Куда бежит молоко?

Источник: The DairyNews
Середина июня – пора подводить предварительные итоги первых 6 месяцев постковидного кризисного года. И пока Минсельхозы собирают статистику по объемам производства, роста цен, прибыли и потерям, редакция The DairyNews решила узнать у участников отрасли, что происходит на молочном рынке?
Куда бежит молоко?

Dairy Index DIA

В начале прошлой недели Dairy Index DIA начал снижение, составив на 7 июня - 29,72 руб./кг. По мнению аналитиков Центра изучения молочного рынка, фактором снижения индекса стало падение цен на молоко в российских регионах. При этом, по данным приложения Index DIA, цена импорта, напротив, продолжила расти из-за повышения цены на сливочное масло на торгах БУТБ.

Сегодня Dairy Index DIA продолжил снижаться и составил 29,63 руб./кг, что на 0,3% ниже прошлой недели и на 10,1% выше июня 2020 года. Ключевым фактором снижения индекса по-прежнему остается сокращение цен на молоко в регионах.

По данным приложения Index DIA, цена импорта сегодня также снизилась из-за падения цен на биржевые молочные продукты и укрепления рубля.


Корма и другие составляющие производства

Что касается данной категории, то эксперты традиционно отмечают рост ее себестоимости, что в дальнейшем приводит к удорожанию производства и, как следствие, к удорожанию готового продукта на полке.

Заместитель генерального директора АО «Рузское молоко» по коммуникациям Анна Бойко рассказала, какие составляющие их производства в основном растут в цене: тара и упаковочные материалы, в частности полипропиленовая пленка (более, чем на 40%), тара из полистирола (более, чем на 30%), гофротары (более, чем на 50%), а также логистические затраты, обусловленные подорожанием топлива более, чем на 6%.

- В отличие от наших конкурентов, мы 3 года не поднимали цены, стараясь оттянуть этот момент и проявить максимальную заботу о нашем покупателе. Но, к сожалению, долго это уже продолжаться не может, и в скором времени нам тоже придется пойти на эту меру, так как все вышеперечисленные затраты сильно выросли и продолжают расти, - отметила Анна Бойко.

- В молочном животноводстве растут цены на корма и ветпрепараты, семя для воспроизводства. В растениеводстве значимые статьи затрат – это семена, удобрения, СЗР, ГСМ – расходы по большинству этих статей удвоились или утроились, а где-то прирост составил 1750%! Закупка импортной техники и оборудования, у нас на это уходит примерно 9 млн евро в год, на фоне скачка курсов, произошедшего за последние 2 года, может привести к потерям на курсовой разнице до 220 млн рублей в год! – заявил гендиректор ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев.

По словам генерального директора удмуртской ООО «СТСХ» Алексея Сафиулина, с осени 2020 года стоимость кормов выросла на 20%. 

- На рынке сырого молока трудно мелким и средним предприятиям. Комфортно себя чувствуют крупные игроки, опять же за счет того, что за больший объем им платят переработчики более высокую цену. По сравнению с 2018-2019 годом, рост цен на сырое молоко, подчеркну сырое, точно есть. В 2021 роста цен нет -  с осени 2020, - заметил он.

При этом генеральный директор «Уфагормолзавод» Ильдар Файзуллин заявил, что цены на сырое молоко в Башкирии соответствуют рыночным, напомнив, что индексы цен в апреле по отношению к декабрю на некоторые виды продукции выглядели следующим образом: зернобобовые - индекс 103,6, семена подсолнечника - индекс 116,8, свекла сахарная - индекс 86,2. По словам Ильдара Файзуллина, в данный период наблюдался рост средней цены в пределах 2-3%.


Цены

На прошлой неделе министр экономического развития России Максим Решетников подтвердил рост цен на продовольствие в нашей стране, отметив, что с ним столкнулись не только в России.

По словам генерального директора ГК «Кабош», рост себестоимости молока в среднем по отрасли составил 17-18%, при том что рост отпускных цен составил всего 4%.

По данным Росстата, пастеризованное молоко в России за неделю подорожало на 0,35%.  Стоимость сметаны выросла на 0,1%, сухих молочных смесей для детского питания - на 0,05%, сыров - на 0,02%.

При этом сливочное масло подешевело на 0,2%, стерилизованное молоко - на 0,15%, творог - на 0,17%.

- В целом, с 1 по 7 июня 2021 года индекс потребительских цен составил 100,16%, с начала июня – 100,16%, с начала года – 103,65%, - рассказали в пресс-службе Росстата.

Помимо роста цен на продовольствие эксперты традиционно отмечают и сокращение доходов населения.

 - По данным Росстата, годовая инфляция в России в январе 2021 года составила 5,19%. В последний раз инфляция преодолевала порог 5% в феврале—мае 2019 года, когда потребительские цены росли из-за повышения НДС с 18 до 20%. Хочу подчеркнуть, что Россия на крайнем пороге бедности. В России снизился уровень жизни, а проблема отсутствия роста доходов приобрела еще более стойкий характер. Это коррелирует со спросом на более дешевые продукты, - подчеркнул член правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко. Сибирь», генеральный директор холдинга «МолСиб» Игорь Елисеенко.

По его мнению, рост цен вызван издержками инфляции: ростом операционных расходов бизнеса и расходов на все цепочки. Игорь Елисеенко считает, что в конечном итоге это сказывается на стоимости готового продукта.

- Несмотря на то, что у нас аграрная страна, рост цен продолжается. Если я не ошибаюсь, цены на продукты выросли почти на 7%. Я думаю, что проблема заключается в низкой эффективности работы экономической системы в целом, - отметил эксперт.


Спрос  

В корреляции с сокращением доходов населения и ростом стоимости продуктов на полке эксперты почти единогласно отмечают сокращение или перераспределение спроса на молочные продукты.

Так, например, Игорь Елисеенко считает, что в подобной ситуации растет потребление продуктов с заменителем молочного жира.

- Это приводит к перераспределению спроса в пользу более дешевых источников калорий, без учета натуральности продукта, его состава и питательной ценности для организма.  В среднесрочной перспективе, это, безусловно, окажет отрицательное влияние на показатели здоровья населения, продолжительность и качество жизни, вырастут расходы государства и домохозяйств на медицину, - заявил генеральный директор ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев.

При этом генеральный директор «Уфагормолзавод» Ильдар Файзуллин считает, что падение спроса на основные продукты питания, в том числе молочные, будет незначительным.

- При снижении уровня доходов идет естественное перераспределение спроса в пользу продуктов с более низкой ценой. Уверен, что правительство работает в направлении по сдерживанию резких скачков цен на группы товаров, - добавил Ильдар Файзуллин.


Маркировка

И, конечно же, маркировка, со старта которой прошло уже 2 недели, а производители сыров и мороженого до сих пор продолжают жаловаться на неполадки, традиционно выделяя в качестве одной из главных ее проблем – нанесение и получение кодов.

Отметим, что крупные и средние игроки рынка («Unilever» и ГК «Лосево»), ранее объявившие о приостановлении производства из-за маркировки, так и не восстановили процесс.

Пока производители жалуются на реальные проблемы, ЦРПТ продолжает напоминать об «ударниках» маркировки, рассказывая о статистике по регистрации, в списке которой лидирует Москва. Причем интегратор относит к этому рейтингу не только производителей сыров и мороженого, но и других участников рынка.

По данным ЦРПТ, в настоящий момент в системе «Честный знак» зарегистрировано 1 тыс. 30 столичных компаний, в том числе 184 производителя.

Втрое место в рейтинге занимает Московская область со 115 производителями. Третье – Ленинградская область, где к маркировке молочной продукции подключились 77 производителей.

На прошлой неделе Минпромторг также поделился еще одной «радостной» новостью, заявив наконец, что сырье и продукцию для переработки маркировать не нужно.

В ведомстве напомнили, что «молочная продукция подлежит маркировке средствами идентификации в случае, если она изготовлена и упакована в потребительскую упаковку промышленным способом и может быть реализована конечному потребителю».

Тем не менее производители продолжают выделять реальные проблемы, связанные с введением обязательной цифровой маркировки. Помимо приостановки производства они отмечают вероятность дефицита маркируемых товаров и повышение цен на готовую продукцию.

И если ЦРПТ не ожидает недостатка мороженого в результате введения обязательной цифровой маркировки, мотивируя это тем, что «производители успели сформировать запас продукции на складах», то о повышении стоимости готового продукта уже заявили в Челябинске.

Аналитики в регионе связывают это с высокими затратами на оборудование, необходимое для маркировки. При этом они предполагают, что дефицит продукции все-таки может возникнуть.

Все вышеперечисленное не является чем-то неожиданным для отрасли, так как на молочном рынке традиционно происходит изменение цен, перераспределение спроса и, конечно же, маркировка. Но молочники уже научились справляться со своими ежедневными проблемами самостоятельно. А что будет дальше – покажет только время.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью