03.10.2014
Источник: itar-tass.com
Регион: Россия

Однако в то же время по молоку, говядине, овощам и фруктам, к сожалению, позитивных изменений не произошло. Даже введенные в начале августа ответные санкции и запрет на поставки продовольствия из ЕС, США и Австралии не позволяют ни на йоту приблизиться к решению задачи импортозамещения. 

Почему так происходит? Не решены системные проблемы развития отрасли - логистика, селекция и генетика, земельный вопрос, высокие темпы роста стоимости ресурсов, процентные ставки по инвесткредитам, ГСМ, удобрения, электричество, стоимость подключения к коммуникациям. 

Проблемы в логистике не позволяют производить конкурентоспособные овощи и фрукты в России. Проблемы в селекции привязали нас к поставкам импортных семян, прежде всего, в кормовых культурах. Аналогичная ситуация в птицеводстве с поставками яйца для бройлеров. Это позволяет "нашим зарубежным партнерам" одним решением о закрытии экспорта в Россию фактически нивелировать наши успехи в ряде подотраслей растениеводства и птицеводстве. 

Высокие процентные ставки делают неконкурентоспособным практически любое современное сельхозпроизводство в России. 

Даже с учетом субсидирования ставки отличаются в разы. Темпы роста стоимости энергоносителей, ГСМ, минеральных удобрений значительно превышают темпы роста стоимости сельскохозяйственной и продовольственной продукции. В результате окупаемость проектов в отрасли превышает пять-семь лет, а в ряде подотраслей - молоко, овощи - достигает 10-15 лет. С учетом непрогнозируемости форм и объемов господдержки, постоянно меняющихся правил игры отрасль становится малопривлекательной для инвесторов. Надеяться на замещение за год импортных поставок невозможно, можно только говорить о перераспределении импортных потоков (на страны Латинской Америки, Новую Зеландию, Сербию и т. д.). 

Именно поэтому для решения задачи форсированного импортозамещения необходимо кардинально пересмотреть политику государства в отношении агропромышленного комплекса. 

Какой должна стать новая госпрограмма? Самое важное - определить государственные приоритеты. Принцип "размазать поддержку тонким слоем" не работает на результат. Сейчас основные приоритеты с учетом импортозамещения - молоко, мясо (прежде всего говядина), овощи, фрукты, селекция, генетика, логистика. В отдельный блок должна быть выделена поддержка социальной сферы. 

Необходимо сбалансировать бюджет с учетом определенных приоритетов, ввести защищенные статьи бюджета, финансирование по которым определить минимум до 2020 года, и гарантировать их финансирование, согласовать бюджет и ключевые показатели с бизнес-сообществом. 

Большинство показателей (как по финансированию, так и по результатам) не согласованы с отраслевыми союзами и вызывают массу вопросов. Разрабатываемые Минсельхозом материалы доходят до союзов окольными путями - либо по результатам совещаний в правительстве, либо в виде уже принятых решений. Нет понятной и прозрачной процедуры оценки бюджета со стороны союзов. 

Кроме того, бюджет должен быть долгосрочным – на 10-15 лет. Многие проекты в области АПК имеют срок окупаемости десять и более лет (молоко, овощи закрытого грунта). Фактически бюджет принимается на три года, госпрограмма - на шесть лет, что не способствует повышению инвестпривлекательности отрасли. 

Бюджетное финансирование должно осуществляться на основе оценки бюджетной эффективности. Каковы будут поступления в бюджет после реализации проектов? Как эти поступления соотносятся с объемом господдержки? Данный показатель вполне может быть одним (не самым важным) показателем оценки эффективности господдержки. 

Бюджет должен быть подготовлен в контексте международных обязательств России. Предполагаемый объем финансирования уже в ближайшие год-два значительно превысит возможный объем финансирования в рамках взятых на себя Россией обязательств в ВТО. Необходимо разделять все статьи бюджета на поддержку в рамках желтой и зеленой корзины. 

Бюджет не должен быть дефицитным, но должен быть обоснованным. При уровне рентабельности сельского хозяйства в целом около 10% с учетом субсидий задержка с субсидиями на несколько месяцев может привести к банкротству предприятий и фактической потере средств, которые государство направляло на поддержку предприятия в предыдущие годы. 

Долги - это результат некорректного планирования Минсельхозом и неспособности обосновать необходимый объем финансирования в ФОИВ. 

Государство играет во всем мире определяющую роль в развитии АПК. Сейчас именно тот момент, когда можно кардинально изменить ситуацию в отрасли, и в течение пяти-десяти лет Россия может стать ведущим мировым экспортером продовольствия и занять на мировом рынке то место, которое заслуживает. 

Андрей Даниленко

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

19.07.2018

Разделите по жиру

В настоящее время проходит общественное обсуждение документа, подготовленного Минпромторгом и предлагающего с 1 января 2019 года запретить выкладку на одной полке молочных и молокосодержащих продуктов. Отношение к документу неоднозначное, хотя участники отрасли отмечают, что потребитель не обязан быть экспертом в маркировке и наименованиях продукта, следовательно, нужно максимально помочь ему ориентироваться в ассортименте. Существует и другое мнение – данная законодательная инициатива ничего не изменит.
Плаксин Павел Николаевич, ИП глава КФХ
Адрес:  Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Старое Еремкино 
 
ИК-16 ГУФСИН России по Свердловской области
Адрес:  Свердловская обл, г. Краснотурьинск, ул. Заречная-2, д. 9 
 
Король сыров, ООО ТД
Адрес:  Свердловская обл, г. Екатеринбург, пер. Никольский, д. 1 
 
Балтийские инвестиции, АО
Адрес:  Калининградская обл, г. Калининград, проспект Московский, д. 40 офис 1016