Личный опыт: Как MadLab тестировал интеграцию «Меркурия» с учетными системами производителей молока и какие «подводные камни» выявил

Источник: The DairyNews
В апреле 2019 года молочная продукция, вероятнее всего, войдет в систему ветсертификации «Меркурий». Как она будет работать, волнует всех участников рынка. Представители самарской компании MadLab протестировали систему и готовы поделиться своим опытом.  О том, как упростить процесс выписки электронной документации и снизить финансовые траты рассказали руководитель компании Денис Марков и ее директор по развитию Игорь Зайцев.

Денис, Игорь, для начала давайте знакомиться. Расскажите в двух словах, чем занимается ваша компания?

Денис: Оказываем комплексные услуги по автоматизации розничной торговли, разрабатываем WMS-системы, приложения для мобильной торговли, осуществляем интеграции программ «1С» и другого софта на заказ.

Какие проблемы могут возникнуть у производителей молочной продукции и других участников торговли с системой «Меркурий»?

Денис: Проблем может возникнуть немало. Назову самые явные. Первое: завод или РЦ, выписывающие  от 100-2000 ЭВС в день – что очень много, если делать это вручную – элементарно не справится с таким объемом работы. Проблемы возникнут и у торговых сетей: им необходимы выписки на продукцию, причем не в ассортименте, а позиционно. К тому же каждой сети требуется наличие маркировки, а у сетей чаще всего она отличается форматами. Сложности будут и в том, что молочное производство подразумевает различные циклы, например, так называемые НПЗ выпускают продукцию «на следующий день» после приемки сырья (условно), а производитель сыра – только через шесть месяцев. То есть, у молочного производства своя специфика, которую надо учитывать.  Надо признать, что и сам сервис «Меркурий» до сих пор работает не стабильно. Хотя, ситуация с каждым месяцем улучшается. Скажем прямо, сейчас и розничные магазины не совсем понимают, для чего нужно гашение ЭВС, это и правда действительно дополнительная нагрузка: нужно назначать ответственное лицо, которому придется изучать довольно большой объем информации и документации по «Меркурию», а для работы в системе на торговой точке необходимо провести интернет и установить компьютер. Есть вопросы и по распределительным центрам – они должны получить входящие ЭВС, затем правильно сопоставить номенклатуру, и, если это не 10 наименований продукции, а, например, 5 000, это очень непросто сделать вручную.

Как-то можно решить эти проблемы?

Денис: В «Меркурии» есть возможность обрабатывать информацию автоматически. Мы разработали  программу и интегрировали ее в учетную систему семи российских молочных заводов, в частности, Пестравского маслозавода, Переяславского молочного завода, Михайловского маслодельно-сыродельного комбината. Замечу, что наше решение подходит для крупных клиентов, а если фирма небольшая, то ВСД можно спокойно вручную и выписывать, и гасить.

А с чего все началось, почему решили заняться этой темой?

Всё началось с того, что к нам стали обращаться существующие клиенты MadLab с просьбами о помощи, поскольку внедрение «Меркурия» создало им дополнительные проблемы. Они понимали, что процесс лучше автоматизировать для снижения трудовых и финансовых затрат. Стояла задача обработать всю цепочку прохождения ЭВС от производителя до розничной точки.

Интеграция учетной системы с “Меркурием” нужна всем?

Игорь: Тут можно выделить три основных блока – производство, дистрибьюция и гашение ВСД в рознице. Для производителей наши программисты написали шлюзы, позволяющие автоматически принимать и делать выпуск готовой продукции на основании данных из учетных систем предприятий. Ручная работа на этом этапе минимальна или вообще исключена. Для дистрибьюции автоматизация заключается в оприходовании продукции и последующей выписке ЭВС по срокам годности на торговые точки. Для розницы осуществляется гашение входящих ЭВС полностью или с расхождениями. То есть мы автоматизировали три блока, но поскольку пока готовая молочная продукция исключена из реестра, эта схема работала у наших клиентов, занимающихся мясным производством. Сейчас информация о том, что молочная продукция все-таки будет возвращена в реестр, становится все более правдоподобной, и мы  вместе с заводами держим руку на пульсе, готовясь к этой работе.

А это универсальное решение или придется делать отдельные  разработки для каждого заказчика?

Денис: Ядро у системы одно, но заводы отличаются друг от друга, поэтому и  задачи стоят в каждом конкретном случае разные. Мы дорабатываем автоматизацию под конкретного заказчика с учетом его специфики.

И какова стоимость внедрения вашего решения?

Денис: Стоимость для каждого предприятия индивидуальна, она зависит от поставленных задач и сложности интеграции.  Цифры не назову. Лучше скажу, насколько быстро это окупается: так, если распределительный центр выписывает ежедневно по 1 000 ВСД, наше решение окупится за восемь месяцев. Это настоящие цифры из реального примера.

Возникают ли какие-нибудь проблемы с автоматизацией «Меркурия»?

Игорь: Если, например, заводы и дистрибьюторы сразу поняли проблему и воспринимают наше решение как панацею и могут себе его позволить, с розничными магазинами ситуация сложнее и у них могут возникнуть проблемы, поэтому нужно автоматизировать. Дело в том, что во многих магазинах элементарно нет компьютеров и уверенных пользователей ПК, а работа в «Меркурии» посильна только опытным пользователям, предварительно изучившим достаточно объемную документацию. Либо нужен человек, который досконально обучит условного товароведа Раису Ивановну тому, на какие кнопки надо нажимать. Бывали случаи, когда я спрашивал у продавца, знает ли он о системе «Меркурий» и тот в ответ просто кивал в сторону кассового аппарата☺ Это и забавно, и грустно одновременно. Ведь за непогашение ВСД предусмотрена ответственность и довольно высокие штрафы.  

И что вы делаете в таких случаях - ставите ноутбуки и обучаете персонал?

Игорь: Можем, конечно, но это не наш метод! Нашли другой способ. Проработав несколько гипотез, поняли, что лучшим вариантом будет доверительное гашение, когда мы, как уполномоченное лицо, гасим эВСД от всех поставщиков за клиента.  Этот вариант прекрасно себя зарекомендовал: все происходит в автоматическом режиме. Правда, есть небольшой нюанс – если у клиента погашение ВСД, например, сопровождается расхождением по весу, то это нужно оформить соответствующим образом. Но программа не может определить, что клиенту привезли товара меньше или больше, чем указано в накладной, поэтому приходится подключать оператора: клиент звонит нашему оператору и они вручную решают проблему. Программисты на своем языке это называют «костылем». И хотя таких проблем немного, да и наш один оператор обслуживает более 100 клиентов, этот вариант все равно подходит не всем. Он будет нерабочим у сетей, в которых больше пяти магазинов.  У них, как правило, есть свои опытные бухгалтера или администраторы. Сотрудники, принимающие товар, звонят им и те в, свою очередь, решают проблему.

Получается, если в сети больше пяти магазинов, она справится самостоятельно?

Игорь: Может, конечно, но сотруднику, отвечающему за работу с “Меркурием”, приходится искать поставщиков в реестре, далее гасить накладную по одной позиции, то есть, каждый раз кликать по каждой позиции для погашения. А в случае, если возникнут вопросы, нужно самостоятельно ориентироваться на сайте «Меркурия» либо искать информацию в интернете, смотреть на форумах, как лучше поступить. Но, как вы понимаете, это отнимает много сил и нервов.  Для них мы как раз и разработали удобный онлайн-сервис. По функционалу это тот же «Меркурий», но с более простым и интуитивно понятным интерфейсом, а также с возможностью погашать эВСД на автомате в случае необходимости. Сервис адаптирован под мобильные устройства и не требует установки мобильного приложения, его веб-страницы весят очень мало и открываются быстро даже при плохом соединении.

Получается, что этот сервис «видит» поставщиков, цену, количество товара. Это не вызывает опасений у ваших клиентов?

Игорь: Конечно, нет! А чего им опасаться?  По сути, заводам или дистрибьюторам мы просто интегрируем доработанную копию нашего решения, и она работает на их серверах. Если, мы гасим ВСД, как доверенное лицо, информация обрабатывается на нашем сервере. И мы можем видеть только наименование продукции, поставщика и объем, а вот цены в ВСД нет! Да и что значит «видит»? Это же программа ЭВМ, поэтому она «видит» только код. И от той информации, которую «видит» программа, никакого вреда клиентам нет. Это можно сравнить с Яндекс почтой или Google, которые тоже теоретически могут «видеть» нашу переписку, и также оператор связи может послушать разговор. Но, несмотря на это, мы же продолжаем пользоваться телефонами. И вот еще бытовой пример: мы вызываем домой, например,  сантехника, хотя он тоже видит обстановку в квартире, и это мало кого останавливает. А для тех, у кого есть опасения, в договоре предусмотрен пункт о конфиденциальности информации, где очень четко прописана наша ответственность. Замечу, что в случае с онлайн-сервисом на наших серверах вообще ничего не обрабатывается, он взаимодействует напрямую с серверами «Меркурия». Так мы снижаем нагрузку на свою IT-инфраструктуру. У нас хранятся только те данные, которые клиент оставил при регистрации на случай обращения в службу технической поддержки, чтобы мы могли его идентифицировать.

И напоследок что посоветуете молокопроизводителям в части подготовки к работе в системе «Меркурий»?

Игорь: Я бы рекомендовал, тем кто еще только присматривается к системе, начинать моделировать и тестировать рабочие процессы. Так они изначально поймут стоит ли дорабатывать свою учетную систему и применять автоматизацию процессов.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью