Горячая тема

Лейкозное молоко: За и Против

Источник: The DairyNews
В ЕАЭС с 1 января 2016 года вступает в силу требование техрегламента «О безопасности пищевой продукции», в соответствии с которым на промпереработку разрешается принимать только молоко хозяйств, свободных от ряда заболеваний сельхозживотных, в том числе от лейкоза КРС. Данный факт разделил рынок на два фронта.
Согласно официальной информации, Министерство сельского хозяйства РФ в целях поддержки российских производителей сырого молока намерено настаивать на исключении приложения 5 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», которое предусматривает введение запрета на использование молока животных из хозяйств и с территорий, признанных неблагополучными по лейкозу КРС. В ведомстве объясняют это тем, что данное требование фактически дублируется Едиными ветеринарно-санитарными требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317. В главе 27 документа содержится аналогичное требование по свободе хозяйств от лейкоза КРС в течение последних 12 месяцев. Однако данная глава применяется только при контроле ввоза молока на таможенную территорию Евразийского экономического союза и при перемещении между государствами-членами Союза.

Таким образом, Минсельхоз стоит за разрешение российским переработчикам молока использовать молоко от «лейкозных» коров на территории РФ.

Согласно оценкам Союзмолоко, объединяющего в том числе Danone и PepsiCo, в случае если требование техрегламента «О безопасности пищевой продукции» в части лейкоза КРС не будет исключено, рынок лишится 30% сырья. Стоит ли говорить о том, что о данном требовании было известно заранее?

С 1 января будущего года, согласно Решению Коллегии ЕЭК от 10 июня 2014 г. № 91 требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» применяются в отношении молока и молочной продукции. Этот технический регламент ТС принят Решением Комиссии ТС от 9 декабря 2011 г. № 880 и вступил в силу с 1 июля 2013 года. «Техническим регламентом определены общие требования безопасности пищевой продукции, в том числе требования к непереработанному продовольственному сырью животного происхождения. Согласно им, сырье животного происхождения должно быть получено от здоровых продуктивных животных из эпизоотически благополучных хозяйств. К обращению допускается молоко, полученное от здоровых животных из хозяйств, где нет официально зарегистрированных в течение последних 12 месяцев заразных болезней животных, в том числе лейкоза», - пояснили в пресс-службе ЕЭК, отдельно отмечая, что что энзоотический лейкоз крупного рогатого скота включен в списочные болезни Кодекса здоровья наземных животных Международного эпизоотического бюро, положения которого применяются при ветеринарной сертификации продуктов животного происхождения в рамках международной торговли.

Действительно, подобное ограничение действует во многих государствах, в том числе в странах Евросоюза. А производителям молока и молочных продуктов союзных государств было предоставлено достаточно времени для подготовки к работе в новых условиях – изменения технологий, проведения необходимых профилактических мероприятий.

Однако… По оценке Союзмолоко, 7-8% стада КРС страны попадает под новые требования о молоко «от здоровых коров». «Последствием сокращения поголовья КРС станет снижение производства молока до 1 млн тонн, или около 6% от уровня 2014 года, в некоторых самых неблагоприятных регионах под ограничения могут попасть до 30% хозяйств», - заявляют в отраслевом объединении.

Представитель агрохолдинга «Русское молоко» Анна Бойко в комментарии отметила, что продление сроков лоббируют только крупнейшие переработчики, опасающиеся лишиться дешевого сырья. Госпожа Бойко обращает внимание, что все участники рынка еще несколько лет назад были уведомлены о вступающих с 2016 года ограничениях по использованию молока от лейкозного КРС.

«Если мы, как и Европа, признаём лейкоз болезнью, то должны говорить о том, что применение такого молока всё-таки несёт в себе некие риски. Я не специалист-генетик, и я, в отличие от «Союзмолока», не могу одним своим пожеланием отменить эту политику. Либо пусть мне докажут, что это гарантированно безвредно - в Америке, например, оно разрешено - либо пусть объяснят, почему столько лет это считалось болезнью, и тогда уже можно говорить о продлении или пересмотре», - высказался Андрей Трифанов, руководитель ООО «Дашенька, Председатель Ассоциации сельхозпроизводителей Псковской области.

Эксперт отметил, что конкретно в Псковской области стада всех крупных производителей свободны от лейкоза, и проблема касается только средних и мелких хозяйств, где содержатся не более 200 голов крупного рогатого ската. При этом, говорить о безопасности прошедшего пастеризацию лейкозного молока нельзя, так как эта болезнь присутствует, как правило, в тех стадах, где имеются и другие ветеринарные проблемы.

Примером свободного от лейкоза КРС региона РФ является Свердловская область.

«Поддерживаю Андрея Трифанова. Наша область чистая от лейкоза и это для нас конкурентное преимущество. Чтобы добиться этого, была проведена и проводится большая работа, требующая дополнительных затрат. Это уже не первое непродуманное решение Союзмолоко (об отмене требования техрегламента – ред.). Первое, на мой взгляд, было по изменению техрегламента в части соматики. И первое, и второе предложение - это шаг назад в развитии молочной отрасли», - прокомментировала Елена Стафеева, исполнительный директор НП «Союз животноводов Урала».

Свободная от лейкоза КРС Свердловская область продает около 3 тыс. коров в год.

Эксперты рынка понимают, что в отдельных случаях принятие требования техрегламента станет ударом для ряда хозяйств, однако признают, что времени у всех было достаточно на подготовку на соответствие новым правилам. «Идея и задача хорошая, но это реальный шанс угробить ряд хозяйств, которые и так едва сводят концы с концами. Это люди, которые и так не имеют рабочих мест и получают мизерную, но зарплату. Сейчас прорабатываю проект в Хабаровском крае, четыре хозяйства, в трех из них приличный процент лейкозных коров. Их ликвидация - потеря поголовья, субсидий, серьезные убытки. Пусть на уровне правительства примут решение, что ликвидация лейкозных коров- не повод лишать субсидий. Все-таки такое решение - резать по живому», - прокомментировал на форуме DairyNews эксперт рынка Николай Перов.

Ветеринары признают, что возможность убрать из стада действительно больных животных у всех участников рынка была. «ИФА или РИД-положительные (по лейкозу КРС – ред.) считаются инфицированными, а больными считают только ГЕМ-положительных животных. Таковых в стадах даже с 60-70% инфицированностью будет 1-3%. Это поголовье можно и нужно безболезненно выбраковывать! Однако эта процедура годами не делается во многих регионах. И на сегодняшний день процент ГЕМ-больных в стадах достигает 10%, вот это уже существенные потери», - прокомментировал один из участников форума The DairyNews.

Некоторые игроки рынка отмечают роль поднятой проблемы в формировании цены на молоко в договорах на поставку.
«Сейчас идет кампания по заключению договоров на поставку молока на следующий год. И, соответственно, пересматриваются цены. Этот вопрос встал сейчас именно поэтому. Если требование вступит в действие, как и планировалось с 1 января, то чистые по ВЛКРС хозяйства вполне резонно смогут требовать повышения закупочных цен. По моему мнению лейкоз - не повод для выбраковки молока, а инструмент ведения торговой войны», - высказался на форуме DairyNews калужский фермер Александр Саяпин.

В пресс-службе Минсельхоза России отмечают: ввиду крайней неустойчивости вируса лейкоза КРС к факторам внешней среды он инактивируется (погибает) при температуре 56°С и выше, при воздействии на него УФ-излучения и ультразвука. Пастеризация молока при температуре 74°С инактивирует вирус в течении нескольких секунд. В соответствии с пунктом 4.4 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота от 11 мая 1999 г. № 359, молоко от инфицированных и остальных коров оздоравливаемого стада (фермы, ЛПХ, КФХ) сдают на молокоперерабатывающий завод или используют внутри хозяйства после пастеризации в обычном технологическом режиме. После прохождения процедуры обеззараживания молоко используется без ограничений.

По словам экспертов из Кыргызстана, новое требование техрегалмента ТС подняло старую проблему фермеров государства – отсутствие системы идентификации скота. Тюменские животноводы торопятся избавиться от лейкоза КРС, чтобы это не повлияло на экономику предприятий. Отменят ли требование техрегламента ТС в части лейкоза и к чему это в итоге приведет, вскоре станет ясно.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью