27.09.2019
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 4395
Маркировка пищевой продукции: зачем оно нам?

Ранее мы сообщали, что эксперимент по маркировке «Честный знак» закончится в марте, а с 1 июня начнется уже обязательная маркировка молочной продукции. Что странно, Минпромторг решил не дожидаться окончания эксперимента, подведения итогов, а анонсировал полномасштабное введение маркировки на молочные продукты спустя всего 2 месяца после начала пилота. 

В ЦРПТ, впрочем, считают, что «определение даты обязательной цифровой маркировки готовой молочной продукции – 1 июня 2020 года – повышает предсказуемость проекта как для компаний, представляющих молочную отрасль, так и для нас, как оператора системы”.

Что принесет этот проект молочной отрасли? Как отреагировали на него участники молочного рынка, эксперты? И будет ли польза от введения маркировки на всю пищевую продукцию? Об этом – в материале The DairyNews.  

«Меркурий» и «Честный знак» - одно и то же, но с разным лицом? 

На сегодняшний день все больше производителей молочной продукции сходятся во мнении, что система маркировки молочной продукции – не что иное, как дубль ранее введенной системы «Меркурий», обеспечивающей контроль сырого молока до завода-переработчика. И это несмотря на заявления Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), курирующего проведение эксперимента, что работа внутри «пилота» будет максимально исключать возможное дублирование систем. 

- Системы выполняют разные функции – «Меркурий» контролирует сырье до завода, а Честный ЗНАК каждую единицу готовой продукции от завода до продажи на кассе. Ритейл уже интегрирован с Честным ЗНАКом, так как внедрил у себя систему с товарами, для которых маркировка уже стала обязательной. Кроме того, Честный ЗНАК делает важным участником цифровой платформы покупателя, давая ему инструмент общественного контроля – возможность проверять всю продукцию с помощью мобильного приложения, - ранее отметили в пресс-службе ЦРПТ.

Зачем?

Опасения в целесообразности введения двух систем прослеживаемости высказывают в «Союзмолоко». Ранее отраслевое объединение направило в адрес Минпромторга письмо с просьбой проанализировать введение маркировки с целью выяснить - есть ли вообще в ней смысл. Союз также напомнил, что правила ЕАЭС и российские законы предусматривают анализ целесообразности обязательной маркировки для определенной, конкретной группы товаров. Методических рекомендаций к начатому в июле эксперименту до сих пор нет, и в союзе считают, что чиновники попросту проигнорировали закон.

Схожей точки зрения придерживаются и в Национальной мясной ассоциации: 

- Прежде чем предпринимать какие-либо решения по маркировке продукции, нужно сперва провести полный анализ принимаемых мероприятий в этом вопросе, а также анализ всей ситуации в пищевой отрасли».

Ответ ЦРПТ не заставил долго ждать. По заявлению компании, обязательная маркировка вводится в соответствии с подписанным в июле соглашении о «государственно-частном партнерстве по созданию национальной системы маркировки и прослеживания» 

- Определение целесообразности внедрения маркировки в разных товарных группах находится в компетенции регулятора в лице государства. ЦРПТ в соответствии с принятыми Правительством решениями создает компоненты системы и работает с отраслями для того, чтобы в комфортном для компаний режиме своевременно внедрить цифровую маркировку, - отметили в пресс-службе ЦРПТ.

Стоит того? 

Вопрос довольно обсуждаемый. С материальной точки зрения, по оценке Союзмолоко введение обязательной маркировки будет стоить молочной отрасли 25 млрд. рублей – в эту сумму войдет только покупка уникальных QR-кодов, за каждый из которых придется выложить по 50 копеек без НДС. И это не говоря уже об установке десятков тысяч принтеров для печати QR-кода на упаковке. За каждый последующий год работы отрасль будет тратить на маркировку еще по 20 млрд рублей операционных расходов – и это при том, что чистая прибыль всей отрасли, по официальным данным, на 2018 год составила 35 млрд рублей. 

Что же о выгодах в случае введения этих систем – они пока весьма туманны. Вот что заявил генеральный директор Союзмолоко Артем Белов:  

- Мы считаем важным закрепить, что при анализе целесообразности введения по сути дублирующей системы маркировки нужно учитывать только тот вклад в снижение объемов нелегального оборота молочной продукции и достижение других целей, который введение системы маркировки даст дополнительно к эффекту, ожидаемому от полноценного внедрения системы прослеживаемости на базе ФГИС «Меркурий». 

Сергей Юшин, руководитель Национальной мясной ассоциации, отметил, что ц сторонников введения маркировки не хватает доводов в пользу ее необходимости:

- На мой взгляд, нужно оценивать не саму маркировку, а решение о введении маркировки. И оно, на мой взгляд, весьма плохо аргументировано. Доводов, которые доказывали бы необходимость такой маркировки и необходимость неминуемых расходов, связанных с ней, до сих пор приведено не было», - подчеркнул Сергей Юшин.

В пресс-службе Национальной мясной ассоциации тоже прокомментировали ситуацию со введением двух систем, и отметили, что необходимости в двух системах прослеживания нет – мер, предпринимаемых для борьбы с контрафактом вполне достаточно.

- Мы считаем, что необходимости в маркировке готовой пищевой продукции нет, поскольку уже существует значительный комплекс мер, призванных обеспечить охрану жизни и здоровья потребителя. Сейчас «Меркурий» полностью обеспечивает прослеживаемость и безопасность продукции. Существуют также организации, обязанность которых – следить за качеством продукции, к примеру, Роспотребнадзор. Эти организации выполняют большой комплекс мероприятий и дополняют их к тем, которые обеспечивает «Меркурий», - подчеркнули в организации.

Нужны ли молочной отрасли сразу две системы – ФГИС «Меркурий» и система маркировки готовой молочной продукции «Честный знак»?

Узнай мнение экспертов

Сергей Юшин, руководитель Национальной мясной ассоциации

Сергей Юшин, руководитель Национальной мясной ассоциации

Георгий Житмарев, заместитель генерального директора молочного завода «Пискаревский»

Георгий Житмарев, заместитель генерального директора молочного завода «Пискаревский»

Сергей Дворников, генеральный директор Курского молока.

Сергей Дворников, генеральный директор Курского молока.

Читать другие комментарии на эту тему
15.10.2019

16 дней до ЭВС

16 дней осталось до введения обязательной электронной ветсертификации (ЭВС) на всю готовую молочную продукцию. The DairyNews узнало мнения участников рынка о системах “прослеживаемости", которые согласно постановлению властей, будут контролировать отрасль от производства сырого молока до его переработки и реализации.
Колос, ООО
Адрес:  Удмуртская респ., Можгинский район, д. Малая Сюга, ул. Дубовская, д. 21 
 
Дружба, ООО
Адрес:  Удмуртская респ., Увинский район, с. Булай, ул. Ленина, д. 15 
 
Агровиль, ООО
Адрес:  Удмуртская респ., г. Ижевск, ул. Карла Либкнехта, д. 14 кв. пом. 11 
 
Талдомский молочный завод, ООО
Адрес:  Московская обл., Талдомский район, д. Павловичи, д. 65