Казахстан: Не всё то сметана, что от «Амирана»?

Источник: megapolis.kz
335 RU EN KZ
Предприятие «Амиран» изначально было нацелено на выпуск продуктов для детей – без порошков, ароматизаторов и консервантов. Только вот я засомневалась в натуральности сметаны, купленной на заводе. Приехать сюда меня заставила отнюдь не безудержная любовь к молочным продуктам. Прежде всего хотела посетить очередной объект госпрограммы ФИИР.
А как хорошо всё начиналось! Экскурсия по заводу, беседа с директором, дегустация. И угораздило же меня купить килограмм творога и литр сметаны. Видимо, воодушевили рассказы директора о натурпродуктах. Выписали чек, выдали товар… Принесла покупку домой. Банку вскрыл мой одиннадцатилетний сын, зачерпнул содержимое ложкой и вынес свой приговор:

– А сметана-то порошковая!

Не поверила. Попробовала сама. Кислая, с какими-то мелкими крупинками. Словно порошок не растворили до конца. А во время дегустации на «Амиране» сметана была другой: желтоватого цвета, с маслянистым вкусом, даже домашнюю напоминала. Как такое могло произойти? Обратилась в санэпидемстанцию, именно там могут провести качественный анализ продукта и выдать документ со всеми результатами. Но мою сметану не приняли. Объяснили, что такие анализы нужно проводить по официальному заявлению. Специалисты должны выехать на предприятие, взять там пробы… В общем, долгий процесс. К тому же экспертам, как и нам, могут дать вовсе не «ту» сметану. Понятно, что мне без документа трудно делать какие-либо профессиональные выводы. Производители всегда могут сказать: «Не может этого быть! Может, после кислого борща, наша сметана вам показалась порошковой?» Но по моим вкусовым ощущениям продукт, купленный на заводе, был именно таким.

БЕСЕДА ДО ПОКУПКИ


По госпрограмме это предприятие прошло как инновационное. По словам директора-технолога завода  Бахтияра Тултабаева, второго такого завода по производству детского питания нет во всей Центральной Азии.

– Мы производим детское питание: кисло-молочный продукт, йогурт, творог, сметану, – перечислил он. – Кисло-молочный продукт вообще является уникальным в своём роде. Дело в том, что его производят термостатным способом: закваска заливается в каждый стаканчик и процесс закисания идёт в отдельной ёмкости.

– А какая разница: в большом чане квасить или в стаканчике?

– Продукт получается густой, слоями.

– Заменители грудного молока не пробовали производить?

– Нет. Его ничем не заменишь. Мы нацелены на выпуск качественного натурпродукта. Все заменители на рынке – это химия. В молоко добавляют препарат, напоминающий грудное молоко. Думаю, что лучше сварить кашу на натуральном коровьем молоке. Мы проводим специальную обработку молока, пастеризуем его два раза.


– Помню, в советское время в Академии питания продавали молочно-кислую закваску и молочные продукты в очень ограниченных количествах.

– Эти же закваски мы и здесь применяем. Тогда у нас был маленький цех и там не было такой автоматизации. Сейчас человеческий фактор минимизирован.

– Откуда же столько сырья?

– Сейчас успешно работает программа Минсельхоза, и проблем с молоком нет. Мы работаем напрямую с крестьянскими хозяйствами. И строим свою ферму. Нам государство выделило землю. Скоро мы сможем контролировать полный процесс производства – начиная от кормления коров.


– Можете озвучить, с какими крестьянскими хозяйствами вы работаете?

– Например, КХ «Джангильдин». Ведём переговоры с КХ «Айдарбаев».

Нахмурив брови, Бахтияр стал отчаянно рыться в бумагах…

– В предприятие вложено 3 млрд тенге. Какую же помощь оказало вам государство?

–  Это нефинансовая помощь акимата. Нам помогли решить вопросы с инфраструктурой: свет, вода, коммуникации. Что касается денег, то владельцы предприятия вложили собственные средства. На строительство фермы планируем взять кредит через «КазАгро­Финанс». Коров и оборудование будем закупать в лизинг.


– Вы уже окупили вложенные средства?

– Когда этот проект замышлялся, деньги не стояли на первом месте. Мы, конечно, не убыточное предприятие, но вложения ещё не оправдали.

ТВОРОЖНЫЕ ВАННЫ И ТРЕВОЖНЫЕ СМЕСИ

В лаборатории по приёму молока в тот день кипела работа. С помощью всевозможных препаратов и пробирок девушки проверяли качество сырья.

– Мы ежемесячно требуем от поставщиков ветсправки. Проверяем на присутствие в молоке антибиотиков, – объяснила нам технолог Лариса Статникова. – Когда нужно провести вакцинацию, фермеры приносят нам письма, предупреждают. И в это время нам молоко не привозят в течение 5–7 дней…

Прошли в цех, где по трубам бежало молоко и постепенно, проходя через сепараторы и термокамеры, превращалось в сливки и творог. Весь процесс производства – закрытый. Единственным зрелищем было отделение творога от сыворотки.

– Я с 1972 года работаю на молочных предприятиях, – рассказала Лариса Валентиновна. – Сейчас на рынке есть молочные смеси, в составе которых содержится пальмовое и рапсовое масло. Это вредно для детского организма. Я не понимаю, как эти смеси пропускают в страну. Не знаю почему стало так много противников манной каши. Моё поколение на ней выросло, дочь, сын. Возможно, это не так упрощает жизнь, как супы и каши в коробках. Но считаю, что сваренная в натуральном молоке крупа – полезней…

Этого же мнения придерживается и Бахтияр Тултабаев:

– Каждый для себя решает, что покупать. Прежде чем что-то потреблять, нужно внимательно изучить состав продукта…

Собственно, это мы и сделали. Изучили состав «амирановской» сметаны, где чёрным по розовому указано: «сливки натуральные, молоко, закваска молочно-кислых бактерий». Только вот, попробовав её, засомневались в натуральности.

ЛОЖЕЧКУ ЗА МАМУ – ГОСПРОГРАММУ


Спустя два дня пришлось вернуться на завод и провести дегустацию вместе с директором. Прямо в его кабинете поставили на стол ту самую литровую банку сметаны (даже блюдца и ложки с собой принесли). И предложили снять пробу.

– Да, чувствуется некоторая мучнистость, – резюмировал Бахтияр, отведав молочный продукт. – Но это ещё не означает, что сметана порошковая. Дело в том, что мы сначала разливаем её в маленькие ёмкости, потом в большие. И структура сметаны в начале и конце розлива может отличаться. Эти крупинки могут появиться, когда не соблюдается температурный режим. Мог свернуться белок. Но такая «крупа» в сметане допускается по ГОСТу. Идеальный продукт получается не всегда. То, что вы ели на заводе, видимо, было произведено в другой день. В холодильнике у нас 10 дней хранятся образцы продуктов. Вам за какое число давали пробовать продукт?

– Вообще-то я была уверена, что прямо с конвейера.

Директор пригласил в кабинет технолога.

–  Бывает и хуже, – объявила Лариса Валентиновна, сняв пробу. – Нормальная сметана. А такая мучнистость вполне допускается. Это может быть из-за сырья. Не исключено, что на производство пошло молоко другого поставщика. Оно проходит несколько этапов в процессе производства. Возможно, на каком-то чуть увеличили температуру. А маленькие баночки после фасовки быстрее охлаждаются, чем килограммовые. И вообще порошковые продукты очень ровные и гладкие. Особенно если туда добавляют крахмал. Сдайте наш продукт на анализ, и вам скажут, что он – натуральный.

– Сравните нашу сметану с продуктами других производителей, – продолжил Бахтияр. – В некоторых из них ароматизаторы в нос бьют. Ощущается явный сливочный запах. Мы используем только натуральное молоко. Никакого порошка не закупаем. У нас десяток разных поставщиков. Вы просто не специалист…

Остатки сметаны мы забрали с собой. Надо признать, производители нас озадачили. Определить: есть ли порошок в сметане или нет – на глаз и вкус невозможно. Поэтому потребители должны сделать вывод сами.
19.04.2024
Производство сельскохозяйственной продукции в Казахстане в январе-марте 2024 года составило 841,727 млрд тенге, что на 1,6% больше аналогичного периода 2023 года. Об этом сообщили в Бюро национальной статистики.
Читать полностью