24.03.2008
Источник: Интегрум
Регион: Москва и МО

Компания «Юнимилк» продала миноритарный пакет своих акций американской инвесткомпании Capital International Global Emerging Markets Private Equity Fund (CIPEF) за 175 млн долларов. Сама компания точно не называет, сколько именно акций получил фонд, но аналитики уже посчитали, что ему досталось 10% второго по величине производителя молочной продукции в России. Наблюдатели расценивают эту сделку в первую очередь как шаг к IPO. Эта точка зрения подтверждается и заявлением «Юнимилка» о том, что перед менеджментом компании поставлена задача подготовиться к выходу на биржу к 2009 году. Между тем компания сообщает также, что намерена направить вырученные средства на развитие своей инвестиционной программы.

В 2002–2007 годах «Юнимилк» уже вложил в расширение и модернизацию производственных мощностей 10 млрд рублей. Но если раньше речь шла прежде всего о приобретении действующих производств, то теперь деньги пойдут на строительство новых современных заводов. Тем самым «Юнимилк» обеспечивает себе устойчивость перед лицом рисков, возникших в последнее время в молочной отрасли: это повышение цен на сырье и растущая ценовая конкурентоспособность импорта. А это увеличивает шансы компании на успешное первичное размещение в намеченные сроки.

Спасибо за подсказку


«Юнимилк» возник в 2002 году под эгидой Millhouse Capital, известного тем, что управляет непрофильными активами Романа Абрамовича. В 2004 году компания перешла в руки менеджмента и в настоящее время занимает 15% молочного рынка России, находясь на втором месте в отрасли после «Вимм-Билль-Данна». Причем именно история с размещением последнего на NYSE, состоявшимся в 2001 году, подсказала менеджерам «Юнимилка» стратегию развития их компании.

Как вспоминает генеральный директор «Юнимилка» Андрей Бесхмельницкий, чтобы в 2001 году объяснить международным инвесторам, что представляет собой ВБД в России, аналитики сравнили его с «Пармалатом» в Бразилии. «Бразилия — это страна с большой территорией, где большие города далеко отстоят друг от друга, при этом именно их надо в первую очередь завоевывать, поскольку они представляют собой концентрированные рынки сбыта», — замечает Андрей Бесхмельницкий. Так вот, аналитики имели в виду, что ВБД, подобно «Пармалату», в своей географии размещения ориентируется на эту особенность, общую для двух стран. То же осуществил и «Юнимилк», приобретая молочные заводы в крупных российских городах, играющих к тому же роль ключевых региональных логистических центров. Компания скупила 32 предприятия в России, Казахстане и на Украине.

Скупка активов сопровождалась преобразованиями, целью которых было повышение управляемости компании. Так, из полутора тысяч наименований продукции, выпускаемых предприятиями, которые вошли в холдинг, осталось 400. Но и это не предел: предполагается, что их число снизится до 250. Холдинг решительно отказался от множества региональных марок в пользу единых федеральных брендов: из 60 марок осталось шесть. Самая известная из них, наверное, марка «Простоквашино», которую придумали для продуктов, предназначенных для семейного потребления.

По мнению экспертов маркетингового агентства Step-by-Step, стратегия отказа от локальных брендов и перехода на выпуск всей линейки продукции под несколькими федеральными брендами выигрышна и не имеет альтернатив. Речь идет о более эффективном продвижении бренда через общенациональные коммуникационные каналы, ведь в основном через них региональный потребитель воспринимает информационные и рекламные сообщения — особенно это касается пищевых продуктов регулярного потребления. Кроме того, становится возможным внедрять единые стандарты выпуска, контроля качества, логистики и реализации продуктов. Все это существенно облегчает работу с потребителем, позволяет экономить.

Работая над ассортиментом, одновременно менеджмент «Юнимилка» структурировал управление холдингом. Кстати, здесь компания не пошла за лидером рынка ВБД, а выработала собственную политику. Холдинг разделили на несколько региональных дивизионов так, что в сферу влияния каждого из них входит территория, где проживает около 30 млн потребителей. Дивизионы отвечают перед холдингом за укрепление его марок в регионе влияния, но при этом самостоятельны в выборе стратегии продвижения на региональном уровне (в отличие от ВБД с его полностью централизованным управлением федеральными брендами). С другой стороны, раньше, когда в ассортименте господствовали локальные бренды, договоренности о поставках в федеральные розничные сети заключались на местах, а теперь это происходит в основном в центре. Это придает весомости позициям холдинга во взаимоотношениях с торговыми сетями. Ведь сети сейчас настолько мощны, что способны очень жестко вести себя с производителями, недотягивающими до национального масштаба.

Таким образом, к моменту сделки с инвестфондом «Юнимилк» подошел хорошо структурированной крупной компанией. Впрочем, интерес инвесторов определялся не только этим, но и тенденциями на молочном рынке. Цены на молоко в мире растут из-за того, что спрос начал опережать предложение. Такая ситуация сохранится еще несколько лет. Поэтому производители молока становятся привлекательными объектами для инвестиций, полагают наблюдатели.

Автомат для «Простоквашино»


Действительно, по оценке специалистов БД «Открытие», рынок молочных продуктов в России будет расти в ближайшее время на 3–5% в натуральном выражении, но на 10–15% — в стоимостном. Между тем они же отмечают, что маржинальность в отрасли снижается из-за роста цен на все еще дефицитное сырое молоко. Михаил Мищенко, главный редактор интернет-портала DairyNews, считает, что на доходности молочной отрасли отрицательно сказывается и такой фактор, как несбалансированное регулирование цен со стороны государства. Так, добиваясь от переработчиков моратория на рост цен на выборный период, власти не включили в договоренности молочные хозяйства.

Ирина Яроцкая, аналитик БД «Открытие» полагает, что «Юнимилк» строит свой ассортимент так, чтобы обезопасить себя от ловушки суживающихся ножниц цен: «Они, например, активно развивают линию продуктов, заменяющих грудное молоко. Это самый прибыльный сегмент детского питания. В дальнейшем, по всей видимости, Юнимилк, как и ВБД, все больше будет фокусироваться на сложной продукции». Помимо детского питания в портфеле марок «Юнимилка» присутствуют продукты для здорового питания под маркой «Биобаланс». По понятным причинам они тоже более рентабельны, чем традиционные молочные продукты. Андрей Верхоланцев, аналитик ИК «Антанта Капитал», уверен, что курс на высокомаржинальные продукты выигрышен, поскольку поддерживается стабильно растущим благосостоянием отечественного среднего класса и его приверженностью здоровому образу жизни.

Дополнительную устойчивость «Юнимилку» придаст переход к новому этапу реализации инвестпрограммы. Если раньше речь шла о модернизации в старых стенах, то сейчас — о строительстве с нуля. Уже этим летом предполагается запустить новый завод в Ленинградской области. Андрей Бесхмельницкий обещает, что это будет полностью автоматизированное предприятие, где выпуск 800 тонн молочной продукции в сутки обеспечат лишь несколько человек. На Украине, рядом с недавно приобретенным Кременчугским молочным заводом, холдинг расчистил площадку, где разместит современные корпуса. Здесь также будет работать на порядок меньше людей, чем на другом принадлежащем «Юнимилку» украинском предприятии — в Киевской области. Таким образом, закончился период экстенсивного роста за счет поглощений, начался — органический, за счет повышения производительности труда.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

30.11.2016

Под обстрел Счетной палаты

28 ноября Счетная палата опубликовала официальный отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности реализации мероприятий, направленных на импортозамещение в молочной отрасли в 2015 году и истекшем периоде 2016 года».
Вторая пятилетка, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Лискинский район, пос. свх Вторая Пятилетка, ул. Центральная, д. 5
Агромолоко, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Острогожский район, с. Терновое, ул. Советская, д. 48 корп. А
Агрофирма Подгорное, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Россошанский район, с. Подгорное, ул. Пролетарская, д. 16А
Агрофирма Шипова Дубрава, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Бутурлиновский район, с. Козловка, ул. Дзержинского, д. 28