Клиентов торговых сетей приучают к инвестиционным продуктам
В последние месяцы рынок коллективных инвестиций переживает не самое лучшее время. По данным Investfunds, за минувшие четыре месяца частные инвесторы забрали из открытых паевых инвестиционных фондов почти 7 млрд руб., половина из которых была выведена только в этом году. Учитывая, что в предыдущие три года в фонды было инвестировано более 180 млрд руб., нынешние оттоки выглядит символическими. Однако розничные инвесторы очень инертны, и поэтому на рынке не ждут повторения рекорда 2018 года.
Для поддержания интереса к своим продуктам управляющие вынуждены активнее проводить маркетинговые компании, как самостоятельно, так и совместно с банками-агентами. В частности, в последнее время все крупные компании стали предлагать коробочные продукты на основе ПИФов и депозитов. В настоящее время такой гибрид можно открыть в РСХБ, МТС-банке, Газпромбанке. Ставки по вкладам в таких продуктах выше стандартных предложений на 0,2–0,5 процентного пункта и составляют 7–8%.
Впрочем, управляющие компании начинают выходить на рынки нефинансовых услуг. В прошлом году «Альфа-Капитал» и «Система Капитал» начали оказывать инвестиционные услуги через личный кабинет и мобильное приложение операторов сотовой связи соответственно «Вымпелком» и МТС. В марте, как стало известно “Ъ”, «Альфа-Капитал» заключила партнерский договор с торговой сетью «Перекресток». На первом этапе будет реализована витрина в приложении «Мой Перекресток» и на сайте торговой сети, где станут доступны для покупки ПИФы компании. Одновременно клиенты «Перекрестка» получат дополнительные баллы на карту клуба «Перекресток». По данным пресс-службы X5 Retail Group, у «Перекрестка» среднемесячная аудитория личного кабинета и мобильного приложения — 300 тыс. и 600 тыс. уникальных пользователей. В управляющей компании рассчитывают привлечь 10 тыс. новых клиентов на горизонте полугодия. «Мы рассчитываем выйти на средний чек 18–20 тыс. руб., но прогнозы строить сложно, так как это первый опыт с ритейлом по рынку»,— отметила гендиректор «Альфа-Капитала» Ирина Кривошеева.
Для управляющих компаний рынки нефинансовых услуг — это поле для поиска новой базы инвесторов, считают участники рынка. «Здесь можно получить большое количество клиентов с минимальными чеками и позже работать с ними на увеличение активов. Плюс узнаваемость бренда, но это вторично»,— отмечает начальник управления маркетинга УК «Открытие» Алексей Новиков. «Это работа на увеличение доли рынка в долгосрочной перспективе без очевидного экономического эффекта в виде окупаемости среднесрочно»,— отмечает начальник управления продаж и маркетинга «Райффайзен Капитала» Константин Кирпичев.
Поэтому крупные компании пока не готовы выходить на новые рынки, предпочитая наращивать сотрудничество с собственным банком. «Мы ведем работы над более полной интеграцией нашего функционала в онлайн-кабинет Райффайзенбанка. Следующим шагом станет создание мобильной версии личного кабинета»,— отмечает Константин Кирпичев. «В ближайшее время планируем запустить возможность докупки паев в "Сбербанк Онлайн", а следующим этапом — внедрить полноценную витрину продаж паев открытых фондов в интернет-банке»,— отмечает управляющий директор «Сбербанк Управление активами» Василий Илларионов. При этом участники рынка уверены, что через несколько лет основная часть продаж уйдет в онлайн, в партнерские сети, в маркетплейсы и т. п. «Пока многие управляющие компании стоят перед выбором — пытаться агрессивно развивать новые каналы продаж, эффективность которых непредсказуема, или посмотреть, на чем обожгутся конкуренты, и после этого уже принимать решение»,— отмечает Константин Кирпичев.