Меры стабилизации и развития молочной отрасли России

Источник: http://www.souzmoloko.ru
Обращение к Правительству Российской Федерации
Обращение к Правительству Российской Федерации 

Производители молока крайне признательны Правительству за поддержку, оказываемую молочной отрасли: повышение импортных пошлин, оперативная корректировка Баланса торговли с Республикой Беларусь, внесение поправок в Техрегламент на молоко и молочную продукцию, выплата компенсаций предприятиям, пострадавшим от засухи, решение Правительства о снижении закупочной цены на топливо для сельхозпроизводителей, поддержка Соглашения о базовых индикативных ценах на сырое молоко, программа развития маслоделия и сыроделия и др. 

Все это способствовало существенному увеличению рентабельности производства сырого молока в 2010 году по сравнению с 2009 годом. 

За прошедший год СОЮЗМОЛОКО при поддержке Правительства удалось стабилизировать ситуацию на молочном рынке России. Это стало возможным благодаря подписанию ряда соглашений: о сотрудничестве, о базовых индикативных ценах на сырое молоко, о взаимодействии с торговыми сетями и др. Также сыграло немаловажную роль объединение усилий всех участников молочного рынка, формирование единой позиции по общим вопросам, доступность объективной информации, обозначенные рыночные ориентиры и др. 

Но, тем не менее, в отрасли сохраняются серьезные проблемы, требующие оперативного решения. На сегодняшний день резко возросшая себестоимость производства вынуждает многих переработчиков существенно снижать закупочную цену на сырое молоко, с целью минимизации затрат. В случае дальнейшего развития, такая тенденция неизбежно приведет к дестабилизации сложившейся рыночной ситуации, и будет иметь разрушительные последствия для отрасли. 

СОЮЗМОЛОКО провел анализ ситуации в молочной отрасли и подготовил предложение по необходимым мерам государственной поддержки. 

1. Жесткий контроль за качеством молочной продукции 
Считаем необходимым поручить Роспотребнадзору России и Россельхознадзору России усилить мониторинг за исполнением Федерального закона от 12 июня 2008 года N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и Федерального закона от 22 июля 2010 года N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», особенно, в части соответствия маркировки действительному составу готовой продукции. 

2. Неправомерное использование растительных жиров 
Члены СОЮЗМОЛОКО крайне обеспокоены ситуацией с неправомерным использованием растительных жиров тропического происхождения при производстве молочной продукции. Недобросовестные производители систематически грубо нарушают требования техрегламента, замещая молочные жиры растительными, не отображая соответствующую информацию на упаковке готовой молочной продукции. 

В связи с чем, СОЮЗМОЛОКО регулярно проводит собственный мониторинг качества готовой молочной продукции с целью выявления данных фактов. 

В последнее время отмечается значительный рост таких нарушений, поэтому, считаем необходимым проведение систематической совместной работы Роспотребнадзора и СОЮЗМОЛОКО для выявления и пресечения подобных нарушений, на основании имеющихся данных мониторинга качества готовой молочной продукции. 

Также СОЮЗМОЛОКО предлагает расширить полномочия Роспотребнадзора и внести в часть 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ дополнение, позволяющее предусмотреть беспрепятственное проведение органами Роспотребнадзора проверок в отношении производителей молока и молочной продукции в целях эффективного осуществления государственного контроля в сфере обеспечения безопасности пищевой (молочной) продукции и технического регулирования. 

3. Повышение импортных пошлин 
Одной из характерных особенностей функционирования российского молочного рынка в 2010 году стало резкое увеличение ввоза импортной молочной продукции, которое произошло в результате увеличения поставок из стран дальнего зарубежья. 

Как известно, аномальная жара летом 2010 года, охватившая более 40 российских регионов, привела к снижению объемов производства молока во втором полугодии 2010 года и росту цен, прежде всего, на корма для животных. Результатом этих процессов стал рост цен на сырое молоко и, как следствие, рост цен на весь ассортимент готовой молочной продукции. Внутренние цены оказались заметно выше, чем цены на аналогичные продукты на основных мировых рынках. Если в прошлые годы наиболее приемлемой по цене была продукция из стран СНГ, и, прежде всего, из Республики Беларусь, то в 2010 году цены на молочную продукцию из стран дальнего зарубежья были на таком уровне, что стал возможен массовый ввоз их продукции. 

Действующие таможенные пошлины реально не защищают российский рынок. На фоне роста импортных поставок увеличились складские запасы отечественных молочных продуктов длительного хранения (сливочного масла, сыра, сухого молока), по состоянию на 1 марта 2011 года они были вдвое больше, чем на тот же период 2010 года. 

Росту импортных поставок также способствовало продолжившееся в 2010 году укрепление рубля по отношению к основным валютам. В 1 квартале 2011 года процесс укрепления российского рубля продолжился. 

Продовольственная безопасность страны не только не укрепляется, но и становится все более уязвимой. Согласно данным Росстата, в 2010 году доля импорта в общем ресурсе молока и молочных продуктов достигла 19,2%, тогда как в 2009 году она составляла 16,8%. 

В связи с чем, считаем необходимым повышение ставки ввозных пошлин на отдельные позиции молока и молочных продуктов. 


4. Прямое субсидирование на литр товарного молока высокого качества
В связи с подготовкой новой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2017 годы, Национальный союз производителей молока провел анализ итогов реализации программы за прошлые годы. К сожалению, эффективность использования финансирования региональных программ в некоторых регионах вызывает сомнение. 

С целью повышения эффективности госпрограммы, стимулирования производства высококачественного товарного молока и нивелирования сезонности производства, считаем необходимым корректировку систему государственной поддержки.

На основании анализа эффективности господдержки, проведенного СОЮЗМОЛОКО, а также исходя из первоочередных целей и задач, стоящих перед участниками российского молочного рынка, предлагаем осуществлять поддержку только производителям товарного молока высокого качества. 

Увеличение в 2,1 раза к 2010 году тарифов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, рост затрат на электроэнергию и ГСМ более чем на 15%, удобрений более чем на 1,5 раза, запчастей на 30% - 35%, кормов и кормовых добавок на 50% привело к значительному росту себестоимости производимого молока, который невозможно компенсировать за счет роста закупочных цен. 

Исходя из расчетов Союза на основании данных Росстата и Министерства сельского хозяйства, валовое производство молока в России в 2010 году составило порядка 31,9 млн. тонн, из них 13,2 млн. тонн или 41,4% – это товарное молоко, произведенное для продажи. Объем производства молока в осеннее - зимний период (октябрь - апрель), в среднем составляет 6 млн. тонн. Считаем целесообразным субсидирование товарного молока в зимний период в размере 1 рубля на литр, в таком случае, объем необходимых инвестиций составит 6 млрд. рублей. 

На наш взгляд, такая форма поддержки послужит серьезной мотивацией для производителей молока к повышению качества и объемов производства молока, а также благоприятно скажется на снижении сезонности производства. 

Хотелось бы отметить, что многие члены СОЮЗМОЛОКО считают, что только за счет прямого государственного датирования литра товарного молока в размере 3 - 5 рублей можно обеспечить безубыточность работы отрасли молочного животноводства. 

В целях повышения поголовья скота СОЮЗМОЛОКО считает необходимым прямое субсидирование приобретения хозяйствами племенного скота (нетелей) - в том числе импортных и частичную компенсацию затрат по содержанию нетелей. 

5. Интервенции на сухое молоко и твердые сыры
Считаем крайне важным инструментом поддержки производителей молока страны – финансирование интервенций по сухому молоку (СОМ и СЦМ) и сыру.

Интервенции могут быть осуществлены силами ключевых предприятий молочной отрасли, которые произведут, а также возьмут на себя ответственность по хранению и реализации интервенционных запасов.

Из проведенного Союзом анализа следует что: 

- в стране производится около 165 тыс. тонн СОМ и СЦМ в год на сумму 24,5 - 27,2 млрд. рублей;
- основной объем около 80% - 132 тыс. тонн производится в весенне-летний период - «сезон большого молока»; 
- при необходимой в этот период для производителей молока цене 12 - 13 рублей за кг., средняя стоимость СОМ и СЦМ составит около 150 рублей за кг. Таким образом, в стране с апреля по октябрь будет произведено СОМ и СЦМ на сумму 19 млрд. 800 млн. рублей;
- создание интервенционного фонда в размере 10% от произведенного объема СОМ и СЦМ на сумму 1 млрд. 980 млн. рублей позволило бы стабилизировать закупочные цены весной-летом, а также смягчить финансовую нагрузку производителей молока в период посевных и уборочных работ;
- в стране производится 350 тыс. тонн сыра в год на сумму 57 млрд. 750 млн. рублей;
- основной объем около 70% - 245 тыс. тонн производится в период с весны по осень;
- при необходимой в этот период для производителей молока цене сырого молока 12 - 13 рублей за кг. стоимость сыра составляет 165 рублей за кг. Таким образом, в стране с апреля по ноябрь будет произведено сыра на сумму 40 млрд. 425 млн. рублей;
- создание интервенционного фонда в размере 10% от произведенного объема сыра на сумму 4 млрд. 42,5 млн. рублей позволило бы стабилизировать закупочные цены весной. 

6. Баланс торговли с Республикой Беларусь. Смещение поставок сухого молока, масла и твердых сыров на осенне-зимний период
Согласованные российской и белорусской сторонами объемы поставок молочной продукции на 2011 год с разбивкой по кварталам выглядят следующим образом. 


Учитывая, что ежегодно в среднем по России в летние месяцы производство сырого молока возрастает на 30% , а соответственно, растет и производство сухого молока, масла, твердых сыров, целесообразным был бы перенос поставок аналогичной продукции из Республики Беларусь на осенне-зимний период, когда наблюдается дефицит, а не создавать гиперзатаренность российского рынка летом, что приводит к резкому снижению закупочных цен на сырое молоко отечественными переработчиками. 

СОЮЗМОЛОКО крайне озабочен возможностью повторения ситуации 2009 года, когда цены на сырое молоко упали в мае-июне до 6 - 7 рублей за кг. сырого молока и только меры Правительства по приостановке поставок сухого молока из Республики Беларусь позволили стабилизировать рынок и выйти к началу августа на закупочные цены 9 – 10 рублей за кг., что позволило спасти тысячи отечественных производителей молока. 

СОЮЗМОЛОКО считает необходимым и впредь регулировать со стороны Правительства России ввоз стратегически важных молочных продуктов из Республики Беларусь (сухое молоко, масло, твердые сыры) в соответствии с сезонностью российского молочного производства. 

7. Компенсация затрат на модернизацию и строительство
Считаем необходимым разработку новой государственной программы поддержки, которая бы предусматривала компенсацию затрат на реконструкцию старых и строительство новых молочных комплексов.

Инвестиции в строительство и реконструкцию объектов, безусловно, позволят в течение 5 - 8 лет увеличить производство продукции, но в настоящее время только за счет затрат на модернизацию себестоимость молока выросла на 4 - 4,5 рубля на кг.

Кроме того, на сегодняшний день краткосрочность кредитов и потери в результате засухи серьезно ограничивают объем инвестиций в модернизацию молочного животноводства. По расчетам СОЮЗМОЛОКО компенсация затрат в размере 15 - 20% от капитальных затрат послужит существенным стимулом для более активного инвестирования в молочное животноводство России, что в свою очередь благоприятно отразится на росте объемов производства товарного молока и сглаживании его сезонности.

8. Меры по стимулированию производства мяса-говядины 
Рентабельность производства молока во многом зависит от стоимости мяса-говядины. С одной стороны, мясо-свинины на внутреннем рынке живым весом стоит дороже, чем мясо- говядины, хотя себестоимость производства мяса говядины существенно выше по объективным причинам. С другой стороны, развитие отечественного производства находится под постоянным прессом более дешёвых поставок импортного мяса, основной объём которого, поступает в виде блочного мяса, качество и натуральность которого крайне сложно оценить, но по нашему опыту является в большей степени второсортным. В общей структуре производства мяса, отечественная говядина занимает 15-16% (а два десятилетия назад занимала 50%) и имеет тенденцию к дальнейшему падению. Немаловажной составляющей проблемы производства говядины, является состояние откормочных комплексов, основная их масса - мощностью от 2 до 20 тысяч скотомест, была построена 20-30 лет назад и помимо полного физического износа, существующие корпуса не соответствуют современным технологиям откорма скота и требуют существенной реконструкции, которая несет за собой большие финансовые затраты, на которые производители идут с большим трудом и в малом проценте, из-за отсутствия «длинных» денег. В тоже время, мы видим положительные результаты от осуществлённой государственной поддержки производства свинины и птицы. 

Для поддержки производителей молока и повышения рентабельности мясо-молочного комплекса животноводства России, необходимо создать условия получения ими дополнительных финансовых средств от откорма бычков молочных пород, для чего рассмотреть вопрос об уменьшении квот на импорт мяса-говядины, увеличения внутриквотных пошлин на мясо-говядины с текущих 15%, но не менее 0,2 евро/кг до 25%, но не менее 0,6 евро/кг и поддержать несколько пилотных проектов по откорму бычков, под эгидой СОЮЗМОЛОКО, поощряя их развитие и субсидируя их финансирование. 

Также хотелось бы отметить, что в связи с вступлением в ВТО, неизбежно встаёт вопрос корректировки защитных мер и мер поддержки сельского хозяйства страны, так как существует два основных риска для аграрного сектора, связанных со вступлением России в ВТО. Это либерализация тарифного режима и фиксирование уровня господдержки аграрного сектора, в соответствии с требованиями стран-участниц ВТО. Основной риск – это либерализация тарифного режима. Например, адвалорная составляющая по многим позициям будет снижена. Переход на такую импортную пошлину для отдельных видов отечественной продукции фактически будет означать понижение уровня защиты нашего внутреннего рынка, поэтому уровень пошлин на переходный период и сам срок переходного периода по молочным продуктам должен быть пересмотрен. СОЮЗМОЛОКО готово предоставить предложения и обоснования по данному вопросу. 

9.Изменение налогообложения
Важную роль в повышении инвестиционной привлекательности молочной отрасли и в ее дальнейшем развитии играет сбалансированная фискальная политика государства по отношению ко всем участникам процесса производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки. Невыгодные условия закупки сырья (молока, сахарной свеклы и др.) у сельхозтоваропроизводителей, применяющих льготные системы налогообложения, являются причиной, ускоряющей рост цен на продовольственные товары (хозяйства, применяющие ЕСХН, не являются плательщиками НДС, но, при этом, продают сырье по той же цене, что и плательщики данного налога). Для переработчиков это означает удорожание стоимости сырья, приобретенного у плательщиков ЕСХН, на 10%, так как в этом случае налог на добавленную стоимость превращается на налог с оборота. Для устранения данной проблемы считаем необходимым в пункт 4 статьи 154 НК РФ после слов «физических лиц» внести следующее дополнение: «и сельскохозяйственных товаропроизводителей». СОЮЗМОЛОКО готов предоставить соответствующие обоснования в профильные министерства и ведомства. 

Аграрному сообществу необходим четкий сигнал, гарантирующий продолжение долгосрочной приоритетной государственной и региональной поддержки для эффективно работающего молочного животноводства. Эта поддержка должна быть в основном для предприятий, соответствующих определенным требованиям не столько с точки зрения оснащенности оборудованием, сколько с точки зрения эффективного использования технологий, которое должно выражаться в первую очередь в низкой операционной себестоимости производства и переработки килограмма молока и неснижения объемов производства по итогам года. 

Без создания условий рентабельного производства и переработки молока, в условиях резкого роста себестоимости производства и снижения закупочной цены на сырое молоко, невозможно выполнение «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» и «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы». 

Президент А.Н.Хайруллин 

Председатель Правления А.Л.Даниленко
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью