Козья ферма из Усть-Заостровки ищет свою рыночную нишу

Источник: tvoiomsk.ru
Бывший военный Андрей Гаврюшенко с женой Ольгой, юристом по образованию, решил создать на базе личного подворья настоящую экоферму, производящую натуральные продукты питания. Реализация этой мечты началась с покупки молочных коз.
Андрей Гаврюшенко в прошлом военный инженер. После распада Советского Союза оказался армии не нужен и попал под сокращение. После этого пробовал себя в разных сферах бизнеса. Поиски своего пути и привели его в сельское хозяйство. Несколько лет он занимался зернопереработкой. А в начале 2000-х годов, к тому времени овдовев, решил и вовсе перебраться на жительство в село. Здесь, в Усть-Заостровке Омского района познакомился с Ольгой, юристом по образованию. С тех пор они идут по жизни вместе. И бизнес у них тоже общий. 

Козье стадо супруги купили «по случаю». «Нам хотелось создать ферму по производству экологически чистых продуктов. Чтобы было свое молоко, мясо, яйцо, птица. А тут подвернулась возможность купить семь десятков коз. Поэтому сейчас работаем на “козьем направлении”. Но вообще, если все будет складываться нормально, думаем завести всего понемногу», — рассказывает Андрей. 

 К созданию нового дела супруги подошли основательно. Изучили мировой и отечественный опыт козоводства, технологии содержания и кормления животных, переработки продукции. Андрей даже специально ездил в Москву на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку. 

С такой же основательностью ведется и строительство фермы. Кроме просторного животноводческого помещения уже построены летняя площадка для коз, навес для сельхозтехники. 

«Как военный, я люблю порядок. И хочу, чтобы техника располагалась под крышей», — говорит хозяин. 

Рядом рабочие возводят еще два здания, в которых предприниматели думают со временем разместить оборудование для пастеризации молока. 

«У нас все расположено компактно, — продолжает Андрей. — Прямо вокруг фермы — 200 гектаров своей земли. Часть ее используем под пастбища, в прошлом году посеяли там новые травяные культуры. Часть сдаем в аренду. В счет арендной платы получаем овес, ячмень. Пока нам хватает. В дальнейшем, возможно, будем зерновые выращивать сами». 

За год, что существует семейная ферма, козье поголовье заметно увеличилось. Вместе с малышами оно насчитывает уже более 120 голов. 

«Сегодня мы работаем в рамках личного подсобного хозяйства. Здесь нет тех оборотов и доходов, на которые можно было бы жить. И я пока не решаюсь оставить основную работу, — присоединяется к разговору Ольга. — Но стараемся уделять большое внимание здоровью и питанию наших козочек. Чистим их, расчесываем. В качестве сочных кормов включаем в их рацион морковь. Это очень хорошо влияет на вкус молока. Перед каждой дойкой обязательно обрабатываем вымя. И ежедневно возим молоко на проверку в районную ветлабораторию». 

На данный момент молока немного, от 20 до 30 литров в день (одна коза дает до 3 литров). Но с ростом стада объемы будут расти. Поэтому встал вопрос сбыта продукции. Предприниматели сетуют: в России нет той культуры потребления козьего молока и продуктов его переработки, как на Западе. 

«Существует небольшая категория людей, которые, узнав, что у нас козья ферма, прямо в ладоши хлопают: “Как здорово, козье молоко же очень целебное, а мы не знали, где его взять”. Большинство же думает, что это продукт со специфическим запахом и вкусом. Но это не так. Все зависит от содержания животных. При нормальном содержании никакого запаха нет», — говорит Ольга. И предлагает убедиться в справедливости этих слов.

Автору продукт от усть-заостровских козочек понравился. Пахнет он исключительно молоком, а вкус у него приятный, чуть сладковатый. 

Ольга угостила также сыром домашнего производства. Кроме того, она делает из молока кефир, йогурты, в качестве закваски использует молочнокислые бактерии, продающиеся в аптеках. 

Хозяева подчеркивают: все это самые что ни на есть натуральные продукты. Неразбавленные, без консервантов, от коз, которые кормятся на полях, не обрабатываемых пестицидами. Тем не менее найти покупателя, заинтересованного в стабильных поставках, им пока не удается. В основном произведенная продукция расходится по знакомым и знакомым знакомых, которые узнали о ней по сарафанному радио. Также по пятницам и субботам Гаврюшенко вывозят ее на ярмарки. Надо заметить, из-за высокой жирности козье молоко может долго хранится. Но, по словам Андрея, они реализуют только сегодняшнее молоко. То, что остается нераспроданным, перерабатывается. 

«И те, кто пробовал наше молоко, говорят, что оно очень вкусное. У нас есть постоянный клиент, который много и напряженно работает. Раньше, чтобы выдержать эти нагрузки, он сидел на энергетиках. Сегодня в этом нет необходимости. После того как он стал регулярно пить козье молоко, у него прибавилось энергии. А попутно прошла изжога. Одна бабушка, которая покупает у нас сыворотку, отмечает, что у нее улучшилось зрение», — рассказывает Ольга. 
Однако Гаврюшенко хотели бы иметь более гарантированные каналы реализации, ведь это вопрос их дальнейшей перспективы. Будет сбыт — будут средства, чтобы и заняться селекцией, и купить оборудование для промышленной переработки. В противном случае козье направление так и ограничится рамками личного подворья. Хотя они надеются, что все у них со временем получится. 

«Мы уже обращались в “Центр питательных смесей”, выпускающий детское питание. Слышали, что там планируют выпускать продукты из козьего молока. Пока это все на уровне проектирования. Но по крайней мере там о нас узнали», — говорит Андрей Гаврюшенко. 

«Действительно, козье молоко — замечательный продукт, его можно считать целебным напитком, который легко усваивается и особенно полезен детям, ослабленным, больным людям», — согласен начальник отдела животноводства и племенного дела минсельхозпрода Омской области Андрей Булгаков. 

По его словам, владельцы козьей фермы вполне могут рассчитывать на государственную помощь. Такая программа работает. Личным подворьям сегодня предоставляются субсидированные кредиты на развитие производства, гранты (на конкурсной основе). Но что касается вопросов сбыта, то тут у личного подворья из Усть-Заостровки, как и у других товаропроизводителей, один путь: пытаться самим продвинуться на рынке. 

«Да, здесь будут сложности. Во-первых, у них непромышленное производство. Во-вторых, цена козьего молока довольно высокая, от 70 рублей и выше. Не каждый может позволить себе его купить. Поэтому о массовом потреблении говорить не приходится. И все же ничего другого не могу им порекомендовать, кроме того, что для начала нужно поработать с таким каналом сбыта, как ярмарки. Я знаю немало подворий, которые таким путем наработали себе солидную клиентуру. И им уже не нужно стоять за торговым прилавком. У них и без ярмарок, когда они приезжают в город, вся продукция расходится. Эти люди имеют собственную раскрученную марку и даже собственные сайты, которые помогают им себя рекламировать», — говорит Андрей Булгаков.

Гаврюшенко уже думают, каким будет фирменный знак их козьей фермы. Сейчас он на этапе разработки.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью