«Меркурий» проследит за молоком?

Источник: spbvedomosti.ru
«СПб ведомости» провели исследование молочного рынка и узнали, что связывает штрих-код, шлагбаум и кишечную палочку.

Картинка вырисовывалась идеальная. Приходишь в магазин за молоком, ну или за сметаной, за кефиром, берешь с полки искомый товар, потом достаешь смартфон, в который закачано специальное приложение, и... начинаются чудеса прогресса. Умное приложение, распознав QR-код, который обозначен на упаковке товара, выдаст информацию о ферме, где было произведено молоко, номере партии и сроках поставки.

Подобные чудеса обещал нам ввод в стране системы ЭВС - электронной ветеринарной сертификации с собственным именем «Меркурий». Подробно об этом нововведении «СПб ведомости» рассказывали в статье «Око «Меркурия».

Официально ЭВС вводится в действие 1 июля. Но тогда, к середине мая, многие производители «рапортовали» о неготовности работать в этой системе. Особенно роптали переработчики молока. Их проблема уперлась в невозможность идентифицировать готовую продукцию с той буренкой, которая дала для нее молоко.

Вот пример. Закупает некий молокоперерабатывающий завод крупную партию сырья. Как правило, не у одного сельхозпредприятия, а у нескольких (поставщиков может быть и десяток, и больше). И все они, согласно новой системе, должны отображаться в сопроводительном документе готовой продукции. Получается, что к одной банке сметаны или пакету кефира придется прикрепить еще и длиннющий список производителей сырого молока, прямо или косвенно поучаствовавших в производстве этих продуктов.

Именно поэтому Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») «электронку» для готовой молочной продукции посчитал вообще нецелесообразной. Но на всякий случай заявил о запасном варианте: «Если будет принято решение сертифицировать и ее, то необходимо установить переходный период до 1 января 2023 года».

Такой ситуация была месяц назад. Теперь же стало известно, что никакой пятилетней поблажки переработчикам молока никто давать не собирается. Производимый ими товар уже в ближайшее время будет вовсе исключен из системы «Меркурий». Изменения в приказы Минсельхоза, курирующего систему «Меркурий», будут внесены по поручению нового «аграрного» вице-премьера Алексея Гордеева. Вместо ветеринарных сертификатов к готовым молочным продуктам будет применяться иная система маркировки.

По сути, произойдет стыковка двух систем. Сырье зайдет на переработку по системе «Меркурий», а выйдет уже по другой, с названием которой еще не определились. Пока же с 1 июля молокопереработчикам предложено поучаствовать в эксперименте по добровольной маркировке продукции. Он будет проводиться в рамках единой национальной системы, получившей название «Честный знак».

Один из главных радетелей продовольственного благополучия россиян - Россельхознадзор - к выводу готовой продукции из системы электронной сертификации отнесся критически. Глава ведомства Сергей Данкверт заявил дословно: «Без внедрения ЭВС обеспечить прослеживаемость товаров невозможно». А ведь именно на рынке молочных товаров немалая доля фальсификата. Одна только маркировка, без ЭВС, дает возможность отдельным участникам рынка не оглашать, из чего делается их продукция.

Да и обещанная когда-то покупателю-обывателю идеальная картинка - самостоятельно отследить путь молока от коровы/фермы до прилавка - рушится на глазах.

Знаете ли вы, что за нашим продовольственным рынком следит пристальный глаз ФАО (FAO)? Это Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Не просто следит, но и периодически предупреждает о грозящих выкрутасах в том или ином сегменте нашего внутреннего рынка.

Недавно ФАО предупредила: до конца года молоко и молочные продукты, скорее всего, резко подорожают. Первопричина тому - сильный скачок цен на мировом рынке, с которым наш внутренний связан крепкими импортно-экспортными узами. В мае нынешнего года цены там поднялись до максимальной отметки. Только за месяц - на 5,5%, а за год (от мая 2017-го) - на 11,5%. Сильно «подставила» рынок главная страна - экспортер молочной продукции Новая Зеландия, где вдруг образовался дефицит предложений.

Вторая причина - запрет молочного импорта из Белоруссии. Впрочем, это с точки зрения ФАО - запрет. Наш Россельхознадзор называет его «ограничительной мерой».

Ограничения впервые были введены еще в феврале. Кроме молока под них попали все виды молочных сливок - пастеризованные, стерилизованные, концентрированные, консервированные и сгущенные; сыворотки - тоже всех видов (от сухих до наливных), а также концентрат сывороточного и молочного белка.

Тогда Россельхознадзор пояснял, что вынужден принять меры, потому что из Белоруссии продолжает поступать небезопасная молочная продукция, а ограничения касаются только тех ее видов, в которых выявили больше всего нарушений. На молоко в упаковке они не распространяются.

Позже ведомство смягчилось, но открытым «зеленый коридор» держали недолго. С 6 июня Россельхознадзор вновь «опустил шлагбаум». Что на прошлой неделе заставило вмешаться в ситуацию министра по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Сергея Сидорского. Он высказал мнение, что, мол, негоже России вести такие «избыточные и неправомерные» молочные дрязги внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Так или иначе, но, сложив вместе два фактора - скачок цен на мировом рынке и запрет белорусской продукции, эксперты подсчитали предполагаемый индекс цен или, попросту говоря, повышение цен на молоко в России к концу года: на 20%.

Учитывали ли специалисты ФАО запасы молочной продукции на складах перерабатывающих предприятий России, нам неведомо. Туда чаще заглядывают отечественные эксперты. Например, из аналитического центра MilkNews. Пробороздив недавно закрома, обнаружили, что запасы большинства видов превышают прошлогодние в среднем на 28%. Правда, их накопление идет медленнее, чем год назад.

Кроме всего прочего ожидается, что себестоимость производства молока в России повысится в среднем на 5% по сравнению с прошлым годом. В основном из-за подорожавших кормов. И это тоже отразится на ценах готовой продукции.

Нет-нет, да вспомнится замечательный человек Геннадий Онищенко. В прошлом - главный санитарный врач страны, руководитель Роспотребнадзора. Вот уж кто не давал скучать ни СМИ, ни общественности! Сегодня активной привередливостью достопочтенного Геннадия Онищенко напоминает не отдельная личность, а целая организация - Роскачество. Право быть такой ей дает, возможно, статус автономной некоммерческой организации. Хотя учреждена она была российским правительством.

Роскачество проводит независимые исследования товаров на соответствие техническим регламентам и ГОСТам. А еще - стандартам, разработанным специалистами самого Роскачества. Так вот эти стандарты устанавливают более строгие требования к продукции по сравнению с национальными и межнациональными.

Эта вводная часть необходима для того, чтобы понять, какой надзорный «зверь» инициировал первое всероссийское исследование молочной продукции. Теперь Роскачество опубликовало его результаты.

Итак, исследования касались тех молочных категорий, которые пользуются наибольшей популярностью у потребителей: молоко 3,2% жирности, творог - 9%, сливочное масло - 72,5%. В исследовании приняли участие около 250 федеральных и региональных брендов. Была проанализирована практически вся полка трех изучаемых товаров: 90 торговых марок молока, 73 образца творога, 82 образца сливочного масла.

Их проверяли на наличие антибиотиков, кишечной палочки, дрожжей, плесени, а также на фактическое содержание жира. Важный вектор исследования - возможная фальсификации молочной продукции растительными жирами.

Кроме того, эксперты изучали наличие в питьевом молоке сухого компонента. Сегодня в Техническом регламенте ЕАЭС отсутствует методика исследования сухого молока в готовой продукции. У Роскачества она имеется. Забегая вперед, скажем, что сухое молоко обнаружили в 25 образцах.

Результаты исследования показали: обязательным требованиям соответствуют 72 образца молока и 53 образца сливочного масла. Наименее благополучной категорией стал творог - здесь безукоризненными были только 28 торговых марок.

Творог оказался наиболее уязвимым и по превышению микробиологических показателей. Зато всего 5 образцов молока и 8 сливочного масла продемонстрировали излишнее наличие такой заразы. Не так-то много.

Нерадивых производителей призвать к ответственности, наказать штрафом, заставить исправиться! Или все-таки напустить на молочные производства «Меркурий»?..

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью