19.05.2008
Источник: RetailStudio.org
Регион: Украина

Кабмин ведет опасную популистскую политику на потребительском рынке. Принятие «антиинфляционного закона» – это еще один бессмысленный шаг, который не приведет к снижению инфляции, зато серьезно подрывает институты розничного рынка.


Что произошло?

16 мая Верховная Рада Украины установила предельную торговую надбавку не более 15% на социально значимые продукты. За принятие в целом законопроекта №2292 "О регулировании реализации отдельных социально значимых продуктов питания" проголосовал 251 депутат из 444 присутствующих.
Законом предусматривается установить предельную суммарную торговую надбавку на социально значимые продукты не выше, чем 15% от оптово-отпускной цены производителя (таможенной стоимости) до конечного потребителя.

В перечень социально-значимых продуктов питания вошли: мука пшеничная высшего, первого и второго сорта, мука ржаная обдирная, хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия из муки пшеничного высшего, первого и второго сорта, муки ржаной обдирной (в том числе для диабетиков), крупы, свинина, говядина, мясо птицы (курицы), яйца куриные, мясные и колбасные изделия (кроме сырокопченых и сыровяленых), молоко, сметана, кефир, ряженка, сыры кисломолочные, масло, соль, сахар, масло (подсолнечное, кукурузное), овощи (картофель, капуста белокочанная, свекла, морковь).

Кабмину Украины предоставляется право дополнять и уточнять этот список.

Согласно закону, при нарушении нормы торговой надбавки вся сумма торговой надбавки и штраф в двукратном размере выручки взимается ГНА по решению Госинспекции по контролю за ценами, в местный бюджет по месту осуществления торговой деятельности предприятия-нарушителя.

Авторы законопроекта №2292

Евгений Сигал – народный депутат, член фракции БЮТ, первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений. Временно безработный, по данным журнала «Фокус» - соучредитель ЗАО «Комплекс Агромарс» (ТМ «Гаврилівські курчата»).

Александр Ткаченко – народный депутат, член фракции КПУ, председатель комитета Верховной Рады по экономической политике. В 1998-2000 гг. возглавлял Верховную Раду Украины.

Бесполезный и вредный

Принятый законопроект настолько же вреден, насколько и  бесполезен. Власть и без закона могла регулировать надбавки, а принятие нормативного акта может больно ударить по малому бизнесу.
Новый закон бесполезен. Кабмин и местные органы власти и так обладают достаточными полномочиями по регулированию торговой надбавки в рамках Закона “О ценах и ценообразовании”. В частности, Кабмин определяет перечень продукции, товаров и услуг, на которые утверждается соответствующими органами государственного управления государственные фиксированные и регулировочные цены и тарифы. Полномочия Кабмина по этому вопросу подтверждены Конституционным Судом (решение от 10 февраля 2000 года).

Закон ограничивает хозяйственную свободу бизнеса, причем в первую очередь – производителей социально-значимых продуктов питания. Закон запрещает таворопроизводителям (поставщикам) социально-значимых продуктов питания и предприятиям розничной и оптовой торговли заключать договора, которые предусматривают любые другие финансовые обязательства, кроме определенных в типовой форме договора покупки-продажи, утвержденной Кабмином. Этим существенно ухудшается конкурентоспособность таких производителей.

Принятие закона ударит по небольшому торговому бизнесу. Крупные розничные сети способны реализовать продукцию с меньшими наценками за счет масштабов работы, оптимизации логистики, формирования выгодных условий работы с поставщиками. Кроме того, крупные компании имеют возможность субсидировать убытки, понесенные от продажи некоторых товаров за счет других товаров (например, во время проведения ценовых акций). У небольших розничных торговцев накладные расходы больше, а возможности перекрестного субсидирования разных категорий товаров – меньше. Поэтому и торговая наценка в небольших магазинах выше, чем в супермаркетах и гипермаркетах. Ограничивая ее, Кабмин способствует “вымыванию” с рынка небольших игроков.

Объем рынка – «в попугаях»

Украинская власть не способна административными мерами решить проблему инфляции.
Новый закон (как и любые другие попытки административными инструментами решить макроэкономические задачи) обречен на неудачу. Власти на местах не понимают суть рыночных процессов и не могут повлиять на них, даже имея на руках хороший закон.
То, как решают украинские власти, широко известно. Хорошо, что под руами есть хорошие примеры. За день до принятия «антиинфляционного закона», 15 мая, Хмельницкая облгосадминистрация отчиталась о проделанной работе в плане уменьшения роста цен. «Согласно действующему законодательству в области внедрено государственное регулирование ценообразования на основные продукты питания», - говорится официальном сообщении, распространенном пресс-службой Хмельницкой областной государственной администрации.

Сообщение облгосадминистрации показательно, поскольку она перечисляет все доступные ей инструменты влияния на цены в области. Из обрисованной чиновниками картины видно, что их инструментарий и даже представления о ситуации на рынке очень ограничены, и повлиять на макроэкономику им не под силу. 

Во-первых, как передает ОГА, введено декларирование изменения оптово-отпускных цен на муку пшеничное высшего, первого и второго сорта, мука ржаная, говядину, свинину, мясо птицы, колбасные изделия варенные , молоко, сыр кисломолочный, масло сливочное, сметану, яйца.

Кроме того, некоторые предприятия торговли Облпотребсоюза (891 предприятие торговли) и торговой сети "Бакалея" (21 предприятие торговли) осуществляют на договорных началах закупку сахара из Государственного продовольственного резерва («для уменьшения цен на сахар»). Заказ предприятий торговли области по прямым договорам составляет 400 тонн сахара (300 тонн предприятия Облпотребсоюза и 100 тонн фирма "Бакалея")», - говорится в сообщении облгосадминистрации. Ни об объеме рынка сахара, ни о средней цене на нем, ни об установившейся в результате интервенции цене, естественно, не сказано ни слова.

Также, передает пресс-служба Хмельницкой облгосадминистрации, на рынках облпотребсоюза выделено 280 торговых мест для производителей сельхозпродукции. Также, говорится в сообщении, в области работают 1738 заготовительных пунктов сельскохозяйственной продукции, с которых 83 - по заготовке скота и птицы, 14 - плодоовощной продукции, 71 - другой продукции и 1570 по заготовке молока.
Кстати, в области еще до принятия «антиинфляционного закона» установлены предельные уровни рентабельности производства хлеба на уровне 6%, муки пшеничной и ржаной 5%. Предельные торговые надбавки к цене производителя на основные продукты питания (хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия вареные, молоко, сыр кисломолочный, масло сливочное, сметану, масло, мука пшеничная и ржаное, крупы, макаронные изделия, сахар, говядину, свинину и мясо птицы) установлены в среднем на уровне 10-15%.

При чем здесь санэпидстанция?

С конца марта в Украине не прекращается охота госорганов на розничные сети. Принятие закона 16 мая – это продолжение атаки на розницу.
Принятие закона кажется нелепым только на первый взгляд. На самом деле – это последний шаг правительства из череды действий, направленных на усиление государственного регулирования розничной отрасли Украины. 

Напомним, 28 марта правительство подписало меморандум взаимопонимания с крупнейшими розничными сетями Украины (в числе которых – Fozzy Group, «Фуршет», «Велика кишеня», Billa, Metro и другие). В соответствии с документом, розничная наценка на социально значимые продукты питания не должна будет превышать 10%. Позже меморандум также  подписали некоторые предприятия-производители и отраслевые объединения производителей. По условиям меморандума, все розничные компании, подписавшие меморандум, вступивший в силу с 9 апреля, должны были пройти строгую проверку на предмет соблюдения указанных в нём обязательств.

Подобные меморандумы подписывались (или планировались к подписанию) и на местном уровне - между облгосадминистрациями, сетями и производителями продуктов питания, работающими в областях (последний такой меморандум подписан 14 мая в Крыму, 25 апреля меморандум был подписан в Киеве, 16 апреля - в Кировограде, 15 апреля – в Ровно, 7 апреля – в Хмельницком). Областными документами предусматривалось уменьшение действующих торговых надбавок на основную группу продовольственных товаров, а также недопущение снижения объема производства и реализации социально значащих продовольственных товаров.

Параллельно, в регионах и на центральном уровне встречи совещания с розничниками проводит Государственная налоговая администрация (12 апреля – Киев, 8 мая – Крым, 14 мая - Тернополь). Местные отделения Антимонопольного комитета Украины возбуждают расследования против розничных сетей, обвиняя их в завышении цен и сговоре против поставщиков (4 апреля – Николаев, 12 мая – Днепропетровская область, 17 мая - Крым). Отделения Государственной инспекции по контролю за ценами нагнетают ситуацию, сообщая о невыполнении розничниками условий меморандумов. Из последних сообщений подобного рода -  заявление Государственной инспекции по контролю за ценами в Харьковской области. Она сообщила, что почти 60 % проверенных субъектов хозяйствования области поднимали государственную дисциплину цен при реализации товаров и предоставлении услуг потребителям.

В регионах были сформированы рабочие группы для контроля за ценовой ситуацией. В их состав вошли представители управлений экономики облгосадминистраций, управлений по делам защиты прав потребителей, областных санитарно-эпидемиологических станций (!), отделений Государственной инспекции по контролю за ценами, Государственной налоговой администрации, Государственной инспекции труда.

Рабочими группами регулярно осуществляется выездной контроль предприятий торговли всех форм собственности в населенных пунктах области на предмет соблюдения ими требований законодательства относительно ценообразования, а также - налогообложения, правил торговли, качества и безопасности товаров.

Для информации

Государственная налоговая администрация решила проверить полноту уплаты налогов компанией "Metro Cash&Carry-Украина", являющейся подразделением  Metro Group (Германия), и торгово-промышленной корпорацией Fozzy Group. Об этом 16 мая сообщила заместитель председателя ГНА Наталья Рубан. Она отметила, что на текущем этапе проверок ГНАУ концентрирует свое внимание на субъектах оптовой и розничной торговли, а также металлургической отрасли.

Рубан подчеркнула, что компании, работающие в сфере оптовой и розничной торговли, нуждаются в тщательной документальной проверке, так как зачастую цены на часть продукции, особенно продукты питания, необоснованно завышаются, что значительно снижает налоговую отдачу.

За январь-апрель ГНАУ осуществила 1 476 проверок субъектов хозяйственной деятельности, работающих в сфере оптовой и розничной торговли, по результатам которых начислено 228,8 млн. грн. налоговых обязательств, в том числе налога на прибыль с финансовыми санкциями 118,4 млн. грн., НДС с санкциями - 88,6 млн. грн.

Отрасль, согласившись ограничить торговые надбавки, согласилась подвергаться постоянным проверкам. Различные госорганы этим с удовольствием пользуются, упрекая розничные сети во всех грехах. «Под шумок» контролю подвергаются не только цены, но и такие вещи как, к примеру, маркетинговые платежи производителей.  Под угрозой оказалось развитие механизмов регулирования отношений между поставщиками и розницей, соответствующее целям развития розничной отрасли.

Выводы

В стране сформировалась безжалостная машина по выдавливанию из розничников приемлемых для правительства цен. Под предлогом борьбы с ценами, под контроль госорганов поставлена целая отрасль национальной экономики, - розница, одна из наиболее динамично развивающихся, созданная практически с нуля. «Цивилизованная розница» (розничные сети), а также тысячи частных предпринимателей сейчас зависят от воли чиновников, распределяющих в регионах тонны и места на кооперативных рынках.

В странах мира и Европы существуют самые разные ограничения на деятельность розничных сетей – ограничивается время работы и площади торговых объектов, которые компании могут открывать в небольших местах. Но в Украине власть действует совершенно по-другому. Она не пытается создавать правила игры на рынке. Она бесцеремонно вмешивается в право продавца устанавливать цены. Более того, она влезает в хозяйственные отношения между участниками цепочки поставок.

Усиление позицией розничных сетей, устранение посредников между ними и производителями – это объективные процесс, который развитыми странами Запада уже пройден. Благодаря розничным сетям между производители могут доставить товары потребителям  без посредников, причем – по минимальным ценам. В потребительском обществе именно в рознице для потребителя формируется ценность продукта.

Сегодня украинская власть пытается сдержать этот процесс. Пытаясь ограничить самостоятельность розницы, украинское правительство преследует свои тактически политические цели. Но проблема в том, что попутно оно лишает всех нас, потребителей, возможности выбирать – между удобством, ценой и качеством продуктов питания, которые кто-то назвал «социальными».

В Германии масло, молоко и многие другие продукты питания сегодня можно купить дешевле, чем в Украине. Но не из-за усилий правительства, а из-за высшей степени развития розничной торговли в этой стране, в том числе – ценовой конкуренции между сетями. Для Украины, доля цивилизованной розницы в общем розничном товарообороте которой не превышает 15%, единственная возможность решить рост цен в долгосрочной перспективе – создание прозрачных институтов развития розничной торговли, который позволит ускорить развитие розничных сетей и привлечь сюда новых игроков. Только тогда в Украине образуется ситуация, в которой между розничными сетями будут происходить «ценовые войны», как в Нидерландах или Великобритании.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

30.11.2016

Под обстрел Счетной палаты

28 ноября Счетная палата опубликовала официальный отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности реализации мероприятий, направленных на импортозамещение в молочной отрасли в 2015 году и истекшем периоде 2016 года».
Вторая пятилетка, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Лискинский район, пос. свх Вторая Пятилетка, ул. Центральная, д. 5
Агромолоко, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Острогожский район, с. Терновое, ул. Советская, д. 48 корп. А
Агрофирма Подгорное, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Россошанский район, с. Подгорное, ул. Пролетарская, д. 16А
Агрофирма Шипова Дубрава, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Бутурлиновский район, с. Козловка, ул. Дзержинского, д. 28