Горячая тема

Быть в тренде: молочные заводы рассказали о тенденциях рынка

Источник: The DairyNews
По данным опроса The DairyNews, молочные предприятия РФ (за исключением заводов ТНК) в среднем тратят на модернизацию и технологическое обновление 20-30% от выручки. В ситуации снижения цен на сырое молоко и нестабильного потребительского спроса, заводы строят собственные пути развития.

Новые продукты, отслеживание предпочтений рынка, управление брендом и постоянная модернизация – залог успеха молокоперерабатывающего завода не только в мире, но и в России. The DairyNews пообщалось с предприятиями и экспертами рынка переработки молока о перспективах сектора.

ТРЕНДЫ

Euromonitor выделяет несколько типов современных покупателей и интересных им продуктов питания: среди них продукты для здорового питания, продукты в удобном формате упаковки перекусов на ходу, специальные продукты по типу здоровья человека либо предпочтениям (к этому относятся и продукты для диабетиков), функциональные продукты. Эксперты Euromonitor подчеркивают, что в условиях повсеместного развития интернет-среды, компании должны быть максимально представлены в интернете, в том числе для оперативного реагирования на потребительские изменения и слухи, отслеживать информацию о собственных брендах.

В России отдельным трендом выступает популярность экономичных и практичных упаковок продукции. Последние годы стабильно растет спрос как на большую «семейную упаковку», так и на категорию продуктов в порционной упаковке, готовых к употреблению, порезанных.

Тенденция развития молочного рынка РФ лежит в двух плоскостях: массовый продукт и продукты с добавленной стоимостью. «Среди последних лидирует и претерпевает наибольшее развитие категория из разряда греческих йогуртов: десерты и разнообразные творожки. В нашей компании мы очень давно работаем с такими продуктами, реализовали много глобальных проектов и продолжаем двигаться вперед. Главный вопрос в развитии таких продуктов заключается не столько в инвестициях, сколько в правильном управлении технологией и номенклатурой, а также брендом», - отметил в комментарии The DairyNews Александр Гельфанд, директор по развитию бизнеса Boccard в России.

Эксперт подчеркнул, что в стране сохраняется большое количество нуждающихся в реконструкции заводов, где из-за излишне консервативного подхода к решению вопросов с продуктовой матрицей начинаются проблемы с финансами. «Работы всем хватит! Растущие потребности в повышении эффективности выпуска массовых продуктов и обеспечении окупаемого выпуска продуктов с добавленной стоимостью, при правильном подходе, смогут обеспечить задачами все звенья цепочки ценности: от фермеров и производителей оборудования до переработчиков продавцов продукции», - уверен Гельфанд.

Сергей Баранов, гендиректор «Кизельман Рус» подчеркнул, что компания фиксирует ряд тенденций на рынке. В целом они созвучны мировым трендам. Среди тенденций: увеличение предложения функциональных продуктов, являющихся продуктами глубокой переработки молока или сыворотки. К этим продуктам можно отнести и спортивное питание, и функциональное питание для разновозрастных категорий, а также функциональное питание, предназначенное отдельно для женщин и мужчин. «Более того, все эти группы могут сочетаться в различных комбинациях, таки образом размывая границы между этими подгруппами, например, спортивное питание для женщин возраста «30+», - отметил Сергей Баранов.

Башир Узденов, управляющий партнер ООО «Бассон» отмечает, что трендов, которые могут взорвать российский молочный рынок пока нет. С ним солидарны аналитики отрасли: потребительский рынок плавно входит в мировые тенденции.

По словам экспертов, на российском рынке потребление растительных аналогов молочных продуктов идет медленнее чем в мире. Это связано с культурой потребления. Башир Узденов в свою очередь отмечает, что сегодня теряется финансовый смысл продуктов с растительными жирами.

«В связи с падением цены на молоко, переработчики меняют ориентир в сторону производства натуральных продуктов. Появляются предприятия, которые склоняются в сторону увеличения приемки молока и уменьшения производства продуктов с применением растительных элементов. Финансовый смысл производства продуктов на основе растительных ингредиентов теряется», - отметил Башир Узденов.

Модернизация представляет собой как обновление устаревшего оборудования, так и расширение технологических линий. Поставка оборудования и модернизация переработки – длительный процесс. Минимальный проект длится от 4 до 6 месяцев, глобальные модернизации занимают 8-9 месяцев, высказал мнение эксперт. Поэтому снижение цены на сырое молоко и другие актуальные проблемы молочного рынка на изменении технологических линий пока не отразились, вектор не качнулся ощутимо.

ПРЕДПРИЯТИЯ О ТЕНДЕНЦИЯХ

Игроки рынка переработки молока подчеркивают, что модернизация и отслеживание тенденций потребительского спроса остаются важнейшими факторами развития заводов. Несмотря на устойчивый спрос на традиционный сегмент у местных производителей молочной продукции, потребитель в регионах также, как и в столице стремится к новым вкусам и показывает новые предпочтения к упаковке. При этом стабильной остается тенденция спроса на продукты более низкой ценовой категории, вместе с тем потребители тщательно изучают упаковку и стремятся к сочетанию «оптимальные цена-качество».

Артем Багреев, генеральный директор ООО «Деревенское молочко»

– Принципиальных инноваций в производстве классической цельномолочной продукции в последние годы я не замечаю. В качестве тренда можно отметить общий курс на импортозамещение сыров, производство десертов и продуктов так называемой «молодежной» линейки с использованием функциональной упаковки. При этом, классическая линейка все равно остается доминирующей, нужно делать ставку на практическую экономичную упаковку. На инновации и модернизацию производства наше предприятие направляет порядка 10% выручки.

Анатолий Лосев, генеральный директор компании «Молвест» 

– В масштабах отрасли модернизация на предприятиях направлена на увеличение срока годности свежих молочных продуктов. Предприятие направляет на модернизацию производства 30% прибыли. Необходимо работать над очисткой входящего молока, созданием чистых условий приготовления продукта и правильной фасовкой упаковочной линии последнего поколения. Кроме того, важно соблюдать закрытое передвижение продукта от процесса до фасовки.

К сожалению, стабильно растет спрос на продукты с низкой ценой, что в наибольшей степени проявляется в категориях сыр, творог, молоко. Людям свойственно хотеть покупать продовольствие дешевле. Нужно убрать с полок товары ненадлежащего качества, это главное, с чем нужно бороться. Ненормально то, что у нас под видом молочного продается фальсификаты и суррогаты. Это вводит потребителей в заблуждение.

Владимир Старков, владелец сыроварни «Сыр без дыр»

Внедрение инноваций - вещь периодическая. Они не идут сплошным потоком, к сожалению. Поэтому и внедрение идет скачками.

На мой взгляд, тренд потребительского спроса в настоящий период - это колебательное падение спроса на элитные сорта, как, к примеру, Горгонзола, и соответственно перетекание в сегменты повседневного спроса и более низкой ценовой категории.

Я на своем производстве не могу развивать культуру потребления сыров. Остается только общение на ярмарках и также просвещение менеджеров и продавцов магазинов, сбывающих мои сыры.

С сетями, к сожалению, не сотрудничаем, на сегодня их мало интересуют крафтовые сыры. Все что нужно сетям – продукт подешевле и с увеличенным сроком хранения за счет применения того, что применять не хочется.

Мне неизвестно, кто из нашего Союза сыроваров работает с сетями. Есть крупные производители-молокозаводы, по моим сведениям, они сотрудничают на минимуме рентабельности, живут как-то за счет оборотов, что в нише крафтовых сыров ручной работы невозможно

Сергей Анисимов, гендиректор «Молочный комбинат «Ставропольский»

  • Потребитель сегодня выбирает полезные для здоровья натуральные продукты по доступной цене.

Актуальным на данный момент является:

  • обогащение молочных продуктов пробиотиками, пребиотиками, симбиотиками,

  • использование наполнителей, в состав которых входят так называемые суперфуды (семена льна, семена чиа, ягоды годжи и т.д.),

  • дополнительное обогащение молочных продуктов белком,

  • сокращение в рецептурах количества рафинированного сахара,

  • использование натуральных ингредиентов, которые позволяют выпускать продукты с «чистой этикеткой» (Clean label).

Самыми развивающимися сегодня категориями являются йогурты (питьевые и густые) и молочные десерты (в том числе на основе йогурта и творога), а в случае нашего предприятия, еще и мороженое.

Мы пристально следим за тенденциями и инновациями во всем мире. Последние годы девиз нашего предприятия – фраза Гиппократа «Пусть пища ваша будет лекарством, а лекарство пищей». Все направления, указанные ранее, мы активно развиваем. Кроме обогащения молочных продуктов про-, пре- и симбиотиками, а также суперфудами и белком, мы также активно расширяем линейку низколактозных продуктов и импортозамещающих сыров.

Напомним, такие крупные игроки отрасли как Danone и PepsiCo планово направляют значительные средства на модернизацию заводов и внедрение инноваций. К примеру, согласно открытым данным, в период с 2014 по 2017 год Danone вложила в модернизацию площадок в РФ порядка $400 млн. PepsiCo в начале 2018 года завершила программу для стартапов в сфере продуктов и напитков, отобрав в России 12 проектов, связанных со здоровым питанием. Наиболее успешные продукты компания может выкупить по итогам тест-маркета. Это даст PepsiCo возможность закрепиться на российском рынке здоровой еды с оборотом 870 млрд руб. в год, считают аналитики.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью