Маркетинг производства добавок нового поколения с функциональными свойствами на основе подсырной и творожной сыворотки

Маркетинг добавок нового поколения, обладающих функциональными свойствами, как система управления производством и сбытом, ориентированная на требования рынка, запросы потребителей и получение прибыли, в качестве обязательных элементов включает изучение потребительских и товарных свойств готового продукта, анализ состояния и тенденций развития рынка и разработку информационно-рекламного обеспечения.

Маркетинг добавок нового поколения, обладающих функциональными свойствами, как система управления производством и сбытом, ориентированная на требования рынка, запросы потребителей и получение прибыли, в качестве обязательных элементов включает изучение потребительских и товарных свойств готового продукта, анализ состояния и тенденций развития рынка и разработку информационно-рекламного обеспечения.
Добавки нового поколения как товар характеризуются качественными показателями, которые регламентируются нормативно-технической документацией. В добавках анализируются только основные показатели, в т.ч. внешний вид и консистенция, массовая доля сухих веществ, лактоза, лактулоза и кислотность, при производстве бифидоактивных кормовых добавок и синбиотических концентратов - микробиологические показатели (содержание бифидобактерий в 1 см3 или 1г продукта).
Основным компонентом добавок нового поколения, придающим им бифидогенные свойства, является лактулоза. Общий объем производства лактулозы в мире составляет около 36000 тонн в год. Это больше, чем производство любого другого из известных в настоящее время бифидогенных олигосахаридов. Самый крупный производитель лактулозы на мировом рынке в настоящее время -международная корпорация Solway (основана в Нидерландах, годовой объем производства лактулозы около 10000 т). На основе выпускаемой Solway лактулозы в разных странах изготавливается ряд фармацевтических препаратов под фирменными названиями Duphalac, Bififeral, Chronulac, Cephalac и др.
На рынке России лактулоза появилась впервые в виде нормазы (normase) -фармацевтического сиропа производства итальянских фирм Inalko и Moiteni. В 1998 году в Ярославской области начал работу небольшой цех пс производству сиропов лактулозы под фирменными названиями «Алкософт» (для спиртных напитков) и «Лактусан» (для пищевых целей), организованный фирмой «Лактусан».
Маркетинговые исследования показывают, что потребитель был частично ознакомлен с товаром «лактулоза» в качестве лекарства, применяющегося при лечении и профилактике желудочно-кишечных заболеваний и печеночной недостаточности. В то же время импортные препараты имеют высокую стоимость и не способны решить проблему создания и промышленного освоения широкого спектра продуктов питания и кормовых средств нового поколения, обладающих бифидогенными свойствами благодаря добавке лактулозы.
В последние годы благодаря совместным усилиям ученых СевКавГТУ, ВНИМИ, НИИДП и производственников ситуация стала постепенно меняться. С 2001 года на прилавках продовольственных магазинов городов России и Белоруссии начали появляться молочные продукты, обогащенные лактулозой, под единой торговой маркой «Божья коровка» и «Доктор Айболит». В Белоруссии ООО «Харвист» предлагает отрасли молоко пастеризованное, кефир, напиток кисломолочный фруктовый, сметану и йогурт с лактулозой.
Прогнозирование спроса на лактулозу должно быть основано на анализе основных потребителей и сегментации рынка. Концепция сегментации основывается на признании того, что каждый рынок состоит из отдельных частей, включающих покупателей с различными потребностями, а это является причиной вариации спроса. Направления ее применения - продукты детского питания (7%), продукты функционального питания (57%), медицинские препараты (22%) и корма для сельскохозяйственных животных (14%).
На молочных предприятиях нашей страны для сельского хозяйства вырабатывают в основном ЗЦМ, обогащенную молочную сыворотку и другие виды кормовых добавок и средств пробиотического действия. Производство кормовых добавок с бифидогенными и бифидоактивными свойствами или синбиотических концентратов, содержащих в своем составе лактулозу - новое направление в технологии и в промышленных масштабах еще не налажено. На ряде предприятий отрасли были проведены только опытно-промышленные выработки. Так, опытно-промышленные выработки партий «Лактобела» и сухого бифидогенного концентрата из творожной сыворотки были проведены в цехе сухого молока ОАО МК «Ставропольский» (г. Ставрополь); сухого бифидогенного концентрата из подсырной сыворотки на ОАО «Сыродел» (Ставропольский край, с. Красногвардейское); бифидоактивной кормовой добавки «БИКОДО+» и «БИКОДО К+» на основе творожной сыворотки на ЧП «Сатурн» (Карачаево-Черкессия, Адыге-Хабльский район) и на подсырной сыворотке на ЗАО МСЗ «Кугультинский» (Ставропольский край, Грачевский район, с. Кугульта), синбиотического концентрата «Профилакт Б» во ФГУП ВНИИКИМ (г. Ставрополь).
Жизненный цикл продукции характеризуется изменениями объемов продаж и прибыли от его реализации. Анализ информации показывает, что кормовые добавки нового поколения на российском рынке проходят стадию внедрения и начала роста. Выход товара на рынок должен, сопровождаться рекламой, информационной компанией, т.к. товар пока мало известен потребителю. Необходимо дать покупателю информацию о существовании товара, его потребительских свойствах.
Для информирования потенциальных потребителей в настоящее время используются средства массовой информации, в т.ч. газеты. С целью распространения информации через всемирную сеть Интернет подготовлены материалы, на основе которых был создан специальный сайт о лактулозе, где есть информация и о кормовых добавках с ее использованием. Информация о бифидогенных концентратах и последних технологических разработках была опубликована на всех важнейших научно-технических конференциях последних лет, посвященных вопросам создания новых молочных продуктов питания, переработки вторичного молочного сырья, биотехнологии. Информационные материалы и образцы продукции представлялись на различных выставках, многие из них были отмечены дипломами.
Среди разнообразных форм рекламы нового товара важное место занимают рекламно-информационные проспекты, которые знакомят потенциального покупателя со свойствами продукта и выявляют заинтересованность предприятий в его покупке.
Таким образом, маркетинговые исследования показывают, что рынок кормовых добавок нового поколения в России обладает определенной привлекательностью, обусловленной его потенциалом, доступностью и предполагаемой доходностью. Стабильность рынка тесно связана с общей политической и экономической ситуацией в стране, которая в последнее время характеризуется положительными тенденциями.

Меркулова О. В., Храмцов А. Г., Евдокимов И. А, Рябцева С. А., Лодыгин А. Д., Панова Н. М.
Северо-Кавказский государственный технический университет, г. Ставрополь

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью