03.04.2008
Источник: РосБизнесКонсалтинг
Регион: Россия
МЭРТ намерен узаконить мораторий на рост цен

Практика замораживания цен на социально значимые продукты получит законодательное оформление. Об этом в эфире РБК-ТВ сообщил замминистра экономического развития и торговли Андрей Клепач.

"Мы видим, что у нас возникает ситуация, когда прямое государственное регулирование цен может вводиться, – объяснил А.Клепач в интервью программе "Диалог". – Поэтому в проекте закона "О торговле", который в ближайшее время поступит в широкое обсуждение, предусмотрена возможность такого планирования".

Поправки в закон - "это не императив", - оговорился чиновник. - Но мы понимаем, что может возникнуть ситуация, когда необходимо ввести регулирование цен". То есть в силу государственного понимания поправки все-таки могут носить императивный характер. Впрочем, "заморозка" (сроком до полугода) коснется только некоторых товаров первой необходимости.

Напомним, с 24 октября 2007г. по 31 января 2008г. в РФ были заморожены цены на 4 группы социально значимых продуктов питания: пшеничный и ржаной хлеб, молоко (не менее 1,5% жирности), кефир (не менее 1% жирности), подсолнечное масло и яйца. Правда, в отдельных регионах были также ограничены цены на сыр, сливочное масло и мясо. Но Российский союз предприятий молочной отрасли (РСПМО) заявил протест в связи с ограничением цен на сыр и сливочное масло. Исполнительный директор РСПМО Владимир Лабинов выступил с заявлением, что не считает сыр и сливочное масло социально значимыми продуктами, предложив бедным группам граждан вместо сыра и масла довольствоваться спредами и маргарином.

По истечении срока моратория на рост цен он был пролонгирован с 1 февраля по 1 мая 2008г. Список не изменился: пшеничный и ржаной хлеб, молоко (не менее 1,5% жирности), кефир (не менее 1% жирности), масло подсолнечное и яйцо куриное.

"Нормальных законодательных рамок эта практика не имеет, – признает А.Клепач. – Это сделано где-то добровольно-принудительно. Где-то инициатива отдана в основном региональным властям: действуют гласные и негласные договоренности между местными властями и субъектами розничной торговли, производителями". По наблюдениям экспертов, мораторий, затянувшийся более чем на полгода, практически нигде не соблюдался в полной мере. Тем временем производители предлагают альтернативные варианты решения проблемы – например, ограничение наценки на товары первой необходимости, ведь, как правило, эта наценка содержит в себе расходы на рекламу.

Также стимулировать расширение спроса можно было бы и за счет поддержки малоимущих групп населения, как это делается в развитых станах (например, foodstamps – бесплатные талоны на продукты питания в США для поддержки бедных). "При той информационной базе, которая сегодня существует в рознице, можно создать дисконтные карты, чтоб 10-процентный НДС (именно такая ставка, согласно Налоговому кодексу РФ, предусмотрена для НДС при реализации мяса и мясопродуктов) для этих покупателей давал не 25% наценки, а сохранялся на уровне 10%", – предложил ранее в гостях у программы "В фокусе" на РБК-ТВ председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян.

Как бы то ни было, намерение узаконить практику замораживания цен подтверждает осознание рисков социальной напряженности в будущем. Причем если ранее этой напряженности избегали в течение выборного цикла, в послевыборный период напряженность, вероятно, будет связана с такими планами правительства как вступление в ВТО, повышение цен на газ до мирового уровня (реформа ЖКХ и энергетики) и т.д.

Необходимо отметить, что питание россиян оставляет желать лучшего. Почти по всем категориям продуктов россияне не дотягивают до медицинской нормы. По данным АМИКО, в 2006г. потребление мяса в России в среднем составляло 62 кг на душу населения (что в 2 раза меньше, чем в США). Другие эксперты оценивают уровень потребления мяса в РФ еще ниже. При этом медицинская норма потребления мяса составляет 74-80 кг на человека в год.

Врачи тем временем констатируют процессы децелерации (сокращения роста) у детей в России. Исследования 2002-2007гг. показывают, что децелерация, фиксируемая с 1995г., не остановлена, отметил главный педиатр России Александр Баранов. "Это связано с сохранением причин децелерации, – уверен эксперт, – главная из которых – плохое питание детей".

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

07.12.2016

ТОП-50 Компаний-производителей сырого молока

"Центр изучения молочного рынка" составил Рейтинг «ТОП-50 Компаний-производителей сырого молока», сообщает The DairyNews.
Заря мира, СПК
Адрес:  Орловская обл., Должанский район, с. Урынок
Орел-Агро-Продукт, ООО
Адрес:  Орловская обл., Кромской район, с. Кутафино, д. 10-Б
Русь, ООО
Адрес:  Орловская обл., Урицкий район, д Большое Сотниково
Сеньково, СПК
Адрес:  Орловская обл., Глазуновский район, с. Сеньково