16.10.2018
Источник: milknews.ru
Регион: Китай

В рассуждениях о светлом экспортном будущем нельзя не брать во внимание опыт наших соседей - еще весной на экспортном форуме “Беларусь молочная” каждый второй коллега из союзного государства говорил о перспективах выхода на рынки стран Дальнего Востока - некогда “немолочные” государства сейчас показывают аномальный рост популярности в этой категории.

В продолжение обзора Юго-Восточной Азии мы решили сделать подборку развивающихся трендов в Поднебесной, кроме того, недавно исполнительный директор Союзмолоко Артём Белов затрагивал эту тему в своей колонке для Milknews Daily.
 

Сколько пьют молока


На встрече GDC в начале сентября активно обсуждали, среди прочего, устойчивый рост потребления молочной продукции в Китае. На данный момент оно составляет более 45 млн тонн, а темпы роста за последние пять лет варьируются от 7% до 15% в зависимости от регионов. По прогнозу руководителя молочного направления BIOMIN Китай Дональда Сю, производство и потребление молочной продукции в стране к 2020 может составить 60 млн тонн.

Потребление молока в крупнейших городах составляет всего 30 кг на душу населения в год, что колеблется в районе 30% от среднемировых значений. В tier 2 и tier 3 городах молока потребляют еще меньше - всего 5-15 кг на человека в год. В феврале примерно те же цифры приводила Лю Лин, заместитель генерального секретаря Молочной Ассоциации Китая, выступая на “Молочной и мясной индустрии” в Москве. Тогда она объяснила низкое потребление менталитетом китайцев - исторически так сложилось, что в Китае не едят сыр и масло. Однако, по словам Лин, молодое поколение обеспечивает рост потребления как раз в этих двух категориях. В Китае активно развивается рынок пиццы, и это стимулирует увеличение импорта сыра. Собственных производителей сыра в Китае сейчас практически нет.

Если смотреть на общую структуру потребления, то основными драйверами молока в стране являются йогурт, сыры и молочные жиры в целом. Потребители заинтересованы в удобных функциональных продуктах, готовых к употреблению - так, например, в Китае большой популярностью пользуются сырные снеки. Стоит обратить на рынок альтернативных растительных напитков, в этой категории высокие цены ограничивают рост потребления.
 

Как работают


В Китае ограничены возможности для роста производства. Топ-20 производителей производят около 7,4 млн тонн молока, что составляет 28% от общего производства по оценкам Молочной Ассоциации (или 40% по оценкам Министерства сельского хозяйства). С 2014 по 2017 год количество производимого молока сократилось на 2 млн тонн - с 28 до 26 млн тонн. По прогнозам, на цифру в 29 млн тонн можно будет выйти только к 2023 году. Летом Rabobank прогнозировал продолжение роста местного производства, и, соответственно, спад зарубежных поставок во второй половине 2018 года.

Цены в этом году составляют $50-55 за 100 кг, это существенно выше, чем цены стран-экспортеров. Однако, торговые войны с США могут еще сильнее повлиять на ценообразование - из-за них себестоимость импортных кормов вырастет. Кроме того, на сою могут наложить дополнительные налоги в размере до 25%. Акции публичных молочных компаний за последние 4 года очень сильно упали - в некоторых случаях до 10 раз. Репутация отрасли в стране такова, что акции компаний могут упасть даже после отзыва партий продуктов, как это уже случалось с Bright Dairy & Food и Mengniu.

Основная часть рынка строится, конечно, вокруг импорта. Китайский импорт молочной продукции в ближайшие годы будет расти как в абсолютном выражении, так и в относительном - то есть будет увеличиваться его доля в потреблении. Импорт к 2023 году должен вырасти на 3%, что составит 37% от общего потребления.

На GDC обсуждали, что до 2023 года импорт должен увеличиться на 4,4%, а производство молока - на 1,7%. Тем не менее, на фоне общего роста импорта, торговые войны также дают о себе знать. По данным USDEC, за первое полугодие 2018 года доля поставок США в КНР в категории сыров снизилась в два раза - с 24% до 12%. Доля поставок сыворотки и сывороточного белка за аналогичный период снизилась с 54% до 41%.
 

Что прогнозируют


По всем прогнозам, общее потребление молочной категории должно показать рост в 2,7%. Самыми перспективными сегментами в росте должны стать масло, сливки и сыр - тем не менее, прогнозируемый рост все равно будет меньше, чем в предыдущие 5 лет, когда потребление этих категорий выросло с 17% до 44%.

Самый динамичный сегмент потребления молока - фудсервис (сюда можно включить кейтеринг и HoReCa). Этот рынок в стране имеет оборот более чем в $600 млрд, что сопоставимо с ЕС и США - для сравнения, весь мировой рынок занимает $2,7 трлн. Прирост китайского рынка в этом сегменте - около 6% в год. К 2023 году планируют выйти на $900 млрд оборота. Основные категории - масло и обезвоженный молочный жир, сливки и сыр.

Таким образом мы видим, что в данный момент Китай оправдывает все возложенные на него ожидания - страна уже показывает все предпосылки того, что скоро станет серьезным импортером молочной продукции.

20.05.2019

Один год Патрушева

Год назад 18 мая Дмитрий Патрушев был назначен на должность главы Минсельхоза России. The DairyNews предлагает читателям вспомнить, что обещал министр и как изменилась отрасль за период руководства федерального аграрного ведомства экс-директором Россельхозбанка.
Голландия плюс, ООО
Адрес:  Санкт-Петербург, проспект Кондратьевский, д. 18-20 литера А пом. 13Н Р.М.17 
 
Тверьплемсервис, ООО
Адрес:  Тверская обл, Калининский район, д. Аввакумово, д. 15 стр. 1 офис 23 
 
Ильинская творожная компания (ИТК), ООО
Адрес:  Пермский кр., г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 50А офис 408 
 
Клевер МК, ООО
Адрес:  Тюменская обл, г. Тюмень, проезд Солнечный, д. 22 кв. 372