Максим Фастеев: Россия не должна ставить крест на поиске возможностей для экспорта
– Экспортные стратегии и потраченные на них бюджеты не будут иметь смысла, пока бизнес не увидит, что продавать продукцию на внешние рынки экономически выгодно. Главное условие для экспорта – конкурентная цена. И здесь российский переработчик сразу упирается в стену, ведь по большинству молочных товаров их стоимость на внутреннем рынке выше мировых цен, – прокомментировал Фастеев.
Как подчеркнул украинский эксперт, причины тому очевидны: во-первых, Россия является импортоориентированным государством (если рассматривать молочный рынок отдельно от Беларуси), во-вторых, себестоимость производства молока и, следовательно, закупочные цены на сырьё высоки, что не прибавляет конкурентных преимуществ для конечного товара.
– Стоит ли ставить крест на поисках экспортных возможностей? Конечно, нет. Даже несмотря на то, что правительственные задачи выглядят «сыровато», бизнесу и молочным ассоциациям необходимо пользоваться такими возможностями. Ведь несмотря на зависимость от импорта можно успешно продавать на внешние рынки отдельные позиции, говорить о глобальном экспорте в этом контексте смешно, – добавил Фастеев.
В качестве примера аналитик привел опыт экспорта российского мороженого в Китай.
– У России уже есть опыт отгрузки мороженого в Китай на протяжении нескольких лет, а также стабильные продажи цельномолочной продукции в Казахстан. Это конечные продукты с высокой добавленной стоимостью, что большой плюс. Минусом является то, что продвижение схожих продуктов требует серьёзных ресурсов и времени. Гораздо проще начинать с биржевых молочных товаров. Осенью 2018 года я спрашивал российских молочников, почему они не пробовали продвигать сухую подсырную сыворотку в Китай. Ведь цена в РФ в летний период была на уровне украинского и белорусского товара, который активно отгружался в Поднебесную на тот момент. Трейдеры, присутствующие на российском рынке, подтверждали заинтересованность, – отметил Максим Фастеев.
Спикер добавил, что если бы летом 2018-го сыровары имели тот доступ к китайскому рынку, который есть сейчас (с 2019 года появилась возможность аккредитации заводов для КНР Россельхознадзором), то российская сыворотка повторила бы путь мороженого. Теперь цены внутри России более привлекательны, чем экспортные, и момент упущен.
Куда ещё стоит направить усилия и госбюджет помимо упомянутого примера? Для начала нужно оценить перспективы отдельных товарных позиций: изучить историю цен за последние годы, сравнить стоимостные тренды с мировыми, проводить регулярный мониторинг. Далее необходимо обозначить приоритетные рынки, оптимальные способы выхода на них, узнать о тарифных квотах и импортных пошлинах. Эти вопросы можно поручить профильным агентствам.
– На что действительно необходимо тратить основную часть бюджета, так это на продвижение отечественных продуктов на целевых рынках. Эффективным будет проведение торговых миссий с представителями бизнеса и участие в профильных выставках с продукцией под конкретными брендами, – резюмировал Фастеев.