Кому молока?

Источник: The DairyNews
В 2014 году согласно данным Росстата производство молока в РФ отметилось незначительным ростом (0,1% к уровню прошлого года). Уже в мае в Национальном докладе о результатах реализации Госпрограммы развития АПК за 2014 год было заявлено, что в 2015 году производство молока может уменьшиться на 1 млн. тонн.
Ряд факторов по итогам 2014 года может вызвать в 2015 г. сокращение поголовья коров, снижение объёмов производства молока до 1 млн т, говорится в материалах Нацдоклада. По мнению ряда опрошенных The DairyNews производителей молока, такое падение переработчиков молока сегодня не пугает – ведь в стране понизился потребительский спрос. Прогнозы Минэкономразвития говорят об усиливающихся спросовых ограничениях для предприятий молочной промышленности. Причины – в снижении покупательской способности (в январе-мае 2015 г. реальные располагаемые доходы населения упали на 3,0% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В мае снижение составило 6,4% против снижения на 3,9% в апреле относительно соответствующего периода 2014 года) и дорогостоящем фальсификате, отмечают игроки рынка. На этом фоне крупные производители молока говорят о снижении производства, а некоторые переработчики заявляют об обеспеченности молоком в достаточном объеме. Кому в России нужно молоко, тем более, если производить его чаще всего (и особенно сегодня ) экономически невыгодно?

На прошлой неделе на форуме The DairyNews был поднят вопрос о снижении закупочных цен для производителей молока и перераспределение прибыли в пользу переработчиков и торговых сетей. Поводом к обсуждения данной проблемы стала новость о запуске нового сырного цеха ООО «Хохланд Руссланд» в Белгородской области.

По словам исполнительного директора НП «ВЕМА» Василия Редина, «Хохланд Руссланд» отказалась от работы с одним из местных производителем молока, предложив снизить закупочные цены.

«То, что происходит сегодня в Белгородской области - характерно для всей России. Вам не кажется, что сегодня по всей стране производителей молока принуждают снижать цены, ссылаясь на снижение спроса!!!отметил Василий Редин. - Закупочные цены на молоко уже снижены: по рынку в среднем цена упала на 12-15% и продолжат снижаться. А осенью молочные заводы будут искать молоко, перекупая его, суля производителям «золотые горы». Итог: в 2015 г будет произведено столько же молока, сколько в 2014 году или даже меньше, а в 2016 году объемы производства снизятся, т.к. молоко производить экономически неинтересно!!!».

«OOO «Хохланд Руссланд» получает молоко от нескольких поставщиков в Белгородской области. Закупка молока осуществляется по рыночным ценам. Работа с производителями молока проходит в строгом соответствии с заключенными с ними договорами. С большинством поставщиков молока мы успешно сотрудничаем в течение многих лет. Мы со своей стороны очень ценим это сотрудничество и стараемся его развивать на основе взаимовыгодности. В настоящий момент ООО «Хохланд Руссланд» полностью обеспечено необходимыми объемами молока», - прокомментировал генеральный директор OOO «Хохланд Руссланд» Ульрих Маршнер.

В условиях эмбарго статистика зафиксировала значительный рост производства сыров и сырных продуктов в нашей стране, прибавило и производство масла, однако, сегодняшний день показал, что отечественная продукция по текущим ценам потребителю не нужна.

«Когда мы показали расчеты и необходимую закупочную цену (27 руб.), чтобы иметь «нулевую рентабельность, в ответ получили ответ "нам все равно, у нас потребительский спрос упал", а как же рыночные цены!
– сказал Василий Редин. - Тем временем на рынке вырос уровень фальсификата, который замечу производят предприятия переработки. Кто должен решать эти вопросы? Мы все понимаем, что фальсификат отнимает долю рынка, но мало что делается и эти шаги не имеют должного эффекта. Если так продолжится, то через 15 лет не будет молочных продуктов! Все говорят, что фальсифицированная продукция стоит дешевле - это не так! Мы могли бы купить за те же самые деньги нормальный продукт, а покупаем "пластиковую еду". Проблемы на рынке - комплексные. Но кто их должен начать решать? Мы со своей стороны сказали, что работать по низким ценам мы не готовы. Т.к нет в этом экономического интереса».

«Со стороны переработчиков молока мы не видим реакции на ситуацию на рынке, но знаем, что плохо! Судя по ситуации будет еще хуже, потому что переработчики говорят, что их «прессуют сети». Тем временем закупочная цена на сыр российский, который предлагают сетям - 220 рублей, а на прилавках его стоимость - 450-500 рублей. Кто скажет - что это за бизнес? В итоге получается, что сети радостно покупают сыр по 220 рублей, а потом объявляют эмбарго на повышение цен в целях заботы о потребителе и заявляют об этом поставщикам. Что будет, если я приду на завод «Хохланд», и заявлю, что объявляю эмбарго на закупочную цену по ранее заключенным договорам, потому что у меня выросли затраты? Итог предсказуем», - заключил Василий Редин.

PepsiCo и Danone – крупнейшие производители молочной продукции в России отказались комментировать ситуацию с ценами и обеспеченностью молоком-сырьем.

«Это касается только наших поставщиков, это условие взаимодействия с нашими поставщиками, которое относится к конфиденциальной информации», - прокомментировала Марина Зибарева, директор по связям с общественностью PepsiCo.

Напомним, в апреле производители молока уже ожидали серьезного снижения закупочных цен на свой продукт. Тогда участники рынка отметили, что причину нынешнего снижения стоит искать в падении спроса на молочную продукцию, снижении цен на мировом рынке и платежеспособности потребителей РФ. Тем временем, пока «бремя проблем от сезонных колебаний давит на разобщенных сельхозпроизводителей», другой участник цепочки рынка – сетевая розница, говорит о стабильном спросе на молочку.

«Объем спроса на молочную продукцию в последнее время стабилен. Но, в некоторых магазинах, где представлена более широкая линейка молочной продукции, мы наблюдаем смещение спроса в сторону более бюджетных марок, - прокомментировала Татьяна Куличкова, руководитель направления «молочная продукция», федеральной торговой сети «Пятерочка». - Сейчас, в сезон «большого молока», производители дают сезонные скидки,  которые  мы транслируем конечному покупателю. Кроме того, многие игроки рынка выходят с антикризисными предложениями, вводя недорогие линейки товаров».

«Традиционно летом большей популярностью пользуются питьевые кисломолочные напитки, например: кефир, тан, айран и питьевые йогурты, - и сокосодержащие напитки, в то время как спрос на молочные напитки с повышенным содержанием жира в летний период традиционно ниже. Предложений о снижении цен на молоко и молочную продукцию со стороны поставщиков мы не получали», - сообщила  Оксана Токарева, руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям МЕТРО Кэш энд Керри, Россия.

Об этом рассказываю и участники рынка из Свердловской области. «Многие переработчики молока сегодня проводят акции – продают продукцию (сыр, масло) по заниженной цене, в такой период наблюдается рост реализации. Также выводятся «антикризисные линейки». Безусловно, сегодня потребитель смотрит на цены и все чаще склоняется к бюджетной покупке, - высказался один из участников рынка. – Что касается эффективности производителей молока… Думаю, что даже те, кто в прошлом году показал хорошие результаты, в этом году могут уйти в ноль или в минус».

«Мы незначительно снизили цену для поставщиков молока. У нас нет скачкообразных изменений цен, так как мы заключаем годовые контракты. Это гарантирует стабильность нам, поскольку мы можем планировать результаты своей деятельности, хозяйствам это дает определенность и уверенность в будущем. Если мы заключили договор, то несмотря на форс-мажорные обстоятельства обе стороны исполняют свои обязательства в полном объеме», - рассказал председатель совета директоров ООО «Лебедяньмолоко» Александр Кремнев.

Одна из причин снижения закупочных цен на молоко в стране -  это падение спроса на молочную продукцию, считает Александр Кремнев. Кроме того, в числе причин можно назвать завоз более дешевой продукции, фальсификат и, конечно, сезонность.

«В регионах, где животноводство развивается интенсивно, где есть крупные молочные комплексы, например, как ГК «Трио» в Липецкой области, качество молока и объем производства не подвержены колебаниям в течение года. Но есть хозяйства, которые в значительной мере подвержены сезонности. Это создает определенные затруднения, которые необходимо решать, - высказался эксперт. - Например, лишний объем молока нужно переработать в масло и сухое молоко, это отвлекает финансовые средства. Ценовой сегмент по маслу и сухому молоку не самый благоприятный. Вероятно, это тоже является причиной снижения закупочных цен. Многое зависит от месторасположения производства молока: уровня потребления молочной продукции в данном регионе, количества перерабатывающих предприятий, их технической оснащенности, логистики, возможности производить и реализовывать высокомаржинальную продукцию».

Ограничение доступа на российский рынок импортной безлактозной продукции, по мнению Александра Кремнева, тоже должно повлиять на устойчивость цены и потребление отечественных продуктов питания.

«Я думаю, сейчас наступил переломный момент, летом объемы молока не будут расти, и цена пойдет вверх. В сезонных колебаниях объемов производства молока и цен нет ничего экстраординарного. Снижение цены не должно быть значительным, чтобы не снижалась инвестиционная привлекательность отрасли. Резкие ценовые колебания плохи и для производителей, и для переработчиков молока. Договоры о поставках должны быть долгосрочными, может быть даже не на один год», - говорит председатель правления «Лебедяньмолоко».

Отечественные переработчики с устойчивым производством и хорошей инвестиционной составляющей держат высокую цену, отмечают участники рынка переработки молока.

«Нет такой тенденции, что все переработчики начинают снижать цену, если транснациональные компании ее снизили. Есть определенные условия контрактов, которым мы следуем, и рыночные факторы, которые влияют на цену. У транснациональных компаний своя политика», - подчеркнул Александр Кремнев.

Кроме того, эксперт отметил, что отечественные переработчики в большей степени заинтересованы в развитии региональной молочной отрасли. Потому что транснациональные компании имеют возможность завезти сырье из других регионов и пределов России, где летом традиционно более низкая закупочная цена. Региональные предприятия из-за своей географической привязки такой возможностью воспользоваться не могут, поэтому они участвуют в создании собственной сырьевой базы. Отметим, что мировые цены на молочные продукты падают по данным ведущих бирж: на последних торгах GDT индекс цен понизился на 1,3%. По данным ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) в мае цены на молочную продукцию снизились в сравнении с апрелем на 2,9%.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью