Молочная отрасль мирного Нагорного Карабаха

Источник: ИА DairyNews
Интервью с министром сельского хозяйства Нагорно-Карабахской республики - Андраником Хачатряном.
Молочная отрасль мирного Нагорного Карабаха
Наверное, вы успели за это короткое время ознакомиться с республикой. Я вам вкратце изложу состояние сельского хозяйства.

Сельское хозяйство у нас является одним из приоритетных направлений экономики.  Последние пять лет развитию агропромышленного комплекса уделяется особенное внимание. Об этом свидетельствуют программы, которые мы принимаем в этой области. 

В сельском хозяйстве два основных направления: развитие животноводства и растениеводства. Мы реализуем последовательную стратегию, чтобы пропорционально развивать эти два направления. Последние пять лет это пропорциональность была нарушена. Основное внимание уделялось растениеводству. Мы хотим эти два направления уравнять. 

Мы приняли ряд программ для развития экономики и увеличения валового производства продукции сельского хозяйства. Для развития животноводства предоставляются льготные условия кредитования: 6% годовая ставка. Это нормальная ставка: мы изучили банковские ставки как в Армении, так и в Нагорно-Карабахской республике. Банки выдают деньги под 15-18%, мы субсидируем до 6% и выделяем деньги тем хозяйствующим субъектам, которые хотят заниматься развитием животноводства. 

В 2008 году у нас было создано племенное хозяйство, целью которого являлось увеличение племенного ядра в животноводстве и улучшение генофонда местного скота. Ввезено три породы коров: швиц, флегби и джерси. Сейчас в племенном хозяйстве в общей сложности около 500 голов КРС. Созданием этой фермы мы хотели решить проблему увеличения производства молока и мяса. 

Племенное хозяйство оборудовано современной станцией искусственного осеменения, вся техника новая, соблюдены все международные стандарты.

Доильное оборудование - параллель на 14 мест DeLaval. Вы, наверное, слышали про эту компанию. 

DN: У DeLaval есть сервис в Нагорно-Карабахской республике?

Нет, мы сотрудничаем с ними через компанию Кард-Агросервис. Два раза в год они обязательно приезжают к нам. 

DN: "Племенное хозяйство" - это центральное хозяйство в Нагорно-Карабахской республике?

Да. Это полностью государственное ООО. 

DN: Почему именно такие породы завезли на это предприятие?

В молоке этих пород много жира: 5,2-5,6%. 

Мы сотрудничаем с компанией Кард-Агросервис, которая специализируется на ввозе племенных животных. Их представители изучали мировой опыт, например, в Израиле, Германии, России, Чехии. Мы остановились на этих трех породах. 

Кард-Агросервис находится в Армении. С этой компанией мы осуществляем несколько наших программ: в сфере животноводства, растениеводства и сельхозтехники. 

DN: Продаете ли вы животных с "Племенного хозяйства"?

Мы продаем бычков. Перед нами стоит цель улучшения стада. Примерно 80 голов племенных быков мы на выгодных условиях выдали нашим фермерским хозяйствам. 

DN: Бычков мясных или молочных пород?

И мясных, и молочных.

DN: Современное молочное животноводство развивается благодаря искусственному осеменению.

Искусственное осеменение у нас практикуется только на "Племенном хозяйстве". Мы сейчас разрабатываем программу искусственного осеменения в республике в целом. Эта программа должна начать работать с 2014 года. 

DN: Расскажите, пожалуйста, о программе развития искусственного осеменения.

Окончательной концепции пока нет. Но мы с помощью программы развития искусственного осеменения хотим внедрить опыт частной ветеринарии. Сейчас ветеринария контролируется министерством сельского хозяйства. Концепцию мы сейчас разрабатываем вместе с компанией Кард. Мы планируем, что совместными усилиями сможем довести до логического завершения эту программу. Она сначала будет финансироваться государством: примерно на два-три года мы планируем все расходы взять на себя, а потом постепенно передать в частные руки.

DN: Есть ли у вас аграрные ВУЗы?

Да, у нас есть Степанакертский филиал аграрного университета Армении. В основном цель создания "Племенного хозяйства" заключается в том, чтобы сделать его научно-исследовательским центром. Студенты там слушают лекции, знакомятся с искусственным осеменением, наши специалисты занимаются селекцией, практикуются. То есть получение прибыли не является  задачей. "Племенной хозяйство" изначально должно было стать научно-исследовательским центром в сфере животноводства. 

DN: Есть ли у вас проблема кадров в животноводстве?

Есть не только в животноводстве. Кадры, - можно сказать, самое уязвимое место. Мы уже два года работаем с Институтом над подготовкой студентов. Каждый год наших специалистов мы командируем в разные страны. Они были в Америке, в Израиле, в Украине, в Чехии, в Германии. Недавно наши специалисты проходили обучение в Semex, теперь мы хотим внедрить централизованную систему учета поголовья КРС с помощью этой компании. 

У нас хорошие отношения со специалистами в Армении: два-три раза в месяц они к нам приезжают. Как и везде, после распада Советского Союза мы ощущаем нехватку кадров. 

DN: Наш попутчик отметил, что сельхозтехника в Нагорном Карабахе старая советская, но за ней хорошо смотрят, и она почти вся на ходу. Есть ли у вас доступ к новой иностранной технике?

Как во всех постсоветских республиках, у нас осталась старая техника. Но в последние пять лет мы объявили сельское хозяйство приоритетным направлением общей экономики страны. За эти пять лет порядка 800 единиц сельскохозяйственной техники было импортировано в нашу республику. Мы сотрудничаем с такими известными компаниями, как John Deer, Deutch Waar, Белорусский тракторный завод (500-600 единиц). У нас 50 единиц немецких зерноуборочных комбайнов. 

У нас разработана и уже введена программа развития парка сельскохозяйственной техники. Мы заключили с банками договоры - на лизинговых условиях предоставляем любую технику без ограничений. Собственник может обратиться в банк - проценты мы субсидируем - и заключить трехстороннее соглашение. 

DN: У вас много финансовых операций. Через какой банк вы это делаете?

Создан Фонд содействия селу и сельскому хозяйству. С помощью этого фонда мы осуществляем все наши операции.

DN: Субсидируемые кредиты предусмотрены только для новых объектов?

Не только на создание нового комплекса - на развитие животноводства в целом. Мы выдаем кредит на приобретение как двух коров, так и ста голов.

DN: Это мера предусмотрена и для молочного животноводства, и для мясного?

Мы не разграничиваем их пока. Льготное кредитование у нас предусмотрено на все виды сельскохозяйственной деятельности: на растениеводство и животноводство. Но сейчас бОльшая часть наших субсидий идет на сферу животноводства, чтобы обеспечивать пропорциональное развитие направлений. В настоящий момент примерно 65% от общего валового производства сельскохозяйственного сектора занимает растениеводство. Это показатели 2012 года. 

Даются разные кредиты с субсидируемой процентной ставкой на приобретение кормов и семян для посева однолетних и многолетних кормовых культур. 

У нас существует несколько молокоперерабатывающих заводов. Два из них находятся в Степанакерте. Их совокупная мощность переработки составляет 30-40% от общей мощности переработки республики. Они могут принимать в месяц до 10 тыс. тонн молока. 

За 2012 год было произведено около 36,5 тыс тонн молока. Это немного. Но, сравнивая с предыдущими годами, можно сказать, что производство молока растет как в расчете на одну корову, так и в валовом объеме. 

Транспортировка молока на молокозаводы обходится дорого. Поэтому наши фермеры в основном специализируются на производстве мяса. 

DN: Молоко собирается с частных подворий и свозится на молокоперерабатывающий завод?

В основном, да. У нас есть приемные пункты во всех районах нашей республики. С помощью этих приемных пунктов молоко централизованно перевозится на завод. Мы сейчас разрабатываем концепцию развития этой подотрасли: мы предложили дотировать те предприятия, которые принимают молоко. Со стороны перерабатывающих предприятий тоже поступают предложения - мы их рассматриваем. 

DN: Каково соотношение спроса и предложения молочной продукции на рынке Нагорного Карабаха?

Порядка 30-40% молочной продукции мы возим из Армении, около 70% потребности населения мы производим сами. 

DN: Импортируете ли вы молочную продукцию из других стран кроме Армении?

Нет. Может быть, только масло и маргарин.

DN: То есть вы не вышли на самообеспечение.

Нет. Но я считаю, что 70%, которые у нас есть - это нормально для продовольственной безопасности. 

Мы сейчас еще с голландскими партнерами ведем переговоры -  хотим построить здесь современный молокоперерабатывающий сырный завод. В настоящий момент ведутся переговоры с компанией Кард, чтобы пригласить сюда голландцев. У них есть конкретное предложение. Я думаю, к октябрю-ноябрю переговоры перейдут в заключительную стадию. Речь идет о заводе мощностью 5 тонн молока в день.

DN: Сколько молокоперерабатывающих заводов в Нагорно-Карабахской республике?

3-4, но в основном работают два - в Степанакерте. 

DN: Два завода, которые находятся на территории города, - они принадлежат одной и той же компании?

Нет, разным. 

DN: Какие качественные требования к молоку предъявляет государство?

У нас есть организация по стандартизации и сертификации. С этого года существует постановление правительства о создании службы контроля питания, которая, наверное, начнет действовать с 2014 года. 

DN: Был какой-то прецедент?

Нет. Просто мы учли международный опыт и тот факт, что мы находимся в одном экономическом пространстве с республикой Арменией: там два года назад тоже создали такую службу. 

DN: Есть ли у вас государственные требования к качеству молока-сырья?

В "Племенном хозяйстве" мы получаем экстра молоко. У молочных заводов есть собственные требования, вам там могут все подробно объяснить.

DN: Стандарты на молочную продукцию у вас остались старые советские, или вы их уже переработали?

Уже переработали. Те товары, которые мы вывозим, соответствуют всем международным стандартам. Касательно молока и молочной продукции есть общие для Армении и Нагорного Карабаха требования. На сегодняшний момент эту продукцию мы не экспортируем в другие страны. То есть я не могу сказать, соответствуют ли они международным требованиям. 

Существует компания "Artsakh Food", которая производит различные консервы. Свою продукцию они возят в Европу, Россию, Америку. 

DN: Какой объем составило производство молока в 2012 году?

36,5 тысяч тонн.

DN: Это все товарное молоко?

Да, это все - товарное молоко.

DN: Вы не учитываете молоко, произведенное и употребленное или переработанное в личных подсобных хозяйствах?

Наверное, нет. 

Мы учитываем выход готовой продукции. Но у нас есть статистические службы, которые предоставляют такие данные. Например, в 2012 году производство молока выросло примерно на 84%.

DN: Какая система ценообразования на молоко в Арцахе?

Система ценообразования похожа на советскую. Есть определенная минимальная ставка - с учетом жирности и экстра сортности рассчитывается стоимость. 

У нас есть два вида молока: местное молоко с жирностью 3,6-3,7 и экстра молоко, которое мы получаем из племенного хозяйства. Там все автоматизированно и человеческий фактор, можно сказать, играет минимальную роль. 

DN: Какое общее поголовье КРС в Арцахе?

Порядка 60 000 голов. 

DN: Насколько я поняла, скот по большей части содержится в подсобных хозяйствах. Есть ли в республике крупные фермы?

У нас есть около 318 фермеров, из которых 216 владеют 30-50 голов, 80 - содержат 50-100, примерно 16 фермеров - 100 до 300 голов, есть пять хозяйствующих субъектов, которые владеют от 300 до 500 голов КРС. 

DN: Как организована ветеринарная поддержка?

У нас порядка 210 ветеринаров, на одну общину -  ветеринар. Со стороны государства мы централизованно ввозим вакцины против 14 болезней и проводим безвозмездную вакцинацию. Наши ветеринары работают эффективно. У нас семь районов, как вы знаете. В каждом районе есть станция ветеринарной помощи. На каждой станции есть административные работники, директор, представители государственных и коммерческих организаций. На этих станциях работают около 50 ветеринаров в зависимости от размеров общины. Заработная плата у них высокая по сравнению с другими соответствующими структурами. С 1 января 2012 года мы увеличили зарплату ветеринаров на 50%. Цель была - привлечь новых молодых специалистов. Со стороны государства этим шагом мы хотели продемонстрировать, что развитие животноводства мы считаем приоритетным направлением. Средняя зарплата у наших ветеринаров получается $200-250. 

DN: Есть ли в Арцахе кооперативные хозяйства?

Нет, кооперативов у нас нет. Но мы разрабатываем концепцию программы развития кооперации в сфере животноводства и растениеводства. После распада Советского союза очень трудно людей в наших хозяйствующих субъектах убедить участвовать в кооперативах. Им кажется, что это снова создаются колхозы, с которыми они опять все могут потерять. В области растениеводства мы превентивно создали несколько кооперативов. Мы сумели всех собственников организовать, чтобы централизованно использовать земли. Государство выделяет деньги, коммуна обрабатывает почву, сеет, совместно собирается урожай. Полученный урожай делится в соответствии с тем, кто сколько внес ресурсов. В семи общинах мы уже создали такое хозяйство. 

DN: Рассматривали ли вы возможность поставить танки охладители в поселения, где есть подсобные хозяйства?

У нас проблема не в доставке и не в транспортировке. Проблема в том, что в приемных пунктах не собирается достаточного количества молока, чтобы его можно было перевезти. Приведу пример: одну тонну молока из Гадурского района в город Степанакерт нет смысла везти. У нас есть молоковозы по 5-6 тонн, но этого молока не собирается. 

Мы решили рассчитать среднюю стоимость транспортировки и дотировать предприятия, которые будут закупать молоко.

У нас в основном развиты домашние хозяйства, производство сыра и других молочных продуктов. Цена молоко тоже низкая.

DN: А какая она?

Порядка 140 драм. Эта база. Все наши субъекты, которые занимаются животноводством, объясняют нам, что им лучше взять это молоко и выкормить им свиней, чем за 140 драм продавать. 

DN: Нужна ли в принципе Нагорно-Карабахской республике молочная промышленность?

Как я сказал, сельское хозяйство занимает особое место в общей экономике. Испокон веков Нагорный Карабах был аграрной страной. У нас есть горно-добывающая промышленность, но все это ограничено. Сельское хозяйство - один из способов обеспечить население рабочими местами. 

DN: То есть это в некотором роде социальный проект?

И социальный проект тоже, но в основном - проект развития экономики.

DN: То есть вы в перспективе хотите начать экспорт молочной продукции?

Конечно. Мы сейчас над этим работаем. В сфере растениеводства мы развиваем виноделие и уже организовываем экспорт. ArtsakhFood, например, не может полностью удовлетворить спрос всех своих партнеров - мы вынуждены отказываться от некоторых договоров, потому что нам не хватает мощности. Мы надеемся, что в ближайшее будущее мы будем экспортировать также и мясо, и молоко. С увеличением поголовья скота возникнет проблема реализации - тогда мы уже должны будем выйти на мировой рынок. 

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью