Коровья гильотина

Источник: www.expert.ru
Производители молока бьют тревогу. С весны они кричат, что работают себе в убыток. А с начала лета уже стали ликвидировать молочное поголовье и в меньших объемах заготавливать корма на зиму. Проблема обсуждается со всеми участниками молочного рынка, ведутся переговоры с правительством, но состояние фермеров с каждым днем все хуже.
Производители молока бьют тревогу. С весны они кричат, что работают себе в убыток. А с начала лета уже стали ликвидировать молочное поголовье и в меньших объемах заготавливать корма на зиму. Проблема обсуждается со всеми участниками молочного рынка, ведутся переговоры с правительством, но состояние фермеров с каждым днем все хуже. «Поголовье молочного скота в России за последние несколько месяцев сократилось на 200 тыс. голов. Мы, производители молока, не видим никакого смысла продолжать свою деятельность, потому что она убыточна. Пока нет статистики, сколько предприятий прекратили заготовку кормов, но уже очевидно, что отрасль находится в критическом положении», – заявил сегодня президент ГК «Русские фермы», председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. В конце июля производители молока из нескольких регионов ЮФО (Краснодарский край, Ростовская область и Ставрополье) намеревались даже провести акцию против заниженных закупочных цен, в ходе которой они хотели демонстративно слить в навоз на молочно-товарной ферме №4 агрохолдинга «Кубань» в городе Усть-Лабинске Краснодарского края около 100 тонн молока. Однако после заявления администрации Краснодарского края о готовности найти выход из ситуации, производители молока свои планы не воплотили в жизнь.

По оценкам Андрея Даниленко, из-за низких цен на молоко 99% его производителей работают себе в убыток. А всего в молочном фермерстве заняты 1 млн человек.

Основная причина, по которой в текущем году производители молока шагнули за грань рентабельности, это низкие закупочные цены переработчиков. Так, по словам Даниленко, средняя закупочная цена на сырое молоко в России сейчас находится на уровне 9 рублей, но есть прецеденты закупки сырья и за 4, и за 5 рублей. Самая высокая цена, по его словам, едва превышает 11 рублей. И это при том, что себестоимость производства молока составляет те же 11 рублей за литр. С января по июль цена на сырое молоко упала на 40%.

Вообще лето – традиционная пора низких цен для фермеров. Коровы едят вдоволь свежей травы, и летние удои повышаются в среднем на 30%. Избыток предложения приводит к снижению цены. Но нынешний, кризисный год преподнес фермерам еще один сюрприз – сократилось потребление молока и молочной продукции. По данным Даниленко, за последние полтора года спрос упал на 7%. «Мы понимаем, что фермерам надо платить больше, но не можем», – говорят переработчики. «Дорогие молочные продукты, которые обеспечивали максимальный процент рентабельности, гораздо меньше пользуются спросом. В среднем спрос на наш классический ассортимент снизился на 10%, соответственно, упала и рентабельность всего производства», – говорит директор по торговому маркетингу группы компаний «Молочное дело» (торговые марки «Благода», «Снеда») Николай Потанин. Свою роль сыграла также инфляция и укрепление валюты, в результате чего подорожало обслуживание кредитов и закупка оборудования. По данным члена правления ОАО «Вимм-Билль-Данн. Продукты питания» Марины Каган, рентабельность ВБД снизилась в этом году с 6,6% до 4,2%.

Неприятным сюрпризом для фермеров стало и введение техрегламента, обязывающего называть продукцию из сухого молока «молочным напитком», который покупатели вообще не приняли. И если раньше летом избыток молока направлялся в сушку, то теперь, по данным исполнительного директора Молочного союза России Владимира Лабинова, более 30 из 790 сушильных заводов вообще прекратили работать.

Разорение фермеров и убой скота грозит скорым дефицитом молока, серьезным повышением цен для потребителей и импортозависимостью, считают участники рынка.

И переработчики, и производители уверены – помочь разрешить ситуацию может только государство. Но оно не торопится.

«Мы обращались к государству за помощью, но из предложенных мер никакие не были приняты», – сетует глава Молочного союза. Он отмечает, что животноводам обещали выделить 3,5 млрд рублей на поддержку производства молока, однако они так и не дошли. Закупочные интервенции сухого молока, о которых говорил Минсельхоз, так и не начались. Ограничения по импорту пальмового масла (его добавляют в молочные продукты вместо сливочного, как более дешевое) не введены, а социальная реклама прошла практически незаметно и не принесла должного эффекта. Молочный союз предлагал правительству выделить субсидии производителям молока в размере 3 рублей на литр – 2 рубля из федерального бюджета и 1 рубль из регионального, однако эта инициатива также не была воплощена. «Нам предлагают сесть за стол переговоров с переработчиками, чтобы договориться по справедливой цене, но пока нам это не удается. В переговорах необходим независимый арбитр, потому что мы хотим получить как можно больше за свою продукцию, а переработчики хотят закупать ее дешевле – и это понятный рыночный интерес, – рассуждает глава Молочного союза. – Государство должно разобраться во всей цепочке – от земли до магазина – и предпринять действия для создания благоприятных условий на рынке для всех игроков». Сами игроки сделать это не в состоянии – каждый из них говорит, что его бизнес находится на грани рентабельности.

Молочники приводят в пример Белоруссию, президент которой Александр Лукашенко финансово и морально поддерживает молочную отрасль. «На сайте президента написано, что любимая его еда – молочные продукты. Это очень действенная реклама», – отмечает Лабинов.

Эксперт ИКАР Татьяна Рыбалова считает, что стенания молочников несколько преувеличены. «Молочное животноводство находится в кризисе уже десять лет. Действительно, по сравнению с прошлым годом ситуация хуже. В прошлом году забит был 1% скота, в этом – 3%. Фермеры находятся на грани рентабельности – в среднем на нулевой отметке. Но перед дефолтом 1998 года их убыток составлял до 30%. И даже в тех условиях молочники сумели выжить», – отмечает эксперт. В то же время, считает Рыбалова, это не повод сидеть сложа руки. Действительно, без вмешательства государства ситуацию изменить будет невозможно. «Во всем мире молочная отрасль – самая регламентированная. Ситуацию контролирует государство при помощи различных инструментов – экспортных субсидий, дотаций и квот на молоко. Иногда напрямую устанавливается и цена на сырое молоко. Задача государства – вникнуть в положение всех участников рынка и регулировать его таким образом, чтобы каждый участник молочной цепочки чувствовал себя хорошо. В данном случае вся помощь должна идти фермерам», – говорит Рыбалова. По ее данным, крупные переработчики чувствуют себя не так плохо, как они это представляют. Небрендовые региональные производители молоко продают дешевле, а это значит, что запас прочности у них еще есть. В то же время она отмечает, что для продуктивного диалога производители должны объединиться – пока они очень разрознены, несмотря на существование Молочного союза и других организаций.

Кстати, после неосуществленной акции в Краснодарском крае региональное правительство смогло урегулировать проблему. Было решено поднять закупочные цены на молоко для местных производителей. В тексте соглашения между сельхозпроизводителями, компаниями-переработчиками и торговыми сетями Краснодарского края, регулирующего распределение прибыли от реализации молока, говорится, что производители молока будут получать от его реализации 50%, переработчики – 40%, торговые сети – 10%.

Кроме того, ради поддержки молочного животноводства было решено перераспределить средства программы помощи животноводству. Четверть этих средств направят на сохранение поголовья скота и стимулирование мелких производителей. Таким образом, в этом году из регионального бюджета на поддержку отрасли выделят 31 млн рублей. Средства в молочную отрасль также направят и из федерального бюджета – около 111 млн рублей.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью