30.09.2016
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
НАС НИКТО НЕ ЖДЕТ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ
Наиболее успешной экспортной категорией в молочном сегменте является мороженое. В тот же Китай по официальным данным только через КПП Маньчжоули в январе-августе 2016 года было импортировано 271,4 тонны российского мороженого общей стоимостью $863 тыс. Эти два показателя увеличились на 267,3% и 1387,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Экспорт молочной продукции по итогам 2015 года составил примерно $250 млн., что незначительно по отношению ко всему агроэкспорту в сумме $19 млрд. По данным компании KPMG, объем экспорта молочной продукции за последние 5 лет показывает среднегодовые темпы роста в 12.5%, что среди основных товарных групп сельхозпродукции уступает лишь мясной продукции (35% среднегодового роста за аналогичный период).

По итогам января-июля объем российского экспорта молочной продукции в сравнении с аналогичным периодом 2015 года также показал рост – на 24%. В общей сложности объем экспортных отгрузок достиг 432 тыс. тонн.

«Сегодня практически ни один сегмент молочной продукции не может претендовать на экспорт, если говорить о нем в глобальном масштабе», - подчеркивает директор Центра Изучения Молочного Рынка Михаил Мищенко.

Тем не менее, по словам эксперта, есть направления, которые можно развивать. «Сегодня мы можем поставлять молочную продукцию на рынки стран бывшего Советского союза – в Армению, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан и др. В первую очередь можно говорить о поставках цельномолочной продукции. В перспективе, на мой взгляд, сырные и аналоговые продукты могут пойти на экспорт», - отмечает Михаил Мищенко.

По мнению представителя ЗАО «Сернурский сырзавод» Тараса Кожанова, «за последние несколько лет ситуация с экспортом молочной продукции немного улучшилась, однако, показатели остаются все еще на низком уровне».

«Насколько мне известно, китайский рынок закрыт на сегодняшний день для всей молочной продукции из России, за исключением мороженого. Что касается Европы, то нам достаточно трудно войти на этот рынок, и мы долгое время будем на нем не конкурентны», - высказывает мнение г-н Кожанов.

По словам Игоря Абакумова, доцента МСХА им. К.А. Тимирязева и руководителя медиа-группы «Крестьянские ведомости», перспективы экспорта молокопродуктов весьма туманны, поскольку «на рынке Европы нас никто не ждет». «Там мест нет - это первое обстоятельство. Экспорт сырого молока в Китай возможен, но проблематичен по причине длинной логистики - основное производство расположено в европейской части России. Ставить на границе с Китаем мощные комплексы возможно при наличии политического заказа и при расчете рисков строительства таких же комплексов по другую сторону границы. Второе обстоятельство - ограниченный ассортимент и недостаточное брендирование продуктов переработки молока, как, впрочем, и нестабильное качество», - констатирует Игорь Абакумов.

Ряд опрошенных The DairyNews экспертов сделал упор на том, что в первую очередь перед молочниками стоит вызов ненасыщенности внутреннего рынка. Однако, уже сегодня по данным Минсельхоза, Россия приближается к уровню самообеспечения молоком, хотя по мнению аналитиков, во многом это связано с низким платежеспособным спросом и падением потребления.

ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ

Экспорт дает приток денег, подчеркнул в беседе с Владимиром Путиным Александр Ткачев.
«У нас растут поставки животноводческой продукции: свинина – только за последние пять месяцев этого года мы увеличили её экспорт в три раза, сегодня объём порядка десяти миллионов долларов, это только начало. Практически мы на этом рынке впервые. Мы всегда, Вы лучше меня знаете, закупали огромные объёмы: начиная с «окорочков Буша» – и свинину, и говядину, и молочные изделия. По птице мы увеличили экспорт в три с половиной раза, объём экспорта – порядка 25 миллионов долларов», - отметил чиновник.
 
«Наибольший потенциал экспорта молочных продуктов у товаров с высокой добавленной стоимостью. Объясню логику. История с экспортом – недешевый эксперимент. Выход на внешний рынок, если не ориентироваться исключительно на ценовую конъюнктуру, а пытаться закрепиться надолго, предполагает серьезную работу по анализу предпочтений конечных потребителей, создание инновационных продуктов, инвестиции в безопасность производства и логистики и т.д. Такие инвестиции могут быть окуплены только если производители уйдут от "комодитизации" своих продуктов, т.е. уйдут от ценовой конкуренции в сторону диверсификации продукции. Для примера, процент переработки молока в Новой Зеландии превышает 97%, в то время как в России (если верить статистике) этот показатель находится на уровне 57-60% - один из самых низких показателей среди стран-производителей молока», - комментирует Виталий Шеремет, руководитель практики по работе с компаниями сельскохозяйственного сектора, KPMG в России и СНГ.

Директор ЦИМР Михаил Мищенко отмечает, что говорить об экспорте сегодня с одной стороны, преждевременно, с другой стороны - необходимо, так как об этом нужно думать заранее. 

«Серьезный экспорт – это большие объемы, которые пока мы не сможем поднять. В перспективе это может быть традиционная биржевая продукция. Но для этого нужно научиться производить большой объем дешевых биржевых молочных продуктов», - отмечает аналитик.

По мнению независимого эксперта молочного рынка Евгения Арсюхина, единственный фактор, который ограничивает экспорт – отсутствие помощи со стороны государства.

«Например, зерновики хорошо поработали экспортную политику и государство помогло, у них проблем вообще нет. Но это классический экспортный биржевой товар, здесь налажена система, также важно отсутствие серьёзных проблем на внутреннем рынке, идет активное участие отраслевых союзов. Сейчас государство не понимает, зачем нужно экспортировать молоко и молочные продукты, и зачем это стимулировать. Дефицит молока есть? Да! Тогда зачем вывозить? Молочники сами не могу доступно объяснить, зачем нужно экспортировать, из-за этого и все сложности», - констатирует Евгений Арсюхин.

КИТАЙСКАЯ МЕЧТА

Рынок Китая привлекает не только российских молочников. Сегодня на нем достаточно комфортно себя чувствуют австралийские, новозеландские, европейские предприятия. После введения эмбарго в 2014 году, предприятия Прибалтики в первую очередь нацелились на полноценное открытие китайского рынка и нельзя сказать, что процесс на сегодняшний день остановлен. При поддержке государственных властей европейским переработчиком удалось добиться существенных результатов. Food Union – крупнейший переработчик молока Латвии, находящийся под управлением Сергея Бесхмельницкого в начале сентября объявил о старте регулярного экспорта продукции в Китай. По оценкам компании КНР через год может стать для Food Union одним из крупнейших экспортных рынков.

«Китай является крупнейшим в мире импортером молока. Но из России ввоз молочной продукции в КНР запрещен. На перспективу нам интересно налаживать контакты и работать с китайскими импортерами, дистрибьютерами и ритейлерами в том числе и молочной продукции. В этой связи компания «Русский экспорт» готова предлагать партнерам КНР разрешенную к ввозу продукцию от производителей из стран СНГ. В первую очередь – из Белоруссии», - говорят The DairyNews в пресс-службе ООО «Русский экспорт». Эксперты компании подчеркивают, что молочная продукция из РФ интересна китайскому потребителю.

«В пользу российских продуктов питания говорят их стоимость, натуральность и экологичность, особенно на фоне урбанизации и без того ограниченного количества сельскохозяйственных земель Китая. В результате потребители КНР готовы платить за литровую пачку пастеризованного молока в пересчете с юаней по 500 и по 700 рублей, при условии, что это молоко – импортное. А импортное российское – значит качественное», - заявляют представители «Русского экспорта».

По мнению ведущего аналитика французского агентства GIRA Вероник Агуэра, Россия со временем подойдет к вопросу, когда экспорт нужно будет рассматривать как серьезную проблему, и даже больше, будет острая необходимость в экспорте в некоторых секторах.

«Российские производители свинины и птицы должны сейчас экспортировать продукцию, если они хотят сохранить баланс на рынке. Этому явно благоприятствует валютный курс и спрос на некоторых азиатских и африканских странах, предоставляющий широкие рыночные возможности. Что касается молочных продуктов, это возможно в среднесрочной, а не краткосрочной перспективе, потому что, насколько я знаю, Россия по-прежнему нуждается в довольно большом количестве импортных молочных продуктов. К тому же, недавний всплеск импорта из Южной Америки - это явный признак того, что рынок не готов. Но в среднесрочной перспективе, почему нет?», - подчеркивает г-жа Агуэра.

ГОСУДАРСТВО В ПОМОЩЬ

По мнению предправления Союзмолоко Андрея Даниленко, которое он озвучивал различным СМИ, для стимулирования экспорта молочной продукции крайне необходима государственная поддержка, направленная на поддержку кредитования экспортной деятельности, содействие российским товаропроизводителям и экспортерам в участии в зарубежных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, организацию и проведение централизованной кампании по продвижению брендов российской молочной продукции на мировом рынке, ликвидацию административных барьеров при оформлении соответствующих документов.

Михаил Мищенко отмечает важность вопроса логистики, который является приоритетным для отечественных производителей продовольствия и сельхозпродукции на протяжении многих лет.
«Государство может создать структуру взаимоотношений в бизнесе, которая позволит производить дешевые, но высококачественные сыры. Надо забыть вопли о том, что молоко должно быть дорогим. Молочная продукция должна быть дешевой и качественной, для того чтобы конкурировать на мировом рынке и позволять отрасли развиваться внутри страны. Государство может обеспечивать организацию логистики молочной продукции из разных регионов РФ, в т.ч. для экспорта. Если говорить про опыт нашей страны 100 лет назад, государство помогло аграриям именно в направлении логистики. Правительство создало логистическую систему, которая позволяла поставлять продукцию на экспорт железнодорожными составами. Государство может отменить экспортные пошлины, что позволит сделать отечественную продукцию конкурентоспособнее», - заявляет г-н Мищенко.

По мнению большинства аналитиков, для грамотного экспорта необходимы условия, при которых Россия реализовала бы способность прочно увеличить производство молока во избежание резкого роста цен, которое может сократить внутреннее потребление.

Есть и другой путь – государственное финансовое стимулирование компаний-экспортеров. Главное при этом – избежать внутреннего дефицита. И если сегодня говорить об этом возможно рано, то для подготовки необходимой почвы для экспортного направления – самое время. Как известно, семена, брошенные в благодатную почву, дают хорошие всходы.
На чем должен сосредоточиться молочный сектор для дальнейшего роста и развития?

Узнай мнение экспертов

Вероник Агуэра, ведущий аналитик молочного рынка компании GIRA (Франция)

Вероник Агуэра, ведущий аналитик молочного рынка компании GIRA (Франция)

Николай Перов, специалист по разработке технологических проектов скотоводческих предприятий

Николай Перов, специалист по разработке технологических проектов скотоводческих предприятий

Алексей Мартыненко, основатель компании Умалат

Алексей Мартыненко, основатель компании Умалат

Читать другие комментарии на эту тему
13.12.2018

Цена молоку

Цена на сырое молоко в РФ практически отыграла падение начала 2018 года, аграрный сектор надеется на дальнейший рост, но не ожидает значительных скачков вверх. Подробнее - в материале The DairyNews.
06.12.2018 21:34:45

про ацидоз про ножи

0 88 Алексей Николаевич Ковалев
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Ибрагимов и К, СХП ООО
Адрес:  Татарстан респ, Апастовский район, с. Эбалаково 
 
Фаэтон-Агро, ООО УК
Адрес:  Ленинградская область, Гатчинский район, дер.М.Верево, ул.Кутышева, д.6В 
 
Бурановское, ООО
Адрес:  Алтайский кр, Усть-Калманский район, с. Новобураново, ул. Октябрьская, д. 10 корп.