16.10.2018
Источник: milknews.ru
Регион: Китай
Просмотров: 793

В рассуждениях о светлом экспортном будущем нельзя не брать во внимание опыт наших соседей - еще весной на экспортном форуме “Беларусь молочная” каждый второй коллега из союзного государства говорил о перспективах выхода на рынки стран Дальнего Востока - некогда “немолочные” государства сейчас показывают аномальный рост популярности в этой категории.

В продолжение обзора Юго-Восточной Азии мы решили сделать подборку развивающихся трендов в Поднебесной, кроме того, недавно исполнительный директор Союзмолоко Артём Белов затрагивал эту тему в своей колонке для Milknews Daily.
 

Сколько пьют молока


На встрече GDC в начале сентября активно обсуждали, среди прочего, устойчивый рост потребления молочной продукции в Китае. На данный момент оно составляет более 45 млн тонн, а темпы роста за последние пять лет варьируются от 7% до 15% в зависимости от регионов. По прогнозу руководителя молочного направления BIOMIN Китай Дональда Сю, производство и потребление молочной продукции в стране к 2020 может составить 60 млн тонн.

Потребление молока в крупнейших городах составляет всего 30 кг на душу населения в год, что колеблется в районе 30% от среднемировых значений. В tier 2 и tier 3 городах молока потребляют еще меньше - всего 5-15 кг на человека в год. В феврале примерно те же цифры приводила Лю Лин, заместитель генерального секретаря Молочной Ассоциации Китая, выступая на “Молочной и мясной индустрии” в Москве. Тогда она объяснила низкое потребление менталитетом китайцев - исторически так сложилось, что в Китае не едят сыр и масло. Однако, по словам Лин, молодое поколение обеспечивает рост потребления как раз в этих двух категориях. В Китае активно развивается рынок пиццы, и это стимулирует увеличение импорта сыра. Собственных производителей сыра в Китае сейчас практически нет.

Если смотреть на общую структуру потребления, то основными драйверами молока в стране являются йогурт, сыры и молочные жиры в целом. Потребители заинтересованы в удобных функциональных продуктах, готовых к употреблению - так, например, в Китае большой популярностью пользуются сырные снеки. Стоит обратить на рынок альтернативных растительных напитков, в этой категории высокие цены ограничивают рост потребления.
 

Как работают


В Китае ограничены возможности для роста производства. Топ-20 производителей производят около 7,4 млн тонн молока, что составляет 28% от общего производства по оценкам Молочной Ассоциации (или 40% по оценкам Министерства сельского хозяйства). С 2014 по 2017 год количество производимого молока сократилось на 2 млн тонн - с 28 до 26 млн тонн. По прогнозам, на цифру в 29 млн тонн можно будет выйти только к 2023 году. Летом Rabobank прогнозировал продолжение роста местного производства, и, соответственно, спад зарубежных поставок во второй половине 2018 года.

Цены в этом году составляют $50-55 за 100 кг, это существенно выше, чем цены стран-экспортеров. Однако, торговые войны с США могут еще сильнее повлиять на ценообразование - из-за них себестоимость импортных кормов вырастет. Кроме того, на сою могут наложить дополнительные налоги в размере до 25%. Акции публичных молочных компаний за последние 4 года очень сильно упали - в некоторых случаях до 10 раз. Репутация отрасли в стране такова, что акции компаний могут упасть даже после отзыва партий продуктов, как это уже случалось с Bright Dairy & Food и Mengniu.

Основная часть рынка строится, конечно, вокруг импорта. Китайский импорт молочной продукции в ближайшие годы будет расти как в абсолютном выражении, так и в относительном - то есть будет увеличиваться его доля в потреблении. Импорт к 2023 году должен вырасти на 3%, что составит 37% от общего потребления.

На GDC обсуждали, что до 2023 года импорт должен увеличиться на 4,4%, а производство молока - на 1,7%. Тем не менее, на фоне общего роста импорта, торговые войны также дают о себе знать. По данным USDEC, за первое полугодие 2018 года доля поставок США в КНР в категории сыров снизилась в два раза - с 24% до 12%. Доля поставок сыворотки и сывороточного белка за аналогичный период снизилась с 54% до 41%.
 

Что прогнозируют


По всем прогнозам, общее потребление молочной категории должно показать рост в 2,7%. Самыми перспективными сегментами в росте должны стать масло, сливки и сыр - тем не менее, прогнозируемый рост все равно будет меньше, чем в предыдущие 5 лет, когда потребление этих категорий выросло с 17% до 44%.

Самый динамичный сегмент потребления молока - фудсервис (сюда можно включить кейтеринг и HoReCa). Этот рынок в стране имеет оборот более чем в $600 млрд, что сопоставимо с ЕС и США - для сравнения, весь мировой рынок занимает $2,7 трлн. Прирост китайского рынка в этом сегменте - около 6% в год. К 2023 году планируют выйти на $900 млрд оборота. Основные категории - масло и обезвоженный молочный жир, сливки и сыр.

Таким образом мы видим, что в данный момент Китай оправдывает все возложенные на него ожидания - страна уже показывает все предпосылки того, что скоро станет серьезным импортером молочной продукции.

27.09.2019

Маркировка пищевой продукции: зачем оно нам?

15 июля Минпромторг РФ запустил эксперимент по маркировке готовой молочной продукции. Более 30 компаний, отважившихся принять участие в эксперименте, по-видимому, узрели в этой инициативе пользу для отрасли. В то же время о своем участии официально заявили только несколько из них: молочный завод “Вакинское Агро”, ГК “Галактика”, «Шахунское молоко», Курское молоко, Пискаревский молочный завод.
KozaNova
Адрес:  Краснодарский край, станица Ленинградская 
 
Храмцова В. В., КФХ
Адрес:  Орловская область, Мценский р-н 
 
Молочный рай, ООО Фермерское хозяйство
Адрес:  Челябинская обл, Сосновский район, пос. Красное Поле, д. ПРОЕЗД АДЖЕМЯНА д. 1  
 
Степь, ООО
Адрес:  Оренбургская обл, Саракташский район, с. Кабанкино, ул. Луговая, д. 21