Кому выгодна приватизация единственного за Уралом производителя детской молочной продукции

Источник: brl.mk.ru
Разговоры о возможной приватизации унитарного предприятия «Модест», сто процентов акций которого в настоящий момент принадлежит администрации Алтайского края, идут на протяжении многих лет.
Кому выгодна приватизация единственного за Уралом производителя детской молочной продукции

Обострились споры после того, как региональное управление имущественных отношений выступило с предложением включить предприятие в прогнозный план приватизации на 2018–2020 годы.

АО «Модест» предприятие уникальное. Это единственный производитель молочного детского питания за Уралом. Поэтому неожиданное предложение о продаже 100% акций, с которым региональное ведомство вышло к краевым депутатам, вызвало сначала недоумение, а затем и неодобрение отдельных парламентариев. Они задались вопросами «Кому, а главное, зачем это нужно?», «К чему такая спешка?». Председатель АКЗС Александр Романенко даже направил обращение главе региона Виктору Томенко с просьбой не форсировать события, еще раз все тщательно взвесить, просчитать. Ведь «Модест» прибыльное предприятие, стабильно и эффективно работающее. Ежегодная чистая прибыль – более 12 млн рублей, 15% от этой суммы поступает в краевой бюджет в виде налогов и сборов, остальное - в оборот предприятия.

После того, как разгорелись страсти по «Модесту» чиновники поспешили пояснить свою позицию. По словам заместителя начальника Управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Александра Кондыкова именно стабильность может негативно сказаться на предприятии.

- «Модесту» необходим дополнительный импульс для развития. Для этого в него нужно вкладывать серьезные деньги. Нахождение в стационарном состоянии – может привести к уменьшению прибыли и начала убыточной деятельности. Дальше два варианте. Его либо кто-то все-таки выкупит, либо произойдет банкротство, - комментировал он ситуацию в СМИ.

Также чиновники намекнули, что вбухивать средства из краевого бюджета не целесообразно, для дальнейшего развития нужны частные инвестиции. То, что край не готов вливать в «Модест» миллионы, стало понятно и после экскурсии по предприятию. Последний раз здесь я была в июне 2014 году на торжественном запуске современной линии розлива и фасовки молочной продукции. Это последнее крупное приобретение. В тот год на техперевооружение предприятия краевой бюджет выделил 20 миллионов рублей, еще 7 миллионов вложили собственных средств. С тех пор здесь мало что изменилось. Те же производственные площади, то же оборудование. Да и по объемам приросли ненамного.

По словам исполняющего обязанности генерального директора АО «Модест» Дмитрия Ширнина, чтобы двигаться дальше — увеличивать объемы, расширять ассортимент, осваивать новые рынки сбыта – нужны серьезные инвестиции. В первую очередь необходимо обновлять и приобретать новое производственное оборудование. При нынешнем раскладе денег на это у предприятия, увы, нет. Прибыли хватает на то, чтобы в достойном порядке поддерживать имеющиеся цеха, выплачивать заработную плату, счета за электроэнергию и т.д.. Отложить лишнюю копеечку не получается.

— Кончено, модернизация, которая прошла в 2014-м году, позволила сделать серьезный прорыв в развитии. Но этот процесс не должен быть разовым, вкладывать в техперевооружение нужно постоянно. Иначе сложно сохранять конкурентоспособность, — пояснил Ширнин.

Действительно, на прилавках магазинов представлен широкий ассортимент детской молочки. И это притом, что в России работает всего три предприятия, специализирующихся на этом сегменте, в том числе наш «Модест». Яркие упаковки самых различных форм, в первую очередь, привлекают внимание малышей. На этом фоне, конечно, алтайская продукция проигрывает, представляя, если можно так выразиться, более строгий бренд. Ведь сложно убедить ребенка, который тянется к йогурту, упакованному в коробочку с мультяшными героями, в пользе «Бифилина» или модестовского творожка, изготовленного с применением живой закваски. Да и что скрывать, ценники у конкурентов тоже более привлекательные.

— У нас есть свой постоянный потребитель, который предпочитает платить за качество и пользу, а не за яркую упаковку. Но их могло быть в разы больше, если бы мы смогли удовлетворить их потребности и вкусовые предпочтения. Для этого нужно изучать потребительский спрос, проводить ребрендинг, расширять ассортимент, усиливать рекламную кампанию, — говорит и.о. генерального директора.

Еще одна перспективная ниша для рынка сбыта «Модеста» – дошкольные, средние учебные заведения, детские больницы, которые готовы закупать молочную продукцию именно детского назначения. И спрос в этом плане постоянно растет. Например, сейчас образовательные учреждения готовы закупить 15 тысяч тонн сливочного масла, однако «Модеста» готов предоставить всего 8 тысяч тонн. Причина та же – нехватка мощностей для увеличения объемов.

Есть сложности и в расширении географии продаж. Здесь нужно решать вопросы с логистикой, в идеале закупать собственный автотранспорт, чтобы молочка своевременно доходила до прилавков торговых сетей соседних регионов. Также необходимо поработать над продвижением продаж, чтобы завоевать потребителей других городов. А это опять деньги…

Опасения краевых парламентариев и общественности по поводу продажи акций «Модеста» понятны. Ведь это, как говорилось выше, единственный за Уралом производитель детской молочки, нельзя недооценивать и социальную значимость предприятия, которое обеспечивает качественной продукцией не только население, но и детские учреждения. Потерять его, как край чуть не потерял еще один свой крупный актив - крупнейший тепличный комбинат «Индустриальный», который все же сдали в аренду, с дальнейшей продажей, будет непростительной ошибкой. Но есть немало примеров, когда в устойчивый бизнес заходят частные заезжие инвесторы и вместо того чтобы вкладывать в развитие, разрушают то, что было до них. Возможно, прав Александр Романенко, что нужно еще раз все тщательно взвесить и принять разумное решение.

Информация о предприятиях, упомянутых в статье:


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью