Максим Рудаков: не менее 50% молочной продукции на прилавках – с нарушениями
Эксперт рассказал – перед тем, как попасть на полки магазинов, продукт проходит на самой первой стадии так называемый дорыночный контроль: речь идет о подтверждении соответствия сертификации, декларировании соответствия техническим регламентам, таможенным регламентам. Минимальный набор требований, который предъявляется государством, не содержит в своей сущности проверки на фальсификацию. Таким образом, на дорыночной стадии практически невозможно определить, является ли продукт фальсификатом. Далее речь идет о рыночном контроле, которым занимаются государственные органы надзора, такие как Роспотребнадзор с участием Россельхознадзора. Остальное остается на усмотрение и добросовестность участников рынка.
– Роспотребнадзор проводит плановые проверки не чаще, чем раз в три года, при этом производитель предупреждается за месяц. Именно поэтому статистика расходится с данными органов общественного контроля. Сам термин «фальсификация» подразумевает некие экономические умыслы производителей о дополнительном заработке. Если говорить о молочной продукции, из того, что проверял Росконтроль за последние 5 лет, мы убедились, что чем выше жирность продукта, тем фальсификация более вероятна. Самая благополучная категория – питьевое молоко, в противоположность ей выступают сыры, - подчеркнул Рудаков.
По мнению эксперта, в среднем не менее 50% продукции содержит нарушение тех или иных требований безопасности или качества. Натуральные молочные продукты с течением времени могут стать элитной категорией, недоступной обычному гражданину.
Сопредседатель союза потребителей Росконтроль Александр Борисов обратил внимание, что раньше продукты фальсификации молочной продукции представляли меньшую опасность для потребителя.
– Проверки показывают, что несколько лет назад фальсификация молочной продукции была безопасной. Сегодня помимо фальсификации говяжьим жиром идет подмена на продукты, которые содержат в себе трансжиры, которые, безусловно, вредны, – отметил эксперт.
Борисов добавил, что пул производителей сыра и масла на сегодняшний день широко известен потребителям и торговым сетям. Но на полки маркетов так или иначе попадает продукция неизвестных производителей неизвестного содержания. Эксперт прокомментировал, что торговые сети в случае обнаружения фальсификата должны нести ответственность вместе с производителями фальсифицированной продукции.