Горячая тема

Маркировка пищевой продукции: зачем оно нам?

Источник: The DairyNews
15 июля Минпромторг РФ запустил эксперимент по маркировке готовой молочной продукции. Более 30 компаний, отважившихся принять участие в эксперименте, по-видимому, узрели в этой инициативе пользу для отрасли. В то же время о своем участии официально заявили только несколько из них: молочный завод “Вакинское Агро”, ГК “Галактика”, «Шахунское молоко», Курское молоко, Пискаревский молочный завод.
Маркировка пищевой продукции: зачем оно нам?

Ранее мы сообщали, что эксперимент по маркировке «Честный знак» закончится в марте, а с 1 июня начнется уже обязательная маркировка молочной продукции. Что странно, Минпромторг решил не дожидаться окончания эксперимента, подведения итогов, а анонсировал полномасштабное введение маркировки на молочные продукты спустя всего 2 месяца после начала пилота. 

В ЦРПТ, впрочем, считают, что «определение даты обязательной цифровой маркировки готовой молочной продукции – 1 июня 2020 года – повышает предсказуемость проекта как для компаний, представляющих молочную отрасль, так и для нас, как оператора системы”.

Что принесет этот проект молочной отрасли? Как отреагировали на него участники молочного рынка, эксперты? И будет ли польза от введения маркировки на всю пищевую продукцию? Об этом – в материале The DairyNews.  

«Меркурий» и «Честный знак» - одно и то же, но с разным лицом? 

На сегодняшний день все больше производителей молочной продукции сходятся во мнении, что система маркировки молочной продукции – не что иное, как дубль ранее введенной системы «Меркурий», обеспечивающей контроль сырого молока до завода-переработчика. И это несмотря на заявления Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), курирующего проведение эксперимента, что работа внутри «пилота» будет максимально исключать возможное дублирование систем. 

- Системы выполняют разные функции – «Меркурий» контролирует сырье до завода, а Честный ЗНАК каждую единицу готовой продукции от завода до продажи на кассе. Ритейл уже интегрирован с Честным ЗНАКом, так как внедрил у себя систему с товарами, для которых маркировка уже стала обязательной. Кроме того, Честный ЗНАК делает важным участником цифровой платформы покупателя, давая ему инструмент общественного контроля – возможность проверять всю продукцию с помощью мобильного приложения, - ранее отметили в пресс-службе ЦРПТ.

Зачем?

Опасения в целесообразности введения двух систем прослеживаемости высказывают в «Союзмолоко». Ранее отраслевое объединение направило в адрес Минпромторга письмо с просьбой проанализировать введение маркировки с целью выяснить - есть ли вообще в ней смысл. Союз также напомнил, что правила ЕАЭС и российские законы предусматривают анализ целесообразности обязательной маркировки для определенной, конкретной группы товаров. Методических рекомендаций к начатому в июле эксперименту до сих пор нет, и в союзе считают, что чиновники попросту проигнорировали закон.

Схожей точки зрения придерживаются и в Национальной мясной ассоциации: 

- Прежде чем предпринимать какие-либо решения по маркировке продукции, нужно сперва провести полный анализ принимаемых мероприятий в этом вопросе, а также анализ всей ситуации в пищевой отрасли».

Ответ ЦРПТ не заставил долго ждать. По заявлению компании, обязательная маркировка вводится в соответствии с подписанным в июле соглашении о «государственно-частном партнерстве по созданию национальной системы маркировки и прослеживания» 

- Определение целесообразности внедрения маркировки в разных товарных группах находится в компетенции регулятора в лице государства. ЦРПТ в соответствии с принятыми Правительством решениями создает компоненты системы и работает с отраслями для того, чтобы в комфортном для компаний режиме своевременно внедрить цифровую маркировку, - отметили в пресс-службе ЦРПТ.

Стоит того? 

Вопрос довольно обсуждаемый. С материальной точки зрения, по оценке Союзмолоко введение обязательной маркировки будет стоить молочной отрасли 25 млрд. рублей – в эту сумму войдет только покупка уникальных QR-кодов, за каждый из которых придется выложить по 50 копеек без НДС. И это не говоря уже об установке десятков тысяч принтеров для печати QR-кода на упаковке. За каждый последующий год работы отрасль будет тратить на маркировку еще по 20 млрд рублей операционных расходов – и это при том, что чистая прибыль всей отрасли, по официальным данным, на 2018 год составила 35 млрд рублей. 

Что же о выгодах в случае введения этих систем – они пока весьма туманны. Вот что заявил генеральный директор Союзмолоко Артем Белов:  

- Мы считаем важным закрепить, что при анализе целесообразности введения по сути дублирующей системы маркировки нужно учитывать только тот вклад в снижение объемов нелегального оборота молочной продукции и достижение других целей, который введение системы маркировки даст дополнительно к эффекту, ожидаемому от полноценного внедрения системы прослеживаемости на базе ФГИС «Меркурий». 

Сергей Юшин, руководитель Национальной мясной ассоциации, отметил, что ц сторонников введения маркировки не хватает доводов в пользу ее необходимости:

- На мой взгляд, нужно оценивать не саму маркировку, а решение о введении маркировки. И оно, на мой взгляд, весьма плохо аргументировано. Доводов, которые доказывали бы необходимость такой маркировки и необходимость неминуемых расходов, связанных с ней, до сих пор приведено не было», - подчеркнул Сергей Юшин.

В пресс-службе Национальной мясной ассоциации тоже прокомментировали ситуацию со введением двух систем, и отметили, что необходимости в двух системах прослеживания нет – мер, предпринимаемых для борьбы с контрафактом вполне достаточно.

- Мы считаем, что необходимости в маркировке готовой пищевой продукции нет, поскольку уже существует значительный комплекс мер, призванных обеспечить охрану жизни и здоровья потребителя. Сейчас «Меркурий» полностью обеспечивает прослеживаемость и безопасность продукции. Существуют также организации, обязанность которых – следить за качеством продукции, к примеру, Роспотребнадзор. Эти организации выполняют большой комплекс мероприятий и дополняют их к тем, которые обеспечивает «Меркурий», - подчеркнули в организации.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью