Китайский бизнес мешает продуктовому экспорту из Петербурга
В декабре прошлого года Россельхознадзор сообщил, что десять российских компаний, в число которых вошла ГК «Галактика», получили право поставлять молочную продукцию в КНР. Однако всего через месяц стало известно, что малоизвестная компания Suifenhe City Millenium E-commerce из китайского города Муданьцзян подала заявки на регистрацию на территории КНР десяти товарных знаков аккредитованных в КНР российских молочных заводов. Под удар попали сразу два товарных знака «Галактики» — «Свежее завтра» и «Большая кружка».
Таким образом, как поясняет партнер CLAIMS Екатерина Проничева, «Галактика» лишилась юридической возможности продавать продукцию под этими брендами в Китае. «Для российского завода это означает, что она не сможет зарегистрировать собственные знаки, пока не оспорит эти заявки, а значит поставки продукции пока будут заблокированы», — говорит Проничева.
Такая ситуация, как считают эксперты, может поставить под угрозу планы масштабной экспансии «Галактики» на китайском рынке. В мае, по итогам крупнейшей в КНР выставки продовольствия и напитков SIAL CHINA 2019, представитель ГК «Галактика» сообщал, что компания запланировала первые поставки ультрапастеризованного молока и молочных коктейлей в Китай во втором полугодии 2019 года. В рамках выставки SIAL China петербургская компания подписала рамочное соглашение о начале сотрудничества с Beijing Fuluosida Trade. Китайский партнер представляет альянс 10 импортеров, которые собираются продвигать продукцию ГК «Галактика» в розничных сетях и в каналах онлайн-продаж на всей материковой территории КНР.
Впрочем, в «Галактике» больших трудностей с поставками в Китай не ожидают, сообщил РБК Петербург директор по развитию компании Олег Дю. «По «Большой кружке» нет проблем, мы подали заявку на регистрацию раньше и у нас приоритет по времени», — пояснил Олег Дю.
Однако сроки подачи заявки могут не сыграть решающей роли, предупреждает Екатерина Проничева. «Действительно, у «Галактики» приоритет по дате, но это не значит, что китайской компании автоматически откажут в регистрации «Большой кружки», так как у «Галактики» знак словесный, а у китайской компании — комбинированный логотип», — поясняет Проничева. Она не исключает, что, поскольку слова написаны кириллицей, китайское ведомство может и не увидеть сходства, а значит удовлетворить заявку Suifenhe City Millenium E-commerce. «Тогда у «Галактики» будет риск привлечения к ответственности именно за использование графики их же собственного логотипа», — делает вывод Екатерина Проничева.
Что касается ТЗ «Свежее завтра», то, по словам Олега Дю, «Галактика» не планирует поставлять продукцию в Китай под этим брендом. «Но для восстановления справедливости мы опротестуем китайскую заявку через филиал Российского экспортного центра (РЭЦ)», — сказал Дю.
В начале лета представитель РЭЦ со ссылкой на российские молочные заводы сообщал, что те готовят коллегиальный иск к компании из города Муданьцзян, чтобы отстоять свои права на товарные знаки. Однако информации о дальнейшей судьбе этого иска у представителя РЭЦ нет. Как отметили в CLAIMS, коллегиальный иск в данной ситуации не поможет. «Каждому заводу нужно отдельно подавать в китайское патентное ведомство оппозиции против регистрации соответствующих заявок», — объясняет Екатерина Проничева.
Опрошенных РБК Петербург представителей российского бизнеса, имеющих опыт работы на китайском рынке, коллизия с товарными знаками не удивляет. «Зная эту особенность, мы заранее зарегистрировали торговые марки в Китае, чтобы избежать возможных эксцессов», — говорит Ирина Снегова, генеральный директор «Кондитерского объединения «Любимый Край», которая три года назад экспортировала свою продукцию в КНР. «Работать с Китаем очень тяжело, мы много слышали жалоб, но реальность оказалась еще хуже. В итоге мы просто заморозили это направление на неопределенное время», — рассказывает другой петербургский бизнесмен на условиях анонимности.
«С точки зрения защиты интеллектуальной собственности репутация у Китая стабильно плохая. Привлечь нарушителя, который копирует российский бренд, по-прежнему очень сложно», — признает Екатерина Проничева. Решить проблему с защитой интеллектуальной собственности, по ее словам, призваны изменения в законодательстве Китая, которые вступят в силу в ноябре текущего года и касаются недобросовестной подачи заявок на регистрацию товарных знаков.
Пока же продолжают борьбу те производители, которых привлекает масштаб рынка. По данным АО «Российский экспортный центр», объем экспорта продукции АПК из России в Китай в начале 2010-х гг. составлял 1–1,2 млрд долл. в год. В 2018 г. экспорт продукции АПК увеличился на 42% от уровня годом ранее и превысил 2,5 млрд долл. Значительный рост наблюдается с 2015 года благодаря началу крупных поставок масла, муки, кондитерских изделий, напитков, а также дальнейшему увеличению отгрузок рыбы и морепродуктов.
«Хотя люди более старшего возраста в Китае предпочитают традиционные продукты, молодежи нравится пробовать что-то новое. В результате структура потребления в Китае становится все более интернациональной, поэтому увеличивается рыночная доля европейских компаний», — рассказывает Ирина Снегова.