Минсельхоз против Danone и PepsiCo: нехорошо получилось

Источник: agronews.ru
Министр сельского хозяйства Николай Федоров приехал в Омск открывать завод по переработке молока. Помимо обычных протокольных речей прозвучало нечто, от чего вот уже какой день не стихают страсти. Вот только что прозвучало – поди разберись.
Начнем с того, что на этом протокольном мероприятии были корреспонденты ТАСС и Интерфакс. Эти агентства согласны в том, что:

- министр ругал транснациональные компании, работающие в России, за то, что они добавляют в продукцию растительные жиры. «Мы субсидируем хозяйства из бюджета, они (транснациональные корпорации - ИФ) покупают по дешевке молоко, добавляют в него пальмовое масло и превращают это в молочный продукт, вводя в заблуждение нас всех. В этой молочной продукции остается 10-20% молока, остальное - растительные масла». Это по версии Интерфакс.

- министр также обвинил эти компании в том, что они искажают рынок – «Вхождение транснациональных корпораций на территории российских регионов, в том числе и Сибири, сопровождается резким падением молочного поголовья, производство цельномолочной продукции соответственно также сокращается, а замещается все это продукцией растительного происхождения - пальмовым маслом, кокосовым маслом и так далее. Вот это недопустимо. Мы за этим пытаемся следить, но без помощи губернаторов нам не обойтись» (цитата по Интерфакс).

ТАСС приводит слова министра практически так же, но в пассаже номер два упоминает конкретные компании, Danone и PepsiCo. Danone отреагировал быстро. Вот заявление компании:

«Вчера из СМИ нам стало известно о публичном заявлении министра сельского хозяйства РФ г-на Федорова, в котором две самые крупные пищевые компании в России, компанию Danone и компанию PepsiCo (Вимм-Билль-Данн), обвинили в фальсификации продукции и нанесении вреда российским производителям молока.

Мы, Danone Россия, и все наши сотрудники глубоко оскорблены данным заявлением. Мы не только возмущены подобными высказываниями должностного лица, но расцениваем их как прямую клевету, наносящую ущерб нашей репутации как в России, так и во всем мире. Danone Россия показывает пример всей отрасли высокими стандартами качества и безопасности выпускаемой продукции, что неоднократно было подтверждено проверками Роспотребнадзора (Федеральная Служба по Надзору в Сфере Защиты Прав Потребителей и Благополучия Человека) и других контролирующих органов. Мы направляем значительные средства и усилия на развитие сельского хозяйства РФ, обучение сельхозтоваропроизводителей, расширение и совершенствование существующих хозяйств, строительство новых ферм.

Мы работаем на российский рынок уже более 20 лет, пришли сюда всерьез и надолго, и намерены и дальше работать на благо наших потребителей, клиентов и поставщиков. Наша компания представлена в России 20 заводами и более 12 тысячами сотрудников. Совокупные инвестиции компании Danone и Юнимилк в России - около двух миллиардов долларов США. Ежегодно мы платим миллиарды рублей налогов в бюджет Российской федерации.

Мы требуем публичного опровержения ложной порочащей нас информации».

Уже в воскресенье глава департамента животноводства Минсельхоза Владимир Лабинов заявил, что на самом деле министр компании все же не называл. А Danone «узнал себя». Соответственно, извиняться и опровергать не надо.

- Моментальная реакция группы компаний Danone на высказывания главы Минсельхоза, говорит сама за себя, ведь министр не упоминал конкретных компаний, - сказал Лабинов.

Также он подтвердил позицию министерства в том, что транснациональные компании – это зло:

- После слияния молочного бизнеса Danone и "Юнимилк" с преобладанием зарубежного капитала и приобретения "Вимм-Билль-Данн" компанией Pepsico Минсельхоз России наблюдает снижение объемов закупок сырого молока в целом ряде субъектов РФ молочными заводами, интегрированными в структуру названных выше компаний, - цитата по версии ТАСС, ведь теперь версии приобретают особое значение.

Несмотря на то, что в омской речи Федорова затронуты стратегические проблемы, комментаторы принялись обсуждать вещи не столь важные. А именно – конфликт Лабинова с указанными компаниями в 2012 году, когда те добивались отставки Лабинова с поста главы Молочного союза. Или проводить аналогии с кораблем Мистраль, который Франция не выдает России.

К сожалению, важные для отрасли вещи обсуждаются в жанре шоу потому, что они и были озвучены Минсельхозом как шоу. Внимательные читатели «Крестьянских ведомостей» прекрасно помнят, с каким скрипом шли обе упомянутые Лабиновым сделки. Все понимают, что в результате указанные компании перерабатывают примерно половину молока России, что не есть хорошо, поскольку нарушается конкурентная среда. Все осознают, что претензия к качеству распространенных брендов может отбить у потребителя охоту вообще покупать «молочку», что скажется на отрасли в целом. От мега-фермы до владельца трех коров.

А вот что мы все на самом деле не понимаем, так это то, почему столь важные вещи надо обсуждать в таком несерьезном формате. Бросать слова мимоходом, чтобы потом разбираться: названы компании или нет – ненормально.

Предварительно можно было бы заслушать на коллегии МСХ РФ представителей ФАС, которые давали добро на сделки. Аудиторы Счетной палаты и специалисты СК могли бы рассказать, не было ли в действиях ФАС элементов коррупции. То есть следовало бы провести нормальный разбор полетов с оценкой рисков и перспектив развития отрасли после появления на рынке сверхгигантов.

Столь серьезные заявления федерального министра требуют детальной пропагандистской подготовки с «домашними заготовками» на любой случай развития информационных баталий. Но сделать это в МСХ, к сожалению, некому, поскольку в ведомстве нет понимания всех оттенков современных технологий общественных связей и важности профессионального создания информационной среды в АПК.

В результате МСХ осталось один на один с хорошо подготовленными подразделениями PR сразу двух мировых корпораций. И первые же «выстрелы» информационной войны говорят о том, что общественность указанным компаниям скорее сочувствует.

Евгений Арсюхин – «Крестьянские ведомости»
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью