из этого баланс распределения между отечественным производством и импортом. Усиление роли техрегулирования и контроля входящего в страну товара, на транзитный период 3-5 лет вступления в ВТО оставить преференции, субсидии для производства сырья и его переработки. Сделать нулевую ставку налога на прибыль для перерабатывающей отрасли, это будет стимулировать развитие любого производства. Меры и объемы господдержки сделать соизмеримыми с объемами, предоставляемыми в других странах, являющимися нашими основными торговыми партнерами (для примера: в России в списке мер господдержки 8 пунктов, а у нас 2 пункта – это Программа «Дорожная карта-2020» и субсидирование ставки вознаграждения по кредитам).

Необходимо обеспечить доступность кредитов, выдаваемых производителям и переработчикам молока по примеру стран–участниц ВТО, финансирующих проекты со ставкой 0-2% на 25-30 лет.

Создать условия по притоку инвестиций в складское-логистическое хозяйство и в развитие дорожно-транспортных магистралей. 

Создание за счет государства сети независимых лабораторий для независимого контроля параметров качества и безопасности молока и молпродуктов.

– Существует ли ценовой демпинг на рынке и если – да, то со стороны каких именно производителей? Как сообщили «Къ» в Молочном союзе, белорусская и кыргызстанская молочная продукция, которая присутствует на прилавках РК, дешевле, чем казахстанская. Как это возможно, ведь у них есть дополнительные затраты, в том числе на доставку товара? 

– В Беларуси крупные фермы дают 90% молока и субсидируются государством. Они производят молоко, и его излишки активно импортируют. Их сырье производится в достаточном количестве и по более низкой себестоимости. Во всем мире сельское хозяйство поддерживается государством. В том числе защита своего рынка от импортной продукции. 

Да, молоко из Кыргызстана дешевле, но не намного. И часто низкого качества, по причине того, что оно сборное, от личных подсобных хозяйств. По причине дефицита сырья и отсутствия выбора наши производители закупают все без разбора – таким образом, мы поддерживаем не свою, а кыргызстанскую экономику и производителей молочного сырья.

– В прошлом году министр сельского хозяйства РК А. Курешбаев говорил о том, что Казахстану нужно создать национальный бренд молока. Были ли это просто слова или работа в данном направлении уже идет? 

– Два года назад, но до сих пор по этому вопросу ничего реального на рынке не произошло. 

– Несколько раз производителей молока в Казахстане, в частности, «ФудМастер» подозревали в нарушении антимонопольного законодательства по причине возможного ценового сговора с рядом производителей молочной продукции. Однако компании наличие сговора отрицают. Каковы результаты расследования в отношении «ФудМастер» и иных молочных производителей, попавших под подозрение агентства? 

– К великому сожалению, мы до сих пор пытаемся регулировать рыночную экономику административными мерами. Никакого сговора не было, просто повышение цен на молочную продукцию напрямую зависит от роста цен на сырое молоко, ГСМ и энергоносители. Практика такова, что производители пытаются компенсировать рост цены на сырье, энергоносители, топливо и т.д. – естественно, это происходит у всех примерно в одно и то же время. Было бы странно работать в отдельных регионах постоянно в убыток. Мы с решением не то, что не согласны, мы намерены обжаловать это решение вплоть до Верховного суда.

– Как изменялись показатели прибыли «ФудМастера» за последние три года – снизились либо, напротив, увеличились? 

– Мы инвестируем огромные деньги в развитие компании. Прибыль у нас растет из года в год, что связано с географическим расширением присутствия компании на рынке РК. Если раньше мы присутствовали в 6-8 городах, то сейчас от 18 до 22 городов. Прирост по прибыли ожидается за счет расширения дистрибьюции во всех основных регионах. Сам по себе молочный рынок сегодня растет – каждый год примерно на 5%. Поскольку растет рынок, увеличивается присутствие компании на этом рынке, то растет и прибыль. Это взаимосвязанные экономические показатели, которые коррелируют друг с другом.

– А на международных рынках ваша компания как-то представлена?

– «ФудМастер» входит в группу компаний Lactalis, это французская компания, ставшая в прошлом году молочной компанией №1 в мире. Ею были приобретены все акции компании «ФудМастер» в 2004 году. Отмечу, что на молочном рынке Группе Lactalis принадлежит 200 производственных площадок по всему миру. 

– Как изменился бизнес компании в связи со сменой собственника? 

– Могу сказать, что с изменением собственника однозначно поменялась стратегия развития, в первую очередь, поменялись условия финансирования. В течение последних нескольких лет в компанию инвестированы огромные деньги – начиная с 2007 года 6 млрд тенге. К примеру, за последние 2 года 1,2 млрд тенге вложено в развитие иссыкского молочного завода, а за последние 3 года 1,6 млрд тенге потрачено на павлодарский АО «Сут». Эти деньги пошли на 100%-ю реконструкцию всех заводов компании в РК. Наши производственные площадки были полностью реконструированы, внедрены новые технологии производства, штат компании прошел переобучение и повышение квалификации, некоторые специалисты прошли обучение во Франции и сейчас успешно применяют полученные навыки на практике, были внесены некоторые инновации, ноу-хау от французского собственника. Плюс изменились вопросы управления и анализа хозяйственной деятельности. С 2010 года в компании внедрена Международная система безопасности пищевых продуктов — НАССР (Система анализа рисков и критических точек). Принципы, заложенные в систему НАССР, позволяют предвидеть риски при производстве пищевых продуктов и тем самым обеспечивают потребителям гарантии безопасности продукции.

Помимо этого, у нас существует многоступенчатая система контроля качества, начиная от заготовки сырья-молока заканчивая готовым выпуском финальной продукции. Использование высоких технологий на заводах «ФМ» позволяет получить продукты со сроками до 23 дней. В первую очередь, это стало возможным из-за использования высококачественного исходного сырья и, конечно, от технологий переработки, когда продукт при технологическом процессе не контактирует с внешней средой и людьми. 

– Компания выпускала сок под брендом «Pico», но затем данная продукция исчезла из товарной линейки «ФудМастера». Почему перестали его выпускать? Не думали о том, чтобы запустить новый сок собственного производства? 

– «Pico» мы выпускали, еще не являясь частью Группы Lactalis. Затем этот бренд был продан компании «Coca Cola». Причина такого решения в том, что это непрофильный бренд – Lactalis специализируется только на молочной продукции, а соками не занимается. 

А поскольку наша специализация – это различная кисломолочная продукция и сыры, то непрофильные проекты мы разрабатывать не планируем.

– Как в линейке FoodMaster сбалансированы скоропортящиеся молочные продукты и продукты с долгим сроком хранения? 

– Выпуская самую широкую линейку молочных продуктов в РК, мы специализируемся на свежей молочной продукции с коротким сроком годности. Тем не менее у нас достаточно высокие сроки хранения продукции, называемой скоропотящейся. В советское время сроки хранения измерялись в часах – это 24, 72 часа. Мы благодаря оснащению современным европейским оборудованием, внедрению современных технологий производства и использованию только высококачественного сырья добились, что продукт без каких-либо добавок, увеличивающих срок хранения, сам по себе может выдержать 23 и более дней хранения в соответствующих условиях. Это бесконтактный метод производства – оборудование, к которому нет доступа человека. Весь процесс производится автоматически – регулируется компьютерной программой, которой человек лишь управляет, при этом не прикасаясь к продукту. То есть такие этапы, как прием молока, его очистка, пастеризация, заквашивание, фасовка, охлаждение, хранение – все это делается автоматически. Все параметры качества и критические точки качества находятся под контролем у специалистов, и компьютер сразу дает аналитику и статистику по всем этим критическим точкам. Плюс оборудование настолько чувствительно ко всем отклонениям, что как только нарушаются какие-то параметры, оно автоматически открывает клапаны, и несоответствующая стандартам качества продукция уходит в канализацию. Тут два основных момента – человек не привносит дополнительные бактерии и сама биологическая продукция, молоко, подвергается очистке. Все наши старые советские заводы работали на основе контактного метода, там бактерии позволяли быстро продукту скиснуть. Если продукт очищен, новой флоры не внесено – он может жить дольше. Естественно, процесс хранения должен проходить при холоде – вот когда говорят сопутствующие условия, то речь идет прежде всего о холоде. Это называется «холодовая цепочка». Она не должна нигде прерываться в плане температуры, начиная от приемки молока и заканчивая реализацией в магазине. Наша задача – вплоть до реализации в магазине полностью взять весь процесс под контроль.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

14.11.2018

Черная дыра информационных систем

Над рынком пищевой продукции встала тень очередного проекта властей по "прослеживаемости" на рынке. По итогам заседания Правительства, состоявшегося 31 октября, органам власти поручено проработать вопрос и обеспечить совместимость информационных систем в области качества продуктов питания, подконтрольных Минпромторгу, Россельхознадзору и Роспотребнадзору.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Колхоз Дружба, сельскохозяйственная артель
Адрес:  с. Ахрат, ул. Школьная, д. 31 
 
МОЛОЧАЯ ИНДУСТРИЯ, ООО
Адрес:  г. Белгород, бульвар Юности, д. 19 кв. 20