12.01.2017
Источник: kant.kg
Регион: Кыргызстан

Сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений реального сектора экономики Кыргызстана. Оно обеспечивает работой 50% работоспособного населения и дает 1/5 часть ВВП. Кроме того, в сельской местности проживает более 60% кыргызстанцев, и всем им надо где-то работать. Иначе говоря, если сельское хозяйство будет успешно развиваться, то и кыргызстанцам жить будет в стране хорошо.

Несмотря на положительные показатели, достигнутые в отрасли в последние годы, они все равно не дотягивают до результатов 1990 года. В животноводстве удалось достичь увеличения поголовья скота (с 2013 по 2015 годы) и соответственно поднять объемы производства. Поголовье крупного рогатого скота увеличено на 88,3 тыс. голов, овец и коз на 288,3 тыс. голов, лошадей на 42,2 тыс. голов. Кроме того в гору пошло и производство молока – на 72,9 тыс. тонн больше прошлых лет, мяса – на 25 тыс. тонн, шерсти – на 0,5 тыс. тонн. Неплохие результаты и в растениеводстве – увеличение производства отдельных видов сельскохозяйственных культур. Производство зерновых культур увеличено на 36,1 тыс. тонн, картофеля – на 84,4 тыс. тонн, овощей – на 170,6 тыс. тонн, бахчевых – на 52,8 тыс. тонн.

Однако как отмечают в ведомстве, нынешнее состояние сельского хозяйства, не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Отрасль продолжает оставаться низкоэффективной и низкорентабельной, с множеством проблем, требующих решения. Урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства очень низкие и до сих пор не достигли до уровня 1990 года.

В результате износа техники, отсутствия работ по первичному семеноводству, запущенности ирригационной системы и других проблем отрасли сельское хозяйство Кыргызстана находится не в лучшем положении. Минсельхоз выделяет несколько основных проблем в агропромышленном секторе, требующих скорейшего решения:

– Мелкотоварность. Это первая группа проблем, связанная с проведением земельно-аграрной реформы, в результате которой образовалось более 400 тыс. мелких собственников с небольшими земельными участками, которая не позволяет накопить мощный производственный потенциал, сдерживает вложение крупных инвестиций в сельскохозяйственное производство;

– Нет дотаций. Недостаток государственной поддержки и отсутствие дотации, в которой остро нуждаются такие секторы, как ирригация, защита растений, ветеринария, сохранения и повышения плодородия земель и другие;

– Нехватка сельхозтехники. По-прежнему, не хватает тракторов, зерноуборочных комбайнов и другой техники, запчастей к имеющемуся оборудованию;

– Потребность в удобрениях. Не хватает минеральных и органических удобрений, средств защиты растений, все это препятствует интенсивному развитию растениеводческой отрасли;

– Сбыт продукции. Между производителями сельскохозяйственной продукции и рынками реализации действуют многочисленные посреднические организации, которые извлекают значительные доходы, в том числе за счет ущемления интересов фермеров;

– Сертификация. Серьезным барьером на пути развития переработки и экспорта сельскохозяйственной продукции становится не развитость системы сертификации продукции в соответствии с международными стандартами;

– Использование земель и воды. Неэффективность использования земельных и водных ресурсов, снижение плодородия почвы это серьезная проблема. Ежегодно около 80–90 тыс. га пашни по разным причинам не используется для сельскохозпроизводства;

– Дефицит воды. Потери воды при орошении ежегодно составляют около 30%;

– Вхождение в ЕАЭС. На развитие аграрного сектора влияние оказывают и ряд факторов, связанных с глобализацией рынков, вхождением Кыргызстана в ЕАЭС. Глобализация и открытие рынков привели к росту импорта сельскохозпродукции и продуктов ее переработки, что создает проблемы отечественным производителям в сбыте.

Что нужно сделать?

За скромную сумму в 8 млрд 855 млн сомов Министерство сельского хозяйства обещает разрешить копившиеся годами проблемы сельскохозяйственной отрасли. В частности ведомство предлагает следующие меры:

– Совершенствование аграрного законодательства и внедрение в сельскохозяйственном производстве экономической мотивации;

– Стимулирование пилотных отраслей сельского хозяйства и обеспечение их господдержкой;

– Увеличение объемов производства и экспорта продукции агропромышленного комплекса, обеспечение сельскохозяйственного производства сервисными услугами;

– Консолидация и повышение эффективности использования земельных и водных ресурсов;

– Укрупнение хозяйствующих субъектов аграрного сектора посредством организации эффективных сельскохозяйственных кооперативов;

– Совершенствование системы управления сельскохозяйственной отраслью и внедрение в сельскохозяйственном производстве инновационных методов;

– Развитие и модернизация объектов пищевой и перерабатывающей промышленности;

– Создание цепочки добавленной стоимости (ЦДС) в молочном, мясном, плодоовощном секторах, в секторе производства муки и хлебобулочных изделий;

– Обеспечение маркетинга и сбыта пищевой и переработанной продукции;

– Осуществление сертификации, регистрации и ведение государственного реестра ветеринарных лекарственных средств, кормов и кормовых добавок;

– Проведение работы по предоставлению субъектам сельского хозяйства и сельским товаропроизводителям площадки для широкого обсуждения вопросов, связанных с сельскохозяйственным производством, путем организации семинаров, обучений, тренингов и консультаций.

Кроме того, министерство считает необходимым для достижений поставленных целей, а именно благополучия сельскохозяйственной отрасли, совершенствование государственной регулятивной политики. В частности правовые и финансово-кредитные отношения, регулирования производства продуктов сельского хозяйства и закупки, переработки продуктов сельского хозяйства, внедрение новых технологий и так далее.

Для реализации данной программы министерству необходимы 8 млрд 855 млн сомов. Однако по расчетам, сделанным на основе данных, представленных в проекте программы 8 млрд 955 млн сомов. «Возможности республиканского бюджета и иных источников финансирования составляют 2 млрд 100 млн сомов или 22,5% от потребности. Остальная часть в размере 6 млрд 355 млн сомов или 77,5% должна быть изыскана за счет частных инвестиций и международных донорских организаций», – отмечается в документе.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

06.12.2017

Россельхознадзор против

Противостояние Россельхознадзора и молочной отрасли в вопросах внедрения электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) вышло на новый уровень обвинений - в международном шпионаже и хакерских атаках. Благо, возможностей для этого у российского ведомства предостаточно – среди противников ЭВС две крупные транснациональные компании.
ФЛАМАНФРАХТ, ООО
Адрес:  Воронежская обл, Бобровский район, г. Бобров, ул. 22 Января, д. 71/7
TH True Milk
Адрес:  деревня Быково Волоколамский район, Московская область, Россия
Жаппуева Ж.Х. , КФХ
Адрес:  Кабардино-Балкарская Республика, Баксанский район, с Жанхотеко
Вормсбехер К. А. , КФХ
Адрес:  Омская область, Азовский немецкий национальный район, Александровский, с Александровка