Крупное хозяйство лучше, чем мелкое или же - лучше меньше, да лучше?

Источник: The DairyNews
Моя точка зрения: «Лучше меньше, да лучше», так как-то называлась работа В.И. Ленина. Может быть, в этом есть выход для экономики села или даже экономики России.
Александр Солоницын
Александр Солоницын
Руководитель офиса в России компании ABL-Technologies LTD

К моменту «прорыва» в развитии производства молока и молочных продуктов сложилась нездоровая ситуация в плане существования и развития этого бизнеса.

Коротко.

Крупные производители молока, их немного, и покрыть все потребности молока они не в состоянии. У них есть проблемы, продиктованные сегодняшней ситуацией в экономике. Не многим получается работать эффективно, обычно с большим трудом и изобретательностью, порой рискуя всем. Детально зная положение в крупных хозяйствах, могу только удивляться, как удаётся руководителям избегать больших и маленьких ошибок. Почти как минёры, которые ошибаются один раз.

Все без исключения руководители таких хозяйств уникальные и интересные люди.

История каждого хозяйства достойна изучения и подражания, а совокупность опыта хозяйств – это интереснейший материал, как выживает АПК в России.

Лучше получается у тех, кто имеет административный ресурс и доступ к федеральным деньгам.

Перечислю несколько сложностей ведения бизнеса крупными фирмами по типу натурального хозяйства, когда одной организации приходится заниматься:

  • производством кормов;

  • ведением возобновляемого стада и отслеживанием здоровья животных;

  • откормом молодняка;

  • качеством и составом молока;

  • обслуживанием современнейших IT-технологий и механической техники;

  • подготовкой и обучением команды профессионалов;

  • строительством жилья и инфраструктуры для специалистов;

  • продажей или забоем выращенного скота;

  • переработкой мяса и молока;

  • организацией продаж конечных продуктов.

Каждая из операций требует высокой квалификации персонала, соответствующей мотивации. Обеспечить высокую заработную плату команды и привлечь грамотных специалистов возможно при ведении дойного стада от 2400 голов КРС и выше с переработкой молока и мяса. Меньший объём денег в обороте не позволит этого сделать.

Для создания таких хозяйств нужны серьёзные кредитные ресурсы на хороших условиях и большие инвестиционные средства на старте в виде собственных средств и устойчивый опорный бизнес с финансовым кэшем на уровне 12% от суммы проекта.

Минимально с чего можно начать такой проект – это проект фермы на 1200 голов дойного стада на первом шаге. Он стоит около 12.5 млн евро без переработки мяса и молока. Срок окупаемости более 9 лет. С переработкой продукции стоимость проекта около 16.5 млн евро и окупаемость около 6 лет. При этом риски вложения денег на такой срок в современных условиях велик. Плюсом накладываются риски, связанные с квалификацией и опытом команды, отсутствием специалистов в России по проектированию, не говоря уже об изготовлении и поставках оборудования, технологий и животных. Хотя предложений на рынке очень много. Особенно специалистов готовых спроектировать производство переработки молока. Напоминает количество «специалистов» лечить недуги, не имея ни знаний, ни опыта, но имея огромное желание быстро разбогатеть.

Правильный проект молокозавода позволяет выстроить и адаптировать современную технологию получения живого продукта из живого молока со сроком хранения до 15 суток с момента изготовления. Молокозаводы от 5 до 50 тонн/сутки мы готовы предоставить на хороших условиях и «под ключ». Для достижения повторяемости качества и характеристик продукта используется своё молоко с заданными параметрами исходного сырья, которые достигаются за счёт рациона питания и отслеживания здоровья животных. Единственной проблемой в этой идиллии являются сети, через которые реализуется продукт, и количество продукта. При таких условиях оставлять живым продукт не рационально, нужен увеличенный срок годности продукта, а это только за счёт снижения качества. Используют специальные мероприятия, позволяющие сохранить продукт годным, как можно дольше.

Найти средства для реализации такого проекта под силу только очень крупному бизнесу или иностранным компаниям. При этом возможность реализации такого количества продуктов на выходе может быть только через существующие сети с финансовыми потерями и конкуренцией с квази продуктами на полках магазинов, где успешно размывается особенность настоящего продукта для потребителя.

Есть и другой вариант реализации своего товара до создания устойчивого бренда – это своя сеть.

Мелкому и среднему бизнесу такое не под силу даже, если пофантазировать, и предположить, что можно попасть в государственную программу. Необходимо иметь при этом 20-30% от суммы финансирования собственных средств и соизмеримый опорный бизнес, а это около 4 млн евро на старте. Не реально или почти – не реально. Сделать ставку в экономике на таких гигантах тоже риск, так как они, как правило, держатся на особенных людях, которые могут просто устать бороться.

Фермы, менее 1000 голов КРС, близки к нулевому эффекту: операционная себестоимость 1л молока равна 16-18 рублям, а молоко закупается в лучшем случае по 20 рублей. Многие собственники таких хозяйств близки к тому, чтобы начать резать скот, только коровки стоят очень дорого, рука не поднимается резать свою надежду на завтрашний день. Право на жизнь имеют совсем маленькие фермы, семейные, до 10 дойных голов КРС и меньше. Такие собственники имеют другой статус, частично перерабатывая молоко «на кухне», и сами обеспечивают себя и «соседей» молочными продуктами. Почти как партизаны. Могли бы и больше, да не развернёшься, получится уже не подсобное хозяйство, а фермерское. Старший брат не дремлет и готов наказать за уход от налогов, если уж самозанятые попали под раздачу.

Предлагаю посмотреть возможность заимствования опыта и знаний у стран с развитой структурой фермерских хозяйств (ФХ) в производстве и переработке молока около 4 тонн молока в сутки от 100 дойных коров. Выход в высокой производительности труда, выработке на одного человека, мотивированного на конечный результат совместного производства. Примером может быть Голландия.

В этом случае ведение такого бизнеса под силу двум семьям при наличии 450 га земли и 0.5 млн евро на старте. Стоимость такого проекта в целом - 2-2.5 млн евро, со сроком окупаемости 2 года. После окупаемости доходность около 4 млн евро в год – это у «них».

Ферма рассматривается, как автономное производство замкнутого типа со своим производством электроэнергии, переработкой отходов производства молока и его переработки. Объём переработки, до 4-х тонн в сутки, позволяет обеспечивать спрос на живой продукт – молоко и кисломолочку, а излишки перерабатываются в высокомаржинальный продукт: творожные изделия и сыры длительного срока хранения. Суммарный объём готового продукта не требует сотрудничества с сетями и обеспечивает местный спрос, как на молокопродукты европейского качества, так и свежие мясные изделия.

Выгодно пригласить специалистов на несколько лет, предложив взаиморасчёт под гарантии банка при достижении плановых результатов проекта или долю в бизнесе с постоянным проживанием в России. При создании таких хозяйств в одном регионе будет развиваться здоровая конкуренция на местах, наполняя рынок качественными продуктами. Цена в условиях конкуренции и отсутствия в цепочке сетей будет значительно ниже для потребителей, особенно членов кооператива, сформированного на основе разделения труда специалистов в производстве на общий результат. Может оказаться приемлемой и форма коллективного хозяйства, колхоза, но на другой основе!

Поддержка государства, может быть, в обеспечении доступа к заёмным средствам на возвратной основе в обмен на долевое участие с обратным выкупом, создании племенных заводов и районных ветслужб.

При возникновении спроса на племенной скот, на семя для искусственного оплодотворения животных, на специалистов ветеринаров, механиков - с этим может справиться и бизнес, а вот некоммерческие фонды прямого инвестирования необходимы.

Тогда реально развитие кооперативного движения на основе финансовой выгоды и заинтересованности в сопутствующем бизнесе. Чем больше таких ферм, тем богаче страна и люди, заряженные на успех снизу, а не сверху у кормушки.

Сегодня невозможно представить кооперативы в условиях массового недоверия не только друг – другу, но и государству, какими бы серьёзными договорами не пытались оформить взаимные обязательства.

Мы предлагаем помощь в организации таких ферм и сотрудничество с зарубежными партнёрами до полного получения планового результата.

Приглашаем прямых инвесторов в обмен на долевое участие в создании ФХ с обратным выкупом долей на момент окупаемости проекта. При полном контроле средств в реализации проекта, доходность может быть выше 30% в год.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью