31.07.2009
Источник: delo.ua
Регион: Россия
Молочники Украины вынуждены объединяться Мелкие производители молочной продукции вскоре покинут рынок, а оставшимся придется объединяться, чтобы выстоять. В самих компаниях стараются отсрочить долговые выплаты и ищут портфельных инвесторов.

Текущий год для рынка цельномолочной продукции (ЦМП) можно назвать поворотным, так как тенденции, которые прослеживались на протяжении последних нескольких лет, кардинально меняются. Так, если в 2008 году объем рынка продаж цельномолочной продукции в натуральном выражении оценивался в 1,3 млн тонн, что на 7% меньше по сравнению с 2007 годом, то в денежном измерении объем рынка вырос до $1,5 млн, или на 12%. Рост в денежном выражении произошел из-за повышения цен на сырье, и как следствие - на производимую продукцию. Также следует отметить рост продаж высокомаржинальных продуктов (йогуртов, творожков, десертов и т. п.), что привело к повышению объема рынка и замещению ими менее маржинального молока и традиционных ряженки и кефира.

В текущем году ситуация меняется, и, по оценкам экспертов, будет наблюдаться обратная тенденция: объем потребления цельномолочной продукции снизится пропорционально доходам населения. Это напрямую связано с отсутствием тенденции увеличения заработной платы, ростом стоимости коммунальных услуг, подорожанием медикаментов и удешевлением гривни. По предварительным оценкам, рынок ЦМП в денежном и натуральном выражении уже потерял около 15-20% за первое полугодие, а до конца года этот показатель может увеличиться до 25-30%.

Об этом свидетельствуют как общие показатели рынка, так и маркетинговые решения производителей. По состоянию на первое полугодие 2009 года наблюдается смещение потребительских предпочтений с более дорогих продуктов ЦМП в более дешевые группы. Цена на более дешевую продукцию осталась неизменной, так как зависит от закупочной цены молока. Несмотря на то, что стоимость высокомаржинальных продуктов снизилась на 10-20%, многие производители начали проводить акции, предусматривающие увеличение отпускного объема упаковки продукта по той же цене (например, 350 мл по цене 300 мл).

Продукция отрасли ЦМП предназначена для потребления внутри страны и ориентируется на цены аналогичной импортной продукции (повышение цен на продукцию отечественных производителей приведет к увеличению потребления более дешевой импортной).

Кто делит рынок?

Концентрация гигантов в молочной отрасли достаточно высока (более 50%). Крупнейшим девяти компаниям-производителям отрасли принадлежат 53% рынка. Наибольшие из них - "Юнимилк", 8,7% (ТМ "Простоквашино", "Био Баланс", "Тема", "Летний День", "ПЕТМОЛ"), подконтрольная Андрею Блоху и Андрею Бесхмельницкому; "Милкиленд" - 7,4% (ТМ "Добряна", "Коляда", "Роменская"), подконтрольная Анатолию Юркевичу; "Вимм-Билль-Данн Украина" - 5,9% (TM "Чудо", "Веселый молочник", "Нео", сырки "Рыжий Ап", йогурт "Фругурт", "Словяночка", "Ромол"), подконтрольная российскому бизнесмену Сергею Пластинину.

При этом долговая нагрузка большинства предприятий отрасли не является критической. В целом по рынку производители используют кредитное плечо 1,5-2 к собственному капиталу. Банки с охотой предоставляли кредиты подобного вида предприятиям, как наиболее стабильным с точки зрения получения ими прибыли. Некоторые из самых "продвинутых" молочников по различным причинам (для кого-то первый шаг к публичности, для кого-то увеличение кредитного плеча) пошли на привлечение облигационных займов. Но из-за сложной ситуации на рынке ликвидности договориться с несколькими кредиторами сложнее, чем с одним банком. В результате доходность всех "молочных" облигаций была увеличена на 7-8%.

Так, компания "Галичина" (долговая нагрузка 62%) повысила ставку купона с 15,5% до 23%. Компании пришлось пойти на такие меры, чтобы не погашать оферту, которая была преду-смотрена в марте, апреле и мае. Общий заем "Галичины" по облигациям составляет 60 млн. грн. В подобной ситуации оказалась и компания "Люстдорф" - по облигациям на общую сумму 25 млн грн ставка изменилась с 16% до 23%. Оферта была предусмотрена в мае, и компании пришлось увеличить доходность облигаций, чтобы удержать инвестора.

Некоторые компании даже заявляют о планах расширения производства. Так, "Западная молочная группа" (долговая нагрузка 45%), несмотря на убытки в 2008 году (15,6 млн грн), заявила о возможности покупки новых предприятий. Осуществится ли подобное намерение - судить пока сложно. Особенно если учесть, что компании также пришлось увеличить доходность своих облигаций с 14% до 21% на общую сумму 80 млн грн.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

20.02.2018

Когда молоко сохнет

В ситуации с падением цен на сухое молоко нашли главного виновника – дешевое сухое молоко. На рынке заговорили о запрете на поставки сухого молока из Беларуси, которые и без того сократились по итогам 2017 года. В ситуации разбиралось The DairyNews.
ВИП, ООО
Адрес:  Хабаровский кр, г. Хабаровск, пер. Производственный, д. 2 офис 31 
 
Майский МЗ, ООО
Адрес:  Кабардино-Балкарская респ, Майский район, с. Пришибо-Малкинское, ул. Мира, д. 7 
 
АПК–Курск, ООО
Адрес:  Курская обл, г. Железногорск, ул. Воинов-Интернационалистов стр. 7/1 
 
Домановичи-Агро, СХ УП
Адрес:  Гомельская обл., Калинковичский р-н, Козловичский с/с, аг. Козловичи, ул. Кирова, д. 59, ч. дом