Александр Солоницын
Александр Солоницын
Руководитель офиса в России компании ABL-Technologies LTD

В условиях конкуренции, когда на передний план выходит качество продукта, его себестоимость, время жизни молокозавода, жизненной фазы бизнеса 25-30лет – это расчеты, которые основываются на долговечности оборудования,  и означает, что при завершении указанного периода они должны подлежать утилизации для освобождения места либо для  следующего заводского поколения, либо для других объектов бизнеса.

Приобретая отжившие свой век заводы, новые собственники должны исходить из того, что остаточная стоимость определяется только стоимостью оформления  разрешительных документов под молочное производство. На сегодня это в пределах 6 миллионов руб. Если это новая площадка, то затраты могут быть больше, если строить капитальное строение и меньше, если быстро возводимое, временное. Экспертизу проекта оплачивать не обязательно, если производственные площади меньше 1500квм. Обычно, при стандартном наборе продуктов, такие производственные площади позволяют разместить молокопереработку не более 30тонн/смену.

В большем объёме переработки качество и ценность продукта уходят на второй план, а сохранность продукта – на первый. Сознательно убивается всё «живое» в продукте жесткой пастеризацией, снижается его ценность. Большое количества молока от разных поставщиков смешивается, и получается средний результат для усреднённого продукта с увеличенным сроком хранения, удобного для розничных сетей.

Часто хозяйственники пытаются при производстве молока и его переработке использовать старые строения, оборудование, накладывая на старое современные технологии — это не верно, напоминает «тришкин кафтан». Экономически не оправдано и не эффективно, всё равно, что на базу ГАЗ-66 поставить современный мотор, кабину и т.д., ездить такой уродец будет, но выглядеть – глупо.

Начнём с того, что современные технологии позволяют добиваться себестоимости при производстве молока  16-18руб/л, а при переработке добиваться окупаемости  в два года средств, вложенных в модернизацию технологии при 80% загрузке оборудования. Такой должна быть стоимость современного завода.

Очень многое зависит от проектировщиков нового завода, архитектуры производства, которая определяет эффективность вложенных средств. Исполнение оборудования и технология с «одних рук» позволяет добиться максимальных сроков годности продуктов при «мягкой» термообработке, позволяющей получать «живой» продукт из «живого» молока. Для фермы 1200голов КРС ставится свой завод мощностью 15тонн/смену, с тщательно подобранным набором продуктов с вкусовыми предпочтениями покупателей данной местности. Для фермы в 600 голов КРС ставится завод мощностью 10тонн/смену. Правильный подбор рациона питания животных позволяет добиваться высоких показателей в качестве продуктов и, особенно, в повторяемости результатов.

Вопрос: почему закрываются предприятия Данон в России?


Представитель Данон в России Бернар Дюкро  объяснял своё решение тем, что заводы проектировались и строились в 1992г.,  отсюда их серьезный технологический износ,  низкая рентабельность и падение уровня продаж.

При принятии решения строительства завода или его модернизации стоит прибегать к услугам специалистов, которые способны этим заниматься.  Не бывает одинаковых заводов и не бывает одинакового бизнеса у разных собственников.

Думаю, что из заинтересованных людей никто не пользуется услугами российского автопрома, хотя можно на этих машинах ездить, и люди покупают такие машины.

При каких условиях мы можем приступать к проекту с минимальными рисками?

Только один поставщик всего комплекта в состоянии оптимизировать проект по окупаемости, варьируя набором продуктов, упаковкой, процентным отношение готовых продуктов из одного объёма переработки, обеспечивая доходный бизнес.

Для этого у поставщика должен быть архитектор будущего производства и опытный технолог.

Большое количество просто молока в  ассортименте продукции приводит к длительной окупаемости.

Недозагруз оборудования на старте, так же отодвигает сроки окупаемости.

На примере последнего проекта, находящегося в разработке, примерная окупаемость 2,5 года при условии загрузки не менее 60% на старте. Мощность предприятия 20-25 тонн/сутки.

Стоимость проекта вместе с производственными площадями не более 2 000 000евро. При 80% загрузке в год без учёта налогов можно уверенно зарабатывать более 2 500 000евро в год.

Для начала работы с проектом необходимы стартовые документы для оценки всех затрат и в том числе на строительство. Без них начать диалог с финансовыми организациями не возможно. Нужна предпроектная документация.


Предпроектные работы  стоят около 10 000 евро:


  • расположение оборудования на имеющихся площадях или  изначально оптимальный вариант расположения оборудования под конкретный ассортимент продукции,

  • разводку энергетики по производственным площадям (точки подключения по стенам), внутри помещения разводка поставщика,

  • расположение точек слива в полах,

  • расчёт пиковой нагрузки по электроэнергии,

  • требования к помещениям,

  • расход воды и количество сбросов.


Вся эта работа обычно предлагается в составе контракта, отдельно мы её не выделяют, но для ускорения вопроса по желанию клиента так делают. Затраты на эти работы исключаются из стоимости контракта. При необходимости после заключения договора на предпроектные работы требуется выезд специалистов на место, чтобы определиться с привязкой к территории и проговорить все требования к поставке комплекта оборудования, обязателен набор упаковочных материалов.

В целях экономии пастеризатор может работать на солярке, что даёт большую экономию по затратам на эл. энергию. Предлагаются пастеризаторы и на электричестве. При подписании контракта надёжный поставщик должен предоставить гарантии первоклассных европейских банков на декларируемые заявления в контракте поставки.

Повторюсь: наличие предпроектной документации является необходимым условием для рассмотрения проекта в банках.

Одним из ключевых моментов при выборе поставщика является наличие сервисной базы. Такая услуга обычно предлагается компаниями, представляющими интересы нескольких поставщиков оборудования со значительным объёмом продаж, с узнаваемым брендом. Стоимость таких услуг определяется умением быстро реагировать на запросы клиентов, наличием запасных частей на складе и грамотных сервис менеджеров.


Работа команды:

Невозможно собрать и объединить команду для работы на восстановленном оборудовании, на реанимированном производстве. Только грамотно спроектированное производство и оборудование, сделанное с любовью, а это понимается сразу, может подвигнуть команду работать с азартом, творить с ответственностью.


Стоимость хорошего бизнеса определяется по доходам за определённый срок.

Предложение по этой оценке должно иметь правильную стоимость, с хорошим сроком окупаемости. При этом стоимость активов бизнеса должна быть значимой, и сохранять свою стоимость ещё долгое время с момента эксплуатации, не требуя дорогого обслуживания и постоянной замены расходных материалов, соответственно остановок производства.

Хороший, настоящий продукт всегда найдёт покупателя.

А главное: на таком оборудовании и с такой технологией у работников всегда будет настроение производить добрый продукт и нести благо людям с высокой культурой производства. Отношение команды исполнителей иное при наличии фирменного оборудования. По сути это и определяет высокую производительность труда и качество продукта, о котором много говорят сейчас.


Время инвестиций:

Сегодня в режиме «ручного» управления экономики государство не заинтересовано в инициативных людях, готовых рискнуть своими средствами и потратить своё время на создание производства  переработки сельхозпродукции. Однако потребитель научился разбираться в качестве продукта и всё больше людей готовых платить за хороший продукт. Науку торговли и конкуренции никто не отменял.

Вопрос со сбытом качественной продукции в объёме 20000кг в сутки не возмутит рынок любого районного центра.

И главное: исходное сырьё. Если сырьё есть, то очень разумно организовать молокопереработку.


Новый продукт:

Тот, кто занимался торговлей и разработкой новой торговой марки, знает насколько важно наличие «нового продукта» в линейке представленной продукции. На этом и зарабатываются основные деньги.


  • творожные намазки

  • сыр в сметане Коттэч

  • рассыпчатая брынза (для салатов)

  • мягкий сыр из рассола

  • творожная паста Маскарпоне


Можно предусмотреть возможность производить эти  продукты на одном комплекте оборудования.

Рассмотрим доходность по Коттэча:

У нас стоимость сметаны 190руб/кг в рознице.

                            Творога 230руб/кг

                             Сыра    450руб/кг

Стоимость сырья 26руб/л ( по аналогии) х 5 = 130руб/кг - стоимость 5л молока.

Стоимость баночки 200гр, в рознице, 240-280руб/шт. или  1200руб/кг в торговле,  960руб/кг у производителя (с затратами и стоимостью упаковки) - это из 5л молока или 130руб. Продукт высоко маржинальный: 500руб/кг  доходности.


Работа с сетями:

Существенно увеличены сроки хранения готового продукта минимум до 14дней, а молокопродукты в бутылках до 21дня, при этом речь идёт о «живых» продуктах!

По результатам последнего проекта  со стандартным набором продуктов затраты на комплектную поставку с доставкой до места и обучением персонала обошлись менее 600 000 евро по факту за завод мощностью 10-12 тонн/сутки.

В разработке и согласовании 6 предприятий объёмом переработки более 25тонн/сутки в европейской части России.

Начинать не просто. Денег на старте, как правило, не хватает сделать что-то эффективное, отвечающее требованиям рынка, и способное окупиться. С колен не прыгнешь. Не хочется создавать тот формат, который позволяет начать, попробовать бизнес, но не заработать.

Размышляя по дороге к вам, я пришёл к выводу, что нам пора сделать правильный рабочий сайт- форум, как площадку для обмена мнениями и информацией по развитию молочной отрасли в РФ. Где можно обсуждать проекты и способы их реализации. У нас очень много информации, которая была бы интересна для наших имеющихся клиентов и потенциальных. Нужно организовать такую работу и пригласить грамотного администратора. Готов вкладываться. Остаётся подождать до конца квартала, если власть не предпримет реальных шагов по объединению и направлению бизнеса, то начнутся процессы, вопреки желаниям власти.

Создана АО Корпорация по развитию МСП (реально пока не работает), на бумаге преференции от Минсельхоза РФ. Остаётся прописать последовательность шагов и колесо закрутится. Лучше, если по схеме Ф-проекта. Суть в том, что инвестиционная компания предлагает клиенту деньги по ставке рефинансирования, взамен, получая долю в бизнесе, которую продаёт заказчику по рыночной стоимости в рассрочку после окупаемости проекта. Ф-проект хотелось бы согласовать с властями какой-то области и начать работать, привлекая частных инвесторов под гос. гарантии.

Пока всё заточено под схему контроля эффективности госвложений и контроля за воровством бюджетных денег, но это затратный, не восполняемый механизм. Мы предлагаем иной подход, когда руководители ИФК заинтересованы эффективностью работы Ф-проекта и нет халявных денег, а есть само восполняемая система с использованием гос. гарантий для привлечения частного капитала в проекты. Такая работа началась, удалось под реализацию такой задумки подтянуть частных инвесторов.

Стоит подумать, может быть на этой почве прорастёт что-то хорошее и нужное, в отличии от схемы распределения, поиска воровства и наказания.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
04.12.2018

Кому ЭВС?

Минсельхоз хочет во втором квартале 2019 года включить готовую молочную продукцию в систему электронной ветеринарной сертификации. Что об этом думают молочники - выясняло The DairyNews.
06.12.2018 21:34:45

про ацидоз про ножи

0 88 Алексей Николаевич Ковалев
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Ибрагимов и К, СХП ООО
Адрес:  Татарстан респ, Апастовский район, с. Эбалаково 
 
Фаэтон-Агро, ООО УК
Адрес:  Ленинградская область, Гатчинский район, дер.М.Верево, ул.Кутышева, д.6В 
 
Бурановское, ООО
Адрес:  Алтайский кр, Усть-Калманский район, с. Новобураново, ул. Октябрьская, д. 10 корп.