Крупнорогатая проблема

Источник: www.afanasy.biz
По разным оценкам, от 50 до 80% коров в Тверской области заражены лейкозом и другими опасными заболеваниями, но их молоко продолжает поставляться не только на рынки и перерабатывающие предприятия, но и в детские учреждения
По разным оценкам, от 50 до 80% коров в Тверской области заражены лейкозом и другими опасными заболеваниями, но их молоко продолжает поставляться не только на рынки и перерабатывающие предприятия, но и в детские учреждения

Для многих жителей Тверской области уже стало традицией покупать продукты местных предприятий — свое, значит лучшее и безопасное. Это могло бы быть неоспоримым фактом: в качественной продукции заинтересованы не только покупатели, но и производители, которым в противном случае просто не выдержать конкуренцию. Однако, как выясняется, в этом качестве совершенно не заинтересованы те, кто его обязан контролировать. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты проверок, которые сейчас проводит управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям.

Главный вывод, к которому пришли проверяющие, повергнет в шок любого жителя региона: тверские ветеринары не могут гарантировать потребителям безопасность молочной продукции.

Во-первых, как следует из актов проверок, проводимых в районных станциях по борьбе с болезнями животных (СББЖ), даже сами ветеринары (Конаковский, Оленинский районы, город Вышний Волочек и др.) далеко не всегда являются аттестованными специалистами. То есть клеймо они имеют право ставить куда угодно, хоть себе на лоб, но только не на скотину, которая кормит регион. Во-вторых — рынок переполнен продукцией неизвестного происхождения. В-третьих, скот чуть ли не поголовно болен — лейкозом, бруцеллезом и так далее. При этом — никаких документов, никакого карантина. В итоге неизвестно откуда взявшееся молоко, неизвестно кем проверенное и не факт, что проверенное вообще, идет в народ и что самое страшное — в детские сады и на молочные кухни. В частности, в Кимрах уже заведено уголовное дело по факту реализации лейкозного молока в детские учреждения. И это не единичный случай — подобные факты выявлены и в других районах области.

Причем для самих ветеринаров СББЖ заболевания скота не секрет, но при этом никаких мер не предпринимается. Контроль за молочным стадом, по заключению Россельхознадзора, не ведется в принципе: никто не отслеживает, сколько и где лейкозного скота, и также никто не делит молоко на «больное» и здоровое. Не говоря уже о борьбе с самими болезнями животных.

Конечно, сваливать всю вину только на ветслужбы неправильно. Плохи дела и у производителей сырья — колхозов и совхозов. К примеру, многие СПК Калининского района находятся в столь плачевном состоянии, что вынуждены вообще обходиться без квалифицированных специалистов-зоотехников и ветеринаров. Зачастую их обязанности выполняют сами председатели. Не удивительно, что санитарное состояние этих хозяйств на грани чрезвычайной ситуации.

Среди положительных примеров Россельзознадзор пока может назвать только три хозяйства, где стадо здорово на 100 процентов и за качество молока можно не беспокоиться. Это птицефабрика «Юбилейная» в Вышневолоцком районе, имеющая поголовье крупного рогатого скота, а также ЗАО «Калининское» и агрофирма «Дмитрова Гора», использующая в производстве молочной продукции собственное сырье. В отличие, например, от компании «Брау Сервис», которая изначально закупала молоко в СПК «Завидово» Конаковского района, где, по данным ветслужб, вирусом лейкоза заражено до 70% скота. Так что неизвестно, чем поили губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина на открытии молочного цеха ООО «Брау Сервис».

Правда, справедливости ради, нужно сказать, что компания, скорее всего, пребывала в неведении, какое сырье она использует в производстве. Несмотря на то, что лейкоз относится к категории опасных заболеваний, ветеринарные врачи не только не пресекают вопиющие факты нарушения «Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота», как того требует закон, но и выдают все необходимые документы на молоко, таким образом легализуя его для реализации без ограничений. И также справедливости ради стоит добавить, что как только ООО «Брау Сервис» узнало о заражении скота в СПК «Завидово», компания тут же отказалась от услуг этого поставщика. И ее можно понять: как известно, ООО «Брау Сервис» производит практически «живое» молоко, которое получается методом щадящей пастеризации и хранится не более 36 часов, тогда как вирус лейкоза уничтожается при более длительном режиме пастеризации.

Не менее проблемная ситуация и с мясом. Передвижение грузов по Тверской области происходит фактически бесконтрольно. Недавно в Кимрском и Калязинском районах у частников была выявлена партия овец, больных бруцеллезом. Сколько их на тот момент уже продали — неизвестно. А сейчас сотрудники Россельхознадзора вместе с правоохранительными органами разыскивают три тонны краснодарского сала, которое поступило тогда, когда на ввоз продукции из этого региона вообще был наложен запрет. Причем по документам сало проходило как куриный фарш. Часть его нашлась в Нелидовском районе, а остальное ищут до сих пор. Самое печальное, что продается это сало на рынках, где качество продуктов часто оценивается фактически «на глазок». То есть, на вкус, цвет и запах — о лабораторных исследованиях и химических показателях речи не идет.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью