Обсуждается проект новой Доктрины продовольственной безопасности России

Источник: kvedomosti.ru
26 июля в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция на тему: «Доктрина продовольственной безопасности или самообеспечения?»

Россия стремится обеспечить собственным производством от 80 до 95% потребления большинства продуктов. В задачи доктрины входит возможность для населения приобретать дешевые и безопасные продукты питания. Однако в последнее время продовольствие становится все менее доступным для населения: доля затрат на продукты питания с 2013 по 2016 год увеличилась на 6,2% и достигла критического уровня в 54,4% удельного веса в общих расходах. Зависимость от импортных ресурсов для современного производства во многих отраслях сельского хозяйства сейчас выше, чем зависимость от импортного продовольствия (импортозависимость от генетического материала до 50% и семенного материала до 90%).

Открывая брифинг, президент Московской школы управления «Сколково» Андрей ШАРОНОВ сказал:

— Программа выполнила в основном свою роль. Есть объективные и субъективные причины, есть смысл для её переработки, обновления с учетом текущей ситуации. Тот проект, о котором мы говорим, был осуществлен в четыре этапа. Сначала группа экспертов во главе с Натальей Ивановной Шагайдой подготовила исследования, аналитический обзор состояния продовольственной безопасности в России. В том числе на основании этого доклада у нас состоялся круглый стол ведущих организаций АПК, торговых сетей, логистов и научных организаций.

Затем уже под руководством Сергея Александровича Караганова была проведена работа по системному анализу в области продовольственной безопасности, геополитики. Напомню, что тема Доктрины, связанная с безопасностью, является прерогативой Совета национальной безопасности России.

Ну и, наконец, были подготовлены итоговые рекомендации Доктрины, которые мы направили от имени всех участников в Совет Безопасности РФ, Правительство РФ, Администрацию Президента РФ, Минсельхоз РФ и Минпромторг РФ.

Н. Шагайда: ухудшение продовольственной безопасности при повышении продовольственной независимости.

Директор Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС при Президенте РФ Наталья ШАГАЙДА, в частности, отметила:

— Существующая Доктрина была принята до вступления в ВТО и не содержит механизмов адаптации, сроков, когда должны быть достигнуты цель и решены задачи. Понятие «продовольственная безопасность» базируется на международных подходах, но существует конфликт между различными элементами понимания этого термина. План реализации положений Доктрины выполняется, но без учета того, как это продвигает к цели. Образована ЕАЭС. Каждая страна ведет свою аграрную политику. И если мы не согласуем свои планы, то будем иметь торговые войны…

У нас продовольственная безопасность в первую очередь — это самообеспеченность, которая не всегда бывает экономически подтверждена возможностью купить ту или иную продукцию.

Минсельхоз РФ создал систему мониторинга продбезопасности (600 показателей). На это было потрачено только с 2010 по 2011 годы 300 млн рублей. Но при этом информацией воспользоваться невозможно.

Доклад о состоянии продовольственной безопасности представляется не обществу, а только Президенту РФ, ежегодно, не позднее 15 апреля. При этом вся информация о том, насколько доступно продовольствие населению, появляется в июне. На самом деле в докладах остается в лучшем случае: потребность в пищевых продуктах на душу населения и объемы импорта.

Какие риски возникают? Ухудшение продовольственной безопасности при повышении продовольственной независимости. Темпы роста производства у фермеров и сельхозорганизаций растут и импорт сокращается. При этом нормы потребления… Мы можем говорить о плохой структуре потребления (нехватка молока, рыбы).

Но как люди тратят на питание? С 33 до 37% — расходы на питание. Это очень высокий показатель! Но есть территории, в которых тратят больше 50%.

Сколько люди покупают? В 2013 году помесячно покупали больше, чем в 2012-м. В 2014 году больше, чем в 2013-м (с августа 2014-го произошло падение покупок). Рост наметился только в июне 2017-го.

Почему мы говорим: нельзя все завязывать на сельское хозяйство и самообеспечение. Потому что, если посмотрим на соотношение цен внутри страны и вне ее, то увидим, что только часть продуктов у нас конкурентоспособна и, заставляя население покупать только российские продукты, можно плохо влиять на их потребление.

Доктрину нужно менять, определившись по ключевым вопросам:

— Доктрина для кого: потребителей или производителей;

— Доктрина о производстве или системе продовольственного обеспечения со многими компонентами, где сельское хозяйство – только часть;

— Россия хочет общее экономическое пространство и общую с/х политику в нем или будем со своими соседями по ЕАЭС бороться, защищая свою продукцию;

— Будем использовать ВТО как дополнительный механизм защиты интересов или будем постоянно входить в конфронтацию?

Россия стала крупным игроком на внешнем рынке и не надо отказываться от международного разделения труда, ей нужно вписываться в мировой рынок. Без ответа на эти вопросы не составить новую Доктрину.

И под конец: что содержит проект доктрины МСХ 2018 года: «…национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в том числе в повышении качества жизни российских граждан за счет обеспечения продовольственной безопасности путем достижения продовольственной независимости РФ».

Этот проект (МСХ РФ) – не то, к чему нужно стремиться.

Почетный председатель Президиума Совета по внешней и обороной политике, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей КАРАГАНОВ, директор офиса ФАО для связей с Россией Евгения СЕРОВА, директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group Станислав НАУМОВ, руководитель комитета по агропромышленной политике «Деловая Россия» Андрей ДАНИЛЕНКОрассказали о своем видении Доктрины, выступили за ее обновление.

В конце брифинга спецкор «Крестьянских ведомостей» поинтересовался у Н. Шагайды: «В СМИ прошла информация о том, что в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, предлагающий приравнять владение ЛПХ к предпринимательской деятельности, что повлечет за собой патентное налогообложение и иные обязательства. Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) могут стать непосильным бременем для сельских жителей»? Известный эксперт-землевед кратко ответила: это сырой документ, требующий значительной доработки. Он может вызвать неправильное толкование и возмущение владельцев частных подворий.

Предложения к Доктрине продовольственной безопасности РФ

(по результатам обсуждений с бизнес-сообществом и экспертами СВОП)

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина) утверждена указом Президента России от 30.01.2010 № 120 и за истекшие 8 лет оказала существенное положительное влияние на реализацию аграрной политики, укрепление продовольственной независимости и развитие импортозамещения в России. Прирост среднегодового производства базовых продуктов в 2016-2017 гг. по сравнению с 2011-2015 гг. составил от 6,2% (яйца) до 35,5% (зерно) при приросте населения всего на 2,1%. За 2013 – 2017 гг. агропродовольственный импорт РФ сократился на 33% до $28,8 млрд, а экспорт, напротив, вырос на 28% до $20,7 млрд, что улучшило внешнеторговый баланс – покрытие экспортом импорта возросло в 1,9 раза до почти 72%.

Установленные Доктриной пороговые значения доли отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка достигнуты или превзойдены по всем продуктам, кроме молока и пищевой соли. По основным продуктам в 2017 г. достигнуты или превышены рекомендованные Минздравом России нормы среднедушевого потребления, кроме фруктов (отставание на 38%), молока (на 28%), овощей (на 20%). Приближены к нормам (94-98%) общая калорийность рациона питания, содержание белков. Эти позитивные тренды подтверждаются и оценками авторитетных международных экспертов. Так, в 2017 г. в рейтинге Глобального индекса продовольственной безопасности Россия занимала 41 место среди 113 стран, опережая всех своих партнеров по ЕАЭС, СНГ и БРИКС (кроме Бразилии), хотя и уступая США и странам ЕС (кроме Болгарии).

Таким образом, задачи действующей Доктрины в целом решены.

Вместе с тем, за прошедший с принятия Доктрины период заметно изменились внешние и внутренние условия функционирования агропродовольственного комплекса страны. Основные из таких изменений следующие:

Объявление санкций в отношении Российской Федерации со стороны ряда зарубежных стран и ответные контрсанкции. Долговременное (8-12 лет) объективно обусловленное ухудшение отношений с Западом. Одновременно началась фрагментарная, но стратегическая переориентация российских внешнеэкономических связей на Восток, к другим новым рынкам.

Ускорение роста АПК в России в последние несколько лет, выход на рекордные уровни урожая зерновых, быстрый рост сельскохозяйственного экспорта при слабом развитии собственного опыта работы на зарубежных рынках и соответствующей инфраструктуры для широкой экспансии на внешние рынки.

Вступление России в ВТО, начало деятельности ЕАЭС, активизация участия России в таких интеграционных объединениях, как ШОС, АСЕАН, новых международных организациях – Азиатский банк развития, Новый банк развития (БРИКС), Фонд Шелкового пути, сворачивание взаимодействия с ЕБРР.

Резкое снижение курса рубля к основным мировым валютам в период действия Доктрины, повлекшее сокращение реальных доходов населения, что, в первую очередь, сказалось на группе населения с самыми низкими доходами (нижний дециль), в которой удельный вес затрат на питание в общих расходах повысился за период с 2013 по 2016 год на 6,2 процентных пункта и достиг критического уровня в 54,4%.

Указанные изменения определяют необходимость существенного пересмотра целей и задач Доктрины и основных направлений их реализации. С учетом новых вызовов и изменившихся условий, следует внести следующие уточнения в Доктрину.

1. Сама Доктрина должна превратиться в короткий концептуальный документ, определяющий на долгосрочную перспективу (12-15 лет) основные цели, принципы и механизмы решения вопросов продовольственной безопасности, охватывающий исключительно конкретные угрозы и риски продовольственного обеспечения страны, гарантии государства и ключевые меры по предотвращению, либо устранению их последствий.

2. Перечень ключевых показателей Доктрины целесообразно формировать с учетом принятых в международной практике подходов к оценке продовольственной безопасности, в частности установленных ООН «Целей тысячелетия», определив целевые уровни основных показателей Глобального индекса продовольственной безопасности, и в соответствии с рекомендациями ФАО охарактеризовав экономическую и физическую доступность продовольствия для населения, безопасность и качество питания. В качестве детализации этих показателей в Доктрину могут быть включены такие показатели как снижение доли расходов населения на продовольствие, а также ключевые показатели экономического развития в сфере продовольствия – объемы производства, импорт, экспорт или их приросты. По сравнению с действующей Доктриной в предстоящем периоде задачи импортозамещения уже недостаточны. Следует развивать экспорт и обеспечивать его стимулирование.

3. Основные принципы Доктрины:

  • ответственность государства за обеспечение гарантированного уровня продовольственного благополучия населения, особенно в критических и чрезвычайных ситуациях (в том числе техногенного, природного, экономического, политического и иного характера);

  • развитие доверия и сотрудничества между участниками продовольственного рынка страны, а также с партнерами из других стран, упреждающая диверсификации связей и направлений сотрудничества с целью предотвращения рисков и угроз продовольственной безопасности;

  • формирование систем коллективной безопасности особенно в рамках ЕАЭС, ШОС и других интеграционных объединений, в которых Россия активно участвует, в том числе путем создания продовольственных фондов, консорциумов по борьбе с последствиями катастроф и чрезвычайных ситуаций;

  • отсутствие продовольственной дискриминации, обеспечение физической, географической, экономической доступности продовольствия каждому человеку, полнота необходимого состава полезных составляющих и безопасность потребления в пределах сбалансированных потребительских корзин разных групп населения, которые нуждаются в описании и актуализации;

  • ориентация на потребителя, поддержание и развитие здорового образа жизни;

  • сочетание свободы информированного выбора потребителя о составе, качестве, последствиях употребления продуктов питания (в том числе, негативно влияющих на организм, потребление которых ведет к ожирению или создает нагрузку на различные органы) и личной ответственности каждого за выбор того, чем он питается и какие риски для здоровья на себя берет;

  • обеспечение максимальной независимости по ключевым стратегическим группам продовольственных продуктов, технологиям их производства, инфраструктуре обеспечения населения необходимыми продуктами в случае реализации рисков и угроз.

4. Основные текущие и перспективные риски и угрозы, требующие отражения в Доктрине и меры, направленные на их «купирование»:

Повышение спроса на продовольствие, изменение его структуры и ужесточение конкуренции за эту продукцию в мире в связи с ростом населения Земли. В России есть хороший потенциал – земля, трудовые ресурсы, вода – для того, чтобы играть на глобальных продовольственных рынках гораздо большую роль, чем сейчас. Требуется, с одной стороны, недопущение вовлечения России в такие конфликты, с другой, — система прогнозирования рисков и выстраивание упреждающего выхода на «горячие» продовольственные рынки.

Растущий дефицит пресной воды в мире. Фактор «водного стресса», влияющий на конкуренцию за воду, и на повышение спроса на водоемкие товары, в том числе, продукцию АПК будет усиливаться. Необходимо обеспечение строгого долгосрочного контроля за использованием данного ресурса.

Расширение протекционизма, торговых барьеров и торговых войн между США, Китаем, Европейскими странами и иными глобальными игроками, а также в отношении России. Такой фактор, вероятно, приобретает долгосрочный характер, и задачи России — противостоять таким тенденциям. Санкции и барьеры дали краткосрочные и среднесрочные эффекты для развития отечественных рынков, но долгосрочную конкурентоспособность на них не построить. Будущие российские «национальные чемпионы» мирового уровня должны иметь возможность широко масштабировать свою деятельность. Межстрановые и тем более региональные барьеры ограничат их развитие.

Глобальные изменения климата, особенно остро сказывающиеся на ухудшении продовольственной ситуации в поясе от Северной Африки до Центральной Азии.

Деградация, экологическая деструкция почвы и других природных ресурсов для производства продовольствия.

Высокий уровень консолидации глобальных экономических игроков в области производства продовольствия (генетика, селекционные материалы, торговые трейдеры и др.). Уже сегодня импортозависимость российской экономики по ресурсам для АПК гораздо выше, чем по продуктам питания. По селекционным и генетическим направлениям Россия серьезно отстала от развитых стран, утратив даже имевшиеся ранее позиции. Необходимо участие в международных альянсах с Индией, Китаем, странами Юго-Восточной Азии, Бразилией по разработке элитных пород, семян и других аналогичных материалов в сфере сельского хозяйства. Постепенное восстановление, хотя бы частичное, отечественного семеноводства.

Растущие риски попадания в продовольственные продукты антибиотиков, пестицидов, средств защиты растений, химических веществ из почвы, воды, воздуха и других вредных веществ, не отслеживаемых традиционными лабораторными испытаниями. Необходимо обеспечивать сбалансированность питания, поддерживать необходимый уровень обогащенных минеральными веществами продуктов, расширять функциональное питание, рациональное питание, вести грамотную политику в области медицины и здорового образа жизни.

Пробелы и отсталость системы образования и науки в продовольственной сфере, отсутствие инструментов трансфера технологий, слабость кадров, способных воспринимать и использовать такие технологии.

Отставание в сфере цифровизации, «интернета вещей», «уберизации» сельского хозяйства и последующей продовольственной цепочки, Возможные риски новых форм технологической зависимости от развитых стран в сфере производства, доставки до потребителя и контроля качества продовольствия в будущем.

Несогласованность политики в области развития АПК стран ЕАЭС. Необходима максимально возможная унификация документов, регламентов, норм, стандартов деятельности в странах Евразийского экономического союза в данной сфере.

5. Вместе с Доктриной необходимо разработать и утвердить Дорожную карту ее реализации на среднесрочную перспективу (далее – Дорожная карта), в которой должны быть сформулированы подробные требования к стратегическим документам развития Российской Федерации, в том числе государственным программам Российской Федерации. Такие требования должны охватывать широкий список целевых показателей продовольственного обеспечения населения, качества питания, государственного регулирования экономической деятельности в данной сфере, детализированную систему мер, разграничение ответственности за решение задач продовольственной безопасности, организацию мониторинга и оценки эффективности реализации Дорожной карты, в том числе ее независимую экспертизу. Дорожную карту необходимо разрабатывать каждые 5-6 лет либо при возникновении критически значимых изменений, требующих оперативных корректировок документа.

6. Основные направления решения задач продовольственной безопасности, которые следует включить в Дорожную карту.

Следует поддерживать и усиливать сбалансированность, стрессоустойчивость всей сети товаропроводящих цепочек, включая производство продовольствия, транспортно-логистическую инфраструктуру, оптово-распределительные центры, оптовую и розничную торговлю. Должны быть выработаны механизмы выявления и устранения «узких мест», сдерживающих развитие сектора, в том числе в смежных отраслях. Основой решения задачи продовольственной безопасности в будущем станут наиболее эффективные компоненты производственной и распределительной инфраструктуры. Необходимо развитие здоровой конкуренции, способствующей повышению качества продуктов, росту производительности труда и снижению цен, сокращение волатильности на рынках и снижению рисков перебоев в поставках. Избыточное административное давление на бизнес ведет к повышению издержек, перекладываемых на производителей и потребителей продуктов питания.

Основа государственного регулирования продовольственных рынков – обеспечение устойчивости бизнес-моделей и гарантии предпринимательской свободы. Доктрина должна содержать ключевые направления дерегулирования для обеспечения максимальной эффективности и конкуренции по всей цепочке.

Нужно сохранять баланс между крупными холдинговыми хозяйствами и мелкими фермерскими. С точки зрения государственной политики – это не только вопросы эффективности и издержек бизнеса, но и развитие сельских территорий, образа жизни. Нужна система поддержки малого и среднего бизнеса в АПК и торговле.

Для снижения потерь и отходов по всей цепочке нужны соблюдение требований технологического режима, обеспечение прослеживаемости продукции, надлежащая транспортная упаковка. Государство и бизнес заинтересованы в стимулировании, в том числе налоговыми методами, перераспределения излишков и продуктов с истекающими сроками годности. К этой работе необходимо широко привлекать благотворительные организации.

Важное внимание в Дорожной карте должно быть посвящено развитию утилизации и вторичной переработке не использованных продуктов.

Необходимы безусловная прозрачность крупных землевладений, создание реестра «конечных» владельцев земельных участков. Следует определить четкие рамки владения и пользования гражданами России и иностранными гражданами или юридическими лицами крупными земельными наделами, сельскохозяйственными предприятиями, особенно в критически значимых для государства сферах;

Рекомендуемые национальные нормы потребления пищевых продуктов в настоящее время завышены по объему (физические нагрузки уменьшаются и требуется меньший объем пищи) растет уровень ожирения и количество людей с избыточным весом. При этом нормы требуют большей детализации с точки зрения учета протеинов, микроэлементов, витаминов, нутриентов, других полезных составляющих. Управление качественным питанием должно идти одновременно с обучением и элементами воспитания, формированием ценностей здорового образа жизни.

Особое внимание необходимо уделить наиболее бедным слоям населения. По оценкам, чтобы довести потребление нижнего дециля населения по доходам до уровня потребления следующего дециля необходимо около 100 млрд руб. Даже в этом случае уровень потребления нижнего дециля составит 60% рекомендуемых норм. Последствия некачественного питания этих людей, а тем более детей из бедных семей – серьезная угроза для страны. Один из путей решения такой проблемы – организация внутренней продовольственной помощи. Такая помощь должна покрывать удорожание продуктов, разницу в цене, позволяющую малоимущим приобретать качественные продукты.

В Дорожной карте следует сформулировать жесткие требования к организации системы социального питания в организованных коллективах (в том числе в больницах, армии, школах). Сегодня основной критерий в закупочных процедурах – цена, по которой приобретается продовольствие, поэтому в рацион попадают транс-жиры, остатки антибиотиков или пестицидов, другие вредные составляющие.

В Дорожной карте необходимо четко описать модели устойчивого обеспечения населения необходимым продовольствием в критических и чрезвычайных ситуациях, определив форматы участия рыночной инфраструктуры в решении этих задач. Необходимо определение порядка формирования и использования централизованных и децентрализованных продовольственных резервов на случай таких ситуаций.

Статистика, а, следовательно, управленческие решения на ее основе опирается на архаичный фундамент. Данные компаний представляются в Росстат на бумажных носителях, что делает невозможной их качественную обработку. Группировка показателей, например, по разным сортам рыбы – различная (селедка – по видам разделки, белые сорта рыбы – по способу обработки: копченая, соленая) приводит к несводимости данных. Нужна достоверная, совместимая и подробная информация в машиночитаемом виде о состоянии продовольственных рынков, качестве продуктов питания. Наличие такой информации позволит повысить степень электронного документооборота, электронного обмена данными между участниками продовольственной цепочки и государством.

Одним из системообразующих факторов укрепления продовольственной безопасности государства должно стать развитие, популяризация и повышение престижа образовательной и научно-исследовательской деятельности, связанной с АПК, внедрение и развитие лучших мировых практик в данной сфере.

7. Следует предложить конкретные варианты мониторинга продовольственной безопасности. Необходимо также сформировать порядок независимой оценки результатов реализации Дорожной карты с подготовкой ежегодного национального Доклада о состоянии продовольственной безопасности в России.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью