31.07.2009
Источник: delo.ua
Регион: Россия
Молочники Украины вынуждены объединяться Мелкие производители молочной продукции вскоре покинут рынок, а оставшимся придется объединяться, чтобы выстоять. В самих компаниях стараются отсрочить долговые выплаты и ищут портфельных инвесторов.

Текущий год для рынка цельномолочной продукции (ЦМП) можно назвать поворотным, так как тенденции, которые прослеживались на протяжении последних нескольких лет, кардинально меняются. Так, если в 2008 году объем рынка продаж цельномолочной продукции в натуральном выражении оценивался в 1,3 млн тонн, что на 7% меньше по сравнению с 2007 годом, то в денежном измерении объем рынка вырос до $1,5 млн, или на 12%. Рост в денежном выражении произошел из-за повышения цен на сырье, и как следствие - на производимую продукцию. Также следует отметить рост продаж высокомаржинальных продуктов (йогуртов, творожков, десертов и т. п.), что привело к повышению объема рынка и замещению ими менее маржинального молока и традиционных ряженки и кефира.

В текущем году ситуация меняется, и, по оценкам экспертов, будет наблюдаться обратная тенденция: объем потребления цельномолочной продукции снизится пропорционально доходам населения. Это напрямую связано с отсутствием тенденции увеличения заработной платы, ростом стоимости коммунальных услуг, подорожанием медикаментов и удешевлением гривни. По предварительным оценкам, рынок ЦМП в денежном и натуральном выражении уже потерял около 15-20% за первое полугодие, а до конца года этот показатель может увеличиться до 25-30%.

Об этом свидетельствуют как общие показатели рынка, так и маркетинговые решения производителей. По состоянию на первое полугодие 2009 года наблюдается смещение потребительских предпочтений с более дорогих продуктов ЦМП в более дешевые группы. Цена на более дешевую продукцию осталась неизменной, так как зависит от закупочной цены молока. Несмотря на то, что стоимость высокомаржинальных продуктов снизилась на 10-20%, многие производители начали проводить акции, предусматривающие увеличение отпускного объема упаковки продукта по той же цене (например, 350 мл по цене 300 мл).

Продукция отрасли ЦМП предназначена для потребления внутри страны и ориентируется на цены аналогичной импортной продукции (повышение цен на продукцию отечественных производителей приведет к увеличению потребления более дешевой импортной).

Кто делит рынок?

Концентрация гигантов в молочной отрасли достаточно высока (более 50%). Крупнейшим девяти компаниям-производителям отрасли принадлежат 53% рынка. Наибольшие из них - "Юнимилк", 8,7% (ТМ "Простоквашино", "Био Баланс", "Тема", "Летний День", "ПЕТМОЛ"), подконтрольная Андрею Блоху и Андрею Бесхмельницкому; "Милкиленд" - 7,4% (ТМ "Добряна", "Коляда", "Роменская"), подконтрольная Анатолию Юркевичу; "Вимм-Билль-Данн Украина" - 5,9% (TM "Чудо", "Веселый молочник", "Нео", сырки "Рыжий Ап", йогурт "Фругурт", "Словяночка", "Ромол"), подконтрольная российскому бизнесмену Сергею Пластинину.

При этом долговая нагрузка большинства предприятий отрасли не является критической. В целом по рынку производители используют кредитное плечо 1,5-2 к собственному капиталу. Банки с охотой предоставляли кредиты подобного вида предприятиям, как наиболее стабильным с точки зрения получения ими прибыли. Некоторые из самых "продвинутых" молочников по различным причинам (для кого-то первый шаг к публичности, для кого-то увеличение кредитного плеча) пошли на привлечение облигационных займов. Но из-за сложной ситуации на рынке ликвидности договориться с несколькими кредиторами сложнее, чем с одним банком. В результате доходность всех "молочных" облигаций была увеличена на 7-8%.

Так, компания "Галичина" (долговая нагрузка 62%) повысила ставку купона с 15,5% до 23%. Компании пришлось пойти на такие меры, чтобы не погашать оферту, которая была преду-смотрена в марте, апреле и мае. Общий заем "Галичины" по облигациям составляет 60 млн. грн. В подобной ситуации оказалась и компания "Люстдорф" - по облигациям на общую сумму 25 млн грн ставка изменилась с 16% до 23%. Оферта была предусмотрена в мае, и компании пришлось увеличить доходность облигаций, чтобы удержать инвестора.

Некоторые компании даже заявляют о планах расширения производства. Так, "Западная молочная группа" (долговая нагрузка 45%), несмотря на убытки в 2008 году (15,6 млн грн), заявила о возможности покупки новых предприятий. Осуществится ли подобное намерение - судить пока сложно. Особенно если учесть, что компании также пришлось увеличить доходность своих облигаций с 14% до 21% на общую сумму 80 млн грн.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

13.10.2017

Федеральной поддержки не будет, но вы держитесь

На последнем заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам был представлен проект федерального бюджета на 2018 год, согласно которому субсидии на погектарную поддержку, субсидии на литр молока, а также ассигнования на компенсацию прямых капитальных затрат не будут предусмотрены. Представители региональных органов АПК в свою очередь гарантируют, что в их регионах создаются и будут создаваться все условия для того, чтобы сельское хозяйство активно развивалось, сообщает The DairyNews.
Витаель, ООО
Адрес:  Рязанская обл., Касимовский район, село Пустныь
Нестле Вологда детское питание, ООО
Адрес:  Вологодская область, г. Вологда, ул. Михаила Поповича, 4А
Груня, ФХ Советовых
Адрес:  ульяновская область, кузоватовский район, село Русская Темрязань, ул. Речная 20 А
ВИТА, ООО
Адрес:  Иркутская обл., г. Усолье-Сибирское, проспект Космонавтов, д. 13