18.03.2013
Источник: agronews.ru
Регион: Россия
К сожалению, реализуемая последние 10 - 15 лет государством аграрная политика привела к тому, что отрасль пришла в упадок. Качество жизни почти 40 млн сельских жителей из года в год лишь ухудшаются. Заработная плата в аграрном секторе более чем в 2 раза ниже среднего уровня по стране, а безработица на селе вдвое выше, чем в среднем по экономике. Около трети населенных пунктов Российской Федерации (в первую очередь сельских) относятся к разряду вымирающих и имеют население менее 10 человек.

Мы все больше зависим от продовольствия, завозимого из-за рубежа. Ежегодно импорт растет на 14 процентов. При этом в Госпрограмме развития сельского хозяйства России до 2020 года – важнейшем документе страны, отсутствуют конкретные меры по импортозамещению продукции. В программе заложены низкие плановые цели, которые не достигают даже уровня 90-х годов по объему производства целого ряда продуктов.

Объем средств, направляемых на развитие сельского хозяйства в России не сравним с поддержкой, которую получают основные наши конкуренты. Россия вступила в ВТО на условиях, полностью запрещающих поддержку экспорта, а объем поддержки на внутреннем рынке ограничен 4,4 млрд. долларов в год (начиная с 2018 года), что, например, ниже чем у Швейцарии, не говоря о США и Японии.

Такое состояние дел лишний раз говорит о том, что существующая аграрная политика не нацелена на развитие села, создание благоприятных экономических условий в отрасли.

Потенциал сельского хозяйства России

Если факт богатства России углеводородным сырьем не подвергается сомнению, то утверждение о богатстве России аграрными ресурсами для не специалиста не столь очевидно. Но это далеко не так. Есть четыре фактора, которые определяют потенциал развития сельского хозяйства России.

Первый фактор – земельные ресурсы. Все прекрасно знают, что наша страна располагает огромным резервом сельскохозяйственных земель (порядка 132 млн. га) – основной сельскохозяйственный ресурс. 55% мировых запасов чернозема находятся в России. Посевная площадь может быть быстро увеличена, ведь 41 млн. га сегодня заброшены с 90-х годов прошлого века. Для сравнения, это площадь всей пашни Канады или вдвое больше площади пахотных земель Франции.

Второй фактор – трудовые ресурсы. Численность занятых в сельском хозяйстве России почти втрое превышает аналогичный показатель США и составляет 6,3 млн. человек. Однако их востребованность в отечественном сельском хозяйстве пока не высока. Уровень безработицы на селе вдвое выше, чем в среднем по экономике РФ, а уровень заработной платы на 15 тысяч рублей (58%) ниже.

В тоже время количество специалистов с высшим аграрным образованием у нас составляет 1,6 млн. человек, что более чем в два раза выше, чем в США.

Третий фактор – технологии. Внедрение современных технологий является важным источником роста сельхозпроизводства в России. Ни для кого не секрет, в каком плачевном состоянии находится парк сельхозтехники, как игнорируются технологии производства, насколько неадекватно низкой остается урожайность основных сельхозкультур и производительность труда в отрасли.

При этом для наших природно-климатических условий разработаны технологии, позволяющие удвоить и даже утроить урожайность. Потенциал роста огромен и ограничен лишь объемом инвестиций в аграрный сектор РФ.

И, наконец, четвертый фактор – это наличие рынков сбыта продукции. И здесь Россия обладает колоссальным потенциалом, как на внутреннем рынке, так и на внешних. Причем на внешних рынках Россия имеет хорошие возможности в силу своего географического положения и растущего дефицита продовольствия в ряде регионов мира.

Три кита Дорожной карты развития сельского хозяйства России

Охарактеризовав ситуацию в сельском хозяйстве и определив потенциал отрасли, возникает закономерный вопрос: что делать? Как всем этим грамотно распорядится и превратить сельское хозяйство России в стабильно доходную отрасль? Ответ очевиден – необходимо менять государственную политику, в том числе в области сельского хозяйства.

Наиболее точно и максимально доступным языком ответ изложен в Дорожной карте развития сельского хозяйства России. Это своего рода программа действий, реализация которой позволит России выйти на новый уровень – кардинально изменить уровень жизни селян, повысить их доходы в 2,8 раза.

Достигнуть таких показателей можно в том случае, если будут реализованы три основных блока Дорожной карты, каждый из которых включает ряд важных мер. Коротко охарактеризуем каждый из блоков.

Первый. Назовем его Развитие внутреннего рынка сбыта. Сегодня в этом направлении государством практически ничего не делается. Этот блок включает несколько ключевых предложений, к примеру, необходимость поддержки малоимущих граждан. Реализация этой меры влияет сразу на две цели: развитие производства (за счет повышения доходов крестьян) и развитие рынка (за счет обеспечения стабильного платежеспособного спроса на продукцию).

Следующая мера, подготовка механизмов, обеспечивающих стабильность цен на продукции сельхозпроизводства. Для крестьянина стабильность и предсказуемость цен по годам – залог успеха. К примеру, для обеспечения стабильности цен США использует механизм залогового кредитования, которым государство гарантирует минимальную цену продукции для феремеров.

Еще один механизм связан с введением ограничений на импорт (требования к продуктам питания, реализуемых в России) – это так называемые меры тарифной и нетерифной защиты рынка.

Второй блок связан с необходимостью введения мер с целью стимулирования производства. Кстати, такие меры были основой аграрной политики ЕС до 80-х годов прошлого века, а у нас до сих пор отстутсвуют. Этот блок включает такие действенные механизмы, как погектарное и поголовное субсидирование. Такой подход позволит значительно нарастить производство основных продуктов в предельно короткие сроки. А такая мера как страхование от неурожаев позволит снять ограничения с крестьян на привлечение заемного финансирования под залог урожая.

Для бурного развития производства сельхозпродукции в России необходимо обеспечить равные конкурентные условия с зарубежными компаниями-производителями. Речь идет о внешних факторах, для крестьян: ставки по кредитам, налоговая нагрузка, тарифы на услуги естественных монополий, стоимость топливных ресурсов и т.д. В рамках данной меры предлагается отменить все налоги и социальные выплаты для сельхозпроизводства, которые, по некоторым оценкам, составляют до 9% выручки хозяйств. Также в рамках реализации данной меры предлагается снижение цен на топливо для сельхозтоваропроизводителей.

Еще один важный элемент этого блока – проведение внятной технологической политиики. У нас до сих пор нет четкого понимания сколько и каких специалистов нужно готовить для отрасли, какая сегодня востребована сельхозтехника, какие агротехнологии применять. А ведь внедрение высокоэффективных, высокоточных, ресурсрсберегающих технологий на основе использования высокопроизводительной техники способно обеспечить повышение производительности труда в 4 - 5 раз, снизить затраты на производство единицы сельхозпродукции в 1,5 - 3,0 раза.

Наконец, последней, пятой мерой этого блока развития производства является решение земельного вопроса. 80% сельхозземель у нас переданы в частную собственность в виде земельных паев. Земля лишь формально считается собственностью, так как распоряжаться ею фактически нельзя, т.к. нет свидетельства о праве собственности, не определены границы участка. Бюрократические барьеры в виде сбора огромного количества документов на оформление, немалые затраты на кадастровые услуги привели к тому, что всего 3,3% владельцев паев смогли оформить свое право собственности на землю.

В результате земля превратилась в неликвидный актив, отсутствует возможность кредитования под залог участка. По экспертным оценкам, введение земельных паев в коммерческий оборот позволит создать залоговую базу в 5,3 трлн. руб. – внушительная сумма, способная существенно повлиять на инвестиционную привлекательность отрасли. Чтобы это произошло необходимо упростить процедуру оформления прав на землю для владельцев пая и субсидировать затраты на кадастровые работы из бюджета.

Третий блок связан с мерами развития экспорта. О том, что это направление необходимо развивать и поддерживать мы говорили неоднократно, готовили предложения, в том числе по поддержке сельхозмашиностроения России на внешних рынках. Но, к сожалению, до сих пор нет ни одного конкретного механизма в помощь российским экспортерам.

Мне также не известны случаи, когда российские чиновники, находясь в служебных командировках за рубежом, лоббировали бы интересы российских производителей сельхозтехники. А вот примеров, как это делают руководители зарубежных стран – предостаточно.

В стране наконец-то должна появиться политика государственного протекционизма. Сегодня это особенно важно, ведь Россия вступила в ВТО на дискриминационных для себя условиях и защищать российских производителей необходимо, в том числе на саммом высоком государсвтенном уровне.

Среди наиболее важных мер этого блока также выделю запрет введения эмбарго на экспорт сельхозпродукции. В качестве примера приведу 2010 год, когда у нас в стране был введен запрет на экспорт зерна, что привело к финансовым потерям фермеров на 100 млрд руб., а с учетом упущеной выгоды эта сумма превысила 183 млрд. рублей. Эти потери не были полностью компенсированы фермерам.

Чего добьемся?

Итак, определены основные направления и меры для развития сельского хозяйства. Осталось оценить какой эффект мы получим от реализации намеченнных мер.

Приведенный анализ сельхозпроизводства Российской Федерации и его потенциала доказывает, что отрасль к 2020 году может продемонстрировать многократный рост. С одной стороны, страна обладает всеми необходимыми ресурсами для динамичного развития практически всех подотраслей животноводства и растениеводства. С другой стороны, существует огромное количество мер и решений, опробованных в ведущих экономиках мира, которые позволяют эффективно и быстро использовать имеющиеся ресурсы.

Для оценки результатов Дорожной карты была применена теория равновесия предложения и спроса. Т.е. проведена оценка производственного потенциала по отдельным группам сельхозтоваров с учетом имеющихся ресурсов и построена модель емкости внутреннего и внешнего спроса на российскую продукцию.

С учетом имеющейся возможности в течение 4-5 лет вернуть в севооборот большую часть заброшенных из 41 млн. га земель, потенциал производства зерна достигнет 355 млн. тонн в год. Производство картофеля увеличится до 125 млн. тонн, овощей – до 52 млн. тонн.

Аналогичная ситуация будет складываться по мясу.Россия в течение 7 лет вернется по объему производства говядины к уровню 1990 года – 4,3 млн. тонн – рост составит 2,7 раза. По молоку потенциал производства составляет 98,7 млн тонн в год.

В результате реализации Дорожной карты качество жизни 40 млн. граждан России, проживающих на селе, кардинальным образом улучшится, Вырастут доходы в 2,8 раза – до 30 тыс. рублей в сегодняшних ценах.

Выиграют от этого и горожане – согласно международной практике мультипликативный эффект от развития сельского хозяйства оценивается на уровне 1,67 – 1,72. То есть на каждый дополнительный рубль продукции сельского хозяйства в смежных отраслях, таких как производство удобрений, сельскохозяйственной техники, стройматериалов, пищевой промышленности, генерируется дополнительно 1,7 рубля выручки.

Объем производства сельхозпродукции, выраженный в ценах 2011 года достигнет 11,6 трлн. рублей. Согласно произведенным расчетам, обеспечение такого роста производства потребует значительных инвестиций в основной капитал, которые достигнут в 2020 году 1,4 трлн. рублей и будут обеспечены за счет собственных и привлеченных средств.

И, наверное, самое главное. За счет реализации мер Дорожной карты нам удасться превратить сельское хозяйство во вторую крупнейшую отрасль в экономике России, практически сравнявшись с нефтегазовым сектором по доле в ВВП. Нам наконец удасться преодолеть сырьевую зависимость экономики от нефти и газа, подрывающую стабильность и хозяйственную деятельность страны.

Россия станет глобальным поставщиком сельхозпродукции и к 2020 году сможет прокормить 1 миллиард человек, что повысит авторитет страны и ее значимость в геополитической системе планеты.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

20.02.2018

Когда молоко сохнет

В ситуации с падением цен на сухое молоко нашли главного виновника – дешевое сухое молоко. На рынке заговорили о запрете на поставки сухого молока из Беларуси, которые и без того сократились по итогам 2017 года. В ситуации разбиралось The DairyNews.
23.02.2018 14:17:31

Лейкозырный экзорцизм

3 152 Алексей Николаевич Ковалев
Гусь-Агро, ПАО
Адрес:  Владимирская обл., Гусь-Хрустальный район, д Уляхино, ул. Колхозная, д. 71 
 
Инновации и технологии в животноводстве, ООО
Адрес:  Московская обл, г. Мытищи, с. Федоскино, ул. Лукутинская, д. 12 
 
А2 Молоко
Адрес:  г. Москва, ул. Верейская, д.17, офис 841 
 
Жак, ООО
Адрес:  Тульская обл., Новомосковский район, д Холтобино, ул. С.С.Гукова, д. 38 стр. 5