Куда Россию привело эмбарго на продукты

Источник: провэд.рф
Введенный в августе запрет на импорт продовольствия из стран Европейского союза, США, а также других стран уже привел к существенным изменениям на рынке. Изменились поставщики, цены, производство для многих ввозимых товаров.

ПРОВЭД  попробовал разобраться в ситуации. Как известно, есть  список товаров, ввоз которых запрещен, если такие товары перевозятся из стран Европейского союза, США, Австралии, Канады и Норвегии:

 Данные меры были введены постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ", и уже оказали существенное влияние на российский продовольственный рынок. ПРОВЭД уже писал о  текущей ситуации на рынке и ведущих странах  - импортерах по каждой из групп товара. Сейчас же мы рассмотрим основные тенденции с августа по сентябрь в данной сфере.

Безусловно, по-прежнему значительная доля данных товаров продолжает поступать на рынок за счет импорта из различных стран мира. Отметим, что в целом с августа по октябрь 2014 года импорт из стран дальнего зарубежья сократился  на 10%

 Спад связан с введением эмбарго, а также неблагоприятной ситуацией с ценами на нефть и курсом рубля.

Что касается импорта запрещенных продовольственных товаров в отдельности, то их ввоз сократился более чем на 20% по сравнению с августом-сентябрем  2013 года (в рамках торговли с другими странами, не попавшими под действие запрета).

 Если рассматривать импорт отдельных групп товаров, то за данный период наибольший спад показали такие продукты, как молоко и молочная продукция (спад на 43%), свинина (спад импорта на 47%), колбасы (-27%), но  при этом показали рост такие товары, как мясо крупного рогатого скота замороженное (+33%) и свежее (+7%).

 Стоит отметить, что показатели спада импорта свидетельствуют о том, что прогнозы Министерства сельского хозяйства о замещении импорта данной продукции из других стран себя оправдали лишь частично – высокие издержки на логистику и трудности в заключении новых контрактов в условиях действия санкций пока не в полной мере позволили восстановить те же объемы импорта.

Тем не менее, если рассматривать, какие страны преимущественно поставляли данные товары на российский рынок, то можно составить следующий рейтинг:

 Среди новых продавцов, товары которых появились на российском рынке, особо стоит отметить такие страны, как Бразилия, Уругвай, Аргентина – они преимущественно стали поставлять различную продукцию животноводства, практически вытесняя другие страны по объемам поставок. Значительно увеличили объемы поставок Китай и Турция – в основном это касается фруктов и овощей.Тем не менее, именно по этим группам товаров  наблюдается существенный спад по импорту. Однозначных лидеров по импорту колбас, а также различной готовой продукции выявить гораздо сложнее. Ситуацию усложняет и то, что в официально публикуемой статистике в августе и сентябре сообщается о довольно значительных объемах ввоза товаров из стран, на которые распространяется запрет,  преимущественно по данным товарам. Это связано с исполнением условий уже заключенных  контрактов  на момент вступления в силу эмбарго (7 августа).

Приходится констатировать, что импорт продовольствия снизился довольно существенно, но при этом  пока не появилось устойчивых связей с другими импортерами, кроме Беларуси, Бразилии и некоторых других стран.  В связи с этим возникает вопрос: хватит ли россиянам продовольствия, и насколько по данным товарам мы зависимы от импорта? В ответе на этот вопрос помогут данные Министерства экономического развития об объемах производства данной продукции.

 Приблизительные оценки по соотношению объемов производства товаров и физических объемов их ввоза из зарубежных стран.

 Очевидно, что  наиболее зависима от импорта говядина – на отечественное производство по сравнению с импортом приходится около 15%, но данные импорта показали рост (за счет поставок из Бразилии и Уругвая, так что не надо волноваться о том, что говядины будет не хватать, однако вопросы тогда будет вызывать её качество). А вот сыров и сырных продуктов населению может не хватать – его производство в России составляет порядка 45%, при этом их импорт снизился на 57% (по физическому объему). Также  возможно сокращение на рынке продаж молока – несмотря на то, что доля импортной продукции на рынке выше, спад импорта произошел довольно существенный – на 21% по стоимостному объему и на 27% по физическому объему.

Для решения этих проблем прежде всего необходима была активизация российских сельхозпроизводителей. Конечно, это не всегда возможно – предприятия ограничены в денежных средствах, оборудовании, земле и других ресурсах, но именно на них   делало и делает ставку Министерство сельского хозяйства – дескать, мы и без иностранных товаров прожить можем, а запрет на импорт продуктов позволит аграриям подняться и развивать производство. Неоднократно  в СМИ появлялись репортажи о высоких урожаях и развитом технологичном производстве в отдельных регионах России.

Тем не менее, ситуация в отрасли весьма неоднозначная. С одной стороны, предшествующая санкциям часть года была для сельхозпроизводителей весьма благоприятной. Так, в целом индекс производства продукции сельского хозяйства за 2 месяца 2014 года (август-сентябрь) составил 1,22, т.е. по сравнению с июлем производство увеличилось на 22%, а с начала года на 7,7%.

В 2014 году наблюдается рост производства продукции сельского хозяйства относительно 2013 года, что обусловлено хорошими показателями по уборке сельскохозяйственных культур, а также стабильным ростом производства продукции мясного животноводства.

Однако, если рассматривать данные только за два месяца после введения эмбарго, результаты не столь положительны – по многим товарам наметился спад производства, например говядине, свинине, рыбе, молоку.Это становится очевидным из данных Министерства экономического развития об индексах роста производства.

 Таким образом, нельзя говорить о повсеместном росте производства, который ожидался. Ометим, что  сельскохозяйственные предприятия получают и финансовую поддержку, однако денежные вливания в сельское хозяйство эффект дают не сразу. По данным Минсельхоза России, на проведение сезонных полевых работ, по  состоянию на 7 октября 2014 г.,ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Сбербанк  России» выдали предприятиям и организациям  АПК кредитных ресурсов на сумму 149,3 млрд.  рублей, или 82,9% к соответствующей дате 2013  года. Доля выданных ОАО «Россельхозбанк» кредитных ресурсов составила 82 процента.

На государственную поддержку сельскохозяйственного производства в 2014 году  бюджетной росписью предусмотрены субсидии в объеме 130454,05 млн. рублей, из них: на  устойчивое развитие сельских территорий – 11245,0 млн. рублей; на развитие мелиорации  земель сельскохозяйственного назначения – 1850,0 млн. рублей. По состоянию на 1  октября 2014 г., кассовый расход составил 90277,5 млн. рублей (69,2%). Повторим, данные меры не сразу окажут свое воздействие на отрасль – прежде чем предприятия смогут нарастить производство и подняться на новый уровень, пройдет ещё несколько месяцев.

Как, собственно, и ожидалось  при сокращении импорта, производство  пока что увеличилось незначительно и  привело к росту цен на "санкционные" товары как для производителей, так и для потребителей.

В августе – сентябре принятие санкций по введению ограничений на импорт продуктов, по оценке Минэкономразвития России, внесло в инфляцию 0,9 процентного пункта, в том числе включая косвенные эффекты – рост издержек из-за смены поставщиков продовольствия, удорожание отечественного сельхозсырья. Эффект от удорожания кредита, ослабления рубля, и на их фоне – рост инфляционных ожиданий пока незначительный и, по мнению Министерства экономического развития, проявит себя к концу года.

Продовольственные товары в сентябре в среднем стали дороже на 1% (с августа  - на 0,7%). Принятые ответные санкции по ограничению импорта сказались на подорожании импортных фруктов и цитрусовых в период массового поступления продукции нового урожая вследствие падения предложения и роста логистических издержек. Цены на остальные товары из санкционного списка (мясо, птица, рыба, сыры и др. продукты) в сентябре выросли в среднем на 2% (за август–сентябрь – на 3,4%). 

В целом, по сравнению с началом года (когда индексы потребительских цен на некоторые продовольственные товары достигали 1,6), в августе-сентябре цены значительно ниже, однако видна их тенденция к росту. На данный момент цены сдерживают сезонные факторы, период сбора урожая. Среди товаров, которые попали под санкции, самый значительный рост  цен характерен для молочной продукции - к сентябрю цены выросли на 18%. Отметим, что на молоко и молочную продукцию усиленный рост цен наблюдался в последние два года, особенно со второй половины 2013 года вследствие роста мировых цен и сокращения производства сырого молока. В сентябре текущего года - рост цен умеренный в связи со снижением спроса после значительного предшествующего роста цен (за годовой период цены выросли на 16,1%).

Также существенный рост цен характерен и на фрукты. С августа рост цен возобновился в связи с ведеными ограничениями импорта из европейских стран и США. С августа цены на фрукты выросли на 2,6%, в том числе на 1,8% в сентябре. Лимоны за август-сентябрь подорожали на 50,9%

На рынке свинины потребительские цены с начала года растут ускоренными темпами вследствие снижения предложения в результате ограничения импорта и сокращения доли более дешевого импортного мяса. За два последних месяца темпы замедлились том числе в сентябре – на 2,9 процента.

На масло сливочное рост цен более умеренный (доля импорта под санкциями по оценке Минэкономразвития России примерно 12-14%) – в сентябре цены выросли на 0,6%, за август-сентябрь – на 1,0 процент.

В связи с сокращением импорта в сентябре немного выросло производство отечественного масла сливочного и сыров – на 13,0% и 16,7%. Объемы реализации молока сельхозтоваропроизводителями в сентябре увеличились на 4,1% к соответствующему месяцу предыдущего года.

О важной тенденции, причем весьма негативной, свидетельствуют и данные о ценах сельхоз производителей - под влиянием санкций в августе-сентябре 2014 года сокращается разрыв между ценами сельхозпроизводителей и ценами потребительскими. В данном случае производители будут иметь меньше прибыли, а, возможно, и терпеть убытки. Отчасти это связано с запретом повышать цены на продовольствие, введенным Федеральной антимонопольной службой и Министерством сельского хозяйства, а отчасти и с тем, что высокая цена приведет к уменьшению спроса, а значит, к большим потерям.

 Особенно наглядно это проявляется при анализе цен на свинину – к сентябрю цены сельхозпроизводителей превысили цены потребительские. Это связано с высокими показателями цены на свинину на мировом рынке в целом, а также рядом запретов на её ввоз из других стран в Россию.

 Для цен производителей на говядину также были характерны изменения. Цена резко снизилась в августе, а затем вновь взлетела в сентябре. Это связано с тем, что говядина ранее ввозилась преимущественно из стран, в отношении которых действует запрет, и если ещё в августе цены на российскую говядину были невысокие, т.к. она иначе не смогла бы конкурировать с зарубежной, то с сентября структура поставщиков изменилась, что и повлияло на рост цены.

Таким образом, введенный запрет на импорт продовольствия уже за 2 месяца показал, что к нему стоит относиться серьезно. Производство российского продовольствия ненамного превышает объемы его импорта из других стран, а за такое короткое время предприятия просто не могут нарастить выпуск продукции. Осложняет ситуацию и тот факт, что пока импорт продукции не восполнен в полной мере. Все это выливается в рост цен, причем довольно существенный, опережающий не только рост доходов, но и инфляцию. 

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью