Как завезти скот. Инструкция по применению

Источник: dairynews.ru
Завоз нетелей - это особый круг вопросов животноводства, для решения которых нужны специалисты, способные оценить, каких животных завозить, откуда и в какой регион. Это требует не только определенных знаний, но и опыта, чтобы успешно обойти «подводные камни», связанные, например, с климатом региона покупателя, кормовой базой, оснащенностью хозяйства техническими ресурсами и так далее. Эти особенности необходимо учитывать при проведении анализа: какой скот необходимо завозить, как обеспечить его эффективную акклиматизацию и адаптацию к местным условиям и как достичь быструю окупаемость и получение прибыли. Однако прежде чем приступить к поиску партнеров в этом непростом деле, лучше изучить некоторые моменты, которые помогут сделать правильный выбор.

 


Завоз нетелей - это особый круг вопросов животноводства, для решения которых нужны специалисты, способные оценить, каких животных завозить, откуда и в какой регион. Это требует не только определенных знаний, но и опыта, чтобы успешно обойти «подводные камни», связанные, например, с климатом региона покупателя, кормовой базой, оснащенностью хозяйства техническими ресурсами и так далее. Эти особенности необходимо учитывать при проведении анализа: какой скот необходимо завозить, как обеспечить его эффективную акклиматизацию и адаптацию к местным условиям и как достичь быструю окупаемость и получение прибыли. Однако прежде чем приступить к поиску партнеров в этом непростом деле, лучше изучить некоторые моменты, которые помогут сделать правильный выбор.

Для начала необходимо определить, скот какой породы завезти. В современном скотоводстве начитывается примерно 300 пород КРС, наиболее широко распространенных в мире (всего их насчитывается более 1080) (см. материалы: Породы КРС молочного направленияПороды КРС мясо-молочного направления).

Из пород молочного скота по общности происхождения выделяют четыре основные группы, нашедшие в практике молочного скотоводства широкое применение (см. Характеристика пород крупного рогатого скота молочного направления продуктивности).

Мировая и отечественная практика ведения молочного скотоводства показывает, что лучшей и наиболее продуктивной является голштинская порода, которая хорошо сочетается с черно-пестрой, что находит широкое применение в селекционных программах. При разведении скота голштинской породы выявлено много рекордисток по удою и количеству молочного жира за лактацию и пожизненной продуктивности.

 

Наталья Короткова, зооинженер-технолог ООО «Иглус», технологически управляющей компанией для ОАО "Щапово-агротехно": «Сейчас самой популярной и распространенной в России является голштино-фризская порода, но достаточно большой популярностью пользуются и животные симментальской и швицкой породы. Случается, что выбирая породу будущего скота, владельцы ферм хотят приобрести голштинов, но опасаются их закупать, так как это достаточно капризная порода: требует хорошего к себе отношения и кормов высокого уровня. Поэтому выбирают симментальских коров, так как считается, что они более неприхотливые. Однако это не совсем так: даже если животное абсолютно здорово, но его рацион составлен не совсем верно, то симменталы начинают набирать вес и сокращать количество молока, то же самое касается и условий содержания- животному должно быть комфортно».

Вернуться к оглавлению

Определившись с породой, следует выбрать страну - поставщика. Голштинский скот, к примеру, удобнее всего завезти из Европы. Однако здесь тоже немало нюансов.

Наталья Короткова: «В последние годы Россия в Европе закупала огромное количество КРС. Поэтому сейчас часто бывает ситуация, когда покупатель в Европе просто не может найти скот того уровня, который ему необходим. Еще одна проблема состоит в том, что в Россию сначала запрещался ввоз животных, вакцинированных от «blue tongue», сейчас есть некоторые ограничения. Откровенно говоря, у меня есть подозрение, что это некое «коммерческое» заболевание, поскольку его обнаружили совсем недавно, но сразу же была разработана вакцина против него.  Но факт остается фактом. Из-за того, что животных во Франции и в Германии вакцинировали от этого заболевания, круг европейских стран, из которых можно было ввозить скот, сузился. Уменьшилось его количество, а, следовательно, и качество, поэтому многие покупатели переориентировались на Канаду и США». 

Однако с американским скотом дело обстоит тоже не так просто. В 2008 году из стран  зарубежья было завезено 51 тыс. нетелей. При этом из США за последний год, после того, как были возобновлены поставки КРС, было завезено всего 5 тыс. голов молочного стада.

Данила Суслов, директор ООО "Глобторг": «В течение длительного периода, скот из США в Россию практически не поставлялся. Это был конец 90, когда во всем мире началась эпидемия коровьего бешенства. 10 лет США отсутствовали на нашем рынке, хотя и раньше поставляли немного».

Наталья Короткова: «Когда выбирают, из Европы завозить скот или из Америки есть еще один нюанс. Стоимость скота на этих двух континентах в последнее время сравнялась. Но из Европы мы завозим заведомо чистых по лейкозу животных. В Америке же они относятся к этому заболеванию несколько свободнее и не считают его каким-то критическим. Поэтому при завозе скота из США или Канады есть вероятность, что небольшой процент стада будет поражен лейкозом. По российскому законодательству такое животное подлежит забою».

Не стоит так же забывать, что скот голштино-фризской породы можно купить и в России. У нас в стране существует немало племенных заводов, где разводится эта порода. Лидирующие позиции здесь занимает Ленинградская область.

Леонид Саплицкий, генеральный директор ЗАО «Племзавод «Рабитицы»: «Наше хозяйство одно из первых в Советском Союзе в 1972 году начало «приливать кровь» голштинов. На сегодня общее поголовье составляет порядка 2673, в том числе 1015 - молочные коровы, продуктивность которых за 2008 год составила 10102 кг». На сегодняшний день это хозяйство лидирует по надоям в России. (Читать интервью с Леонидом Саплицким полностью)

Вернуться к оглавлению


Далее выбирается схема завоза нетелей. Это может быть договор купли-продажи либо лизинг.

Лизинг

Приобретение скота по лизингу не требует от лизингополучателя немедленного вложения средств. Животные оплачивается в рассрочку из средств, полученных в результате использования в производственном процессе.

Лизинговые платежи в полном объеме относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя (постановление Правительства РФ от 20.11.95 № 1133, закон "О лизинге", п. 6 ст. 28, п. 3 ст. 29) и соответственно снижают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Единственной  и крупнейшей компаний, которая завозит скот по этой схеме, является «Росагролизинг». С 2002 по 2009 года в  хозяйства страны ею поставлено свыше 340 тысяч голов высокопродуктивного племенного скота, введены в эксплуатацию животноводческие комплексы на 370 тысяч скотомест.

 Интервью с Генеральным директором компании "Росагролизин" Леонидом Орсиком

Договор купли-продажи

Компаний, работающих по такой схеме очень много. Исходя из вышеизложенного, лучше выбирать поставщика, у которого заключены договора с племобъединениями США, Канады, Европы. И, конечно же, самый главный критерий отбора – репутация поставщика. Чаще всего те, кто планируют завезти скот, руководствуются рекомендацией тех, кто уже прошел через это.

Вернуться к оглавлению

Наталья Короткова: «Существует стандартная форма договора купли-продажи, который заключается с компанией-поставщиком. В нем четко прописываются условия оплаты, условия и сроки доставки, страна, из которой будет завезен скот, условия постановки на карантин, условия страхования, а так же критерии, по которым скот будет отбираться» (см. пример договора).

Вернуться к оглавлению


После того, как выбрана и определена схемы работы, подписаны необходимые документы, начинается самый ответственный этап работы – отбор необходимого количества поголовья. С этой целью в страну, из которой планируется экспортировать скот, направляется группа экспертов.

Наталья Короткова: «В зависимости от количества животных на отбор едет разное количество людей. При любом отборе всегда присутствуют представитель продавца, фермер, и, обязательно, ветврач, относящийся к государственной ветслужбе.  Оптимально, если едет сотрудник станции того района, где находится ферма».

Кроме того, при отборе обязательно присутствует представитель племобъединения той страны, в которой закупается скот. Они представляют собой ассоциации, целью которых является сбор и регистрация информации о КРС определенной породы в племенные книги.

В США, например, такой организацией является Американская Ассоциация Голштинской породы (ААГП). ААГП  является самой крупной в мире некоммерческой организацией, состоящей  приблизительно из 30 тыс. человек, интересующихся разведением, выращиванием и доением  КРС Голштинской породы. Ассоциация ведет учет для всех зарегистрированных животных этой породы в США. В информационной системе ААГП содержится информация о родословной, отличительных признаках, владельце и продуктивности более чем 22 млн. животных Голштиинской породы (см. Голштинская Ассоциация готова поделиться генетическим материалом).

Покупка скота в России осуществляется напрямую через племзаводы.

Алексей Китаин, региональный торговый представитель «Хунланд Трейд Кфт» в странах СНГ: «В России вообще отсутствует система племенного учета и учёта продуктивности отдельных пород племенного скота в рамках соответствующих ассоциаций, равно как и сами ассоциации. Те правила учета, которые действуют во всем мире, в России не действуют. В других странах, в которых есть существенная популяция племенного скота конкретной породы, существует организация, осуществляющая всю работу по организации и контролю». (Читать интервью с Алексеем Китаиным полностью

На выбор обычно предоставляется большее количество скота, чем фермер планирует закупить.  

Наталья Короткова: «Первая поставка в «Щапово-агротехно» состояла из 500 нетелей. Этих животных собрали из 300 хозяйств в Германии.  Один владелец продает, например, 1 нетель, другой - 3, при этом не факт что каждая из них нас устроит. Если мы покупаем 300 голов, нам должны представить как минимум на 10 % больше. Чаще всего приходится объезжать все хозяйства. Однако бывает и так, что продавец сам собирает животных с ферм, привозит их на карантин, и там уже можно выбрать, подходит нетель или нет. На животных дают племенные сертификаты. При желании, можно запросить более подробную информацию. Когда едешь на отбор, договора на руках может и не быть, но лучше его иметь, потому что в приложении к нему прописаны условия, какие животные и с какими параметрами должны быть отобраны. Например, бывает ситуация, что при отборе стоит замечательное животное, но которое впервые было осеменено в 25 месяцев. При этом в приложении четко прописано, что возраст при плодотворном осеменении должен быть не более 18 месяцев. Возможно, это связано с какими-то проблемами, поэтому, даже если животное внешне выглядит очень хорошо, можно сослаться на этот пункт договора». 

Вернуться к оглавлению

После отбора животных ставят на карантинную ферму, где они находятся 21 день. В течение этого времени проводятся различные ветеринарные мероприятия, в том числе анализы крови (на бруцеллез, лейкоз, паратуберкулез, «синий язык», или «blue tongue»), вагинальные смывы. Осуществляется обработка против паразитов, выполняется вакцинация против инфекционного ринотрахеита. Также делается двукратная обработка против лептоспироза. Одновременно ведется контроль состояния здоровья животных, поедаемости кормов. Все меры направлены на то, чтобы завезти в Россию беспроблемный, здоровый скот.

Наталья Короткова: «Вместе с животными, отобранными для «Щапово-агротехно», на протяжении всего карантина находился главный ветврач Подольского района. Этот момент являлся очень важным, поскольку под его контролем животные проходили все профилактические проверки, прививки, которые приняты не только в РФ, но и в той стране, где они проходят карантин. Проживание и питание ветврача обычно оплачивает продавец. Этот пункт, наряду с остальными, прописывается в договоре. В случае, если все животные здоровы, карантин длится 21 день. Если же при исследовании обнаруживается какое-либо заболевание, то начинается повторное исследование, то есть карантин будет длиться дольше».

Вернуться к оглавлению

После карантина следует процедура заполнения необходимых ветеринарных и транспортных документов, животные грузятся в скотовозы и направляются в пункт назначения.

Владимир Марабян, учредитель компании «Пальмира Стар»: «За несколько дней до отправки животных переводят на корма, которые они будут получать во время транспортировки. Категорически запрещается перевозить самок на поздней стадии беременности и тех, от кого получен приплод в течение 48 часов перед отправкой. Не транспортируются также новорожденные животные с незажившей пуповиной».

Наталья Короткова: «Стельные коровы переносят перевозку хорошо. Но чем больше времени они находятся в стране, которая явилась конечном пунктом назначения, до отела, тем лучше она потом адаптируются, лучше телятся и больше молока в дальнейшем дают».

Владимир Марабян: «Перевозка КРС  предусматривает, что для животных на время транспортировки их к пункту назначения будут созданы особые условия. Особенно важно при перевозке КРС, сохранить здоровье животных и обеспечить их безопасность. Для этого необходимо соблюдать принципы гуманного отношения к животным, зафиксированные в международных правовых актах.

        В их числе «Санитарный кодекс наземных животных» Международного эпизоотического бюро (МЭБ) Всемирной    организации здравоохранения животных, "Европейская конвенция о защите животных при международных перевозках" и другие документы, направленные на защиту животных и охрану окружающей среды. Перевозка КРС а также других животных автотранспортом на территории России регулируется «Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденными Минавтотрансом РСФСР, законом РФ «О ветеринарии» и другими действующими нормативно-правовыми актами в области ветеринарии. Согласно этим документам автотранспорт, предназначенный для перевозки животных, должен отвечать установленным ветеринарно-санитарным требованиям и требованиям обеспечения безопасности на дорогах.

Для перевозки коров свиней, овец и других животных требуются ветеринарные сопроводительные документы, оформленные в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства "Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов". Ветеринарные свидетельства необходимы не только для перевозки коров и другого крупного скота, но и на корма, предназначенные для них в пути следования.

Для импорта, экспорта или транзита животных через территорию Российской Федерации необходимо письменное разрешение Главного государственного ветеринарного инспектора РФ, оформленное на основании запроса от органа управления ветеринарии субъекта РФ и под контролем специалистов Россельхознадзора".

Николай Власов, заместитель руководителя Россельхознадзора, главный ветеринарный врач России: «Процедура следующая: ветслужба -страны экспортера и Российская ветслужба вначале договариваются о требованиях безопасности при привозке скота. Они отражаются в ветеринарном сертификате и, если необходимо, то в дополнительном меморандуме. Эта работа практически со всеми поставщиками из-за рубежа у нас сделана. Затем, тот, кто ввозит животных, делает запрос в ветеринарную службу того субъекта РФ, куда осуществляется ввоз, а главный госветэксперт обращается к нам за разрешением. С этим разрешением заключается контракт, либо в рамках уже заключенных контрактов осуществляется перевозка. На границе мы проверим сопроводительные документы, мечение этого скота, ряд других документов. До этого предприятие поставщик должно быть аттестовано непосредственно нами, либо мы делегируем это полномочие ветслужбам тех стран, которые хорошо работают, и которым мы доверяем. Если речь идет о племенных животных, то в страну, из которой скот будет импортироваться, должен выехать ветеринарный врач России».

О том, что собой представляет инфраструктура перевозки скота в Европе и в России, читайте в материале "Галопом по Европам: Как перевозится скот".

Вернуться к оглавлению

Существуют 4 вида перевозки: автотранспортом, воздушным транспортом, по морю и по железной дороге.

Автоперевозки

Юрий Иванов, доктор с.-х. наук: «При любом транспортном плане, как при перевозке самолетом, так и при перевозке кораблем, всегда присутствуют скотовозы. Они привозят, они отвозят, они забирают. И даже путешествие в Читу, а это 12 тысяч км, животные переносят нормально».

Алексей Китаин: «Доставка автотранспортом от экспортной карантинной базы непосредственно до фермы российского получателя – это наиболее простой  и самый оптимальный вид доставки. Мы используем в данном случае только собственный автотранспорт, машины у нас самые современные. Во время пути проходит смена водителей, таким образом, транспортировка идет практически круглосуточно. Сейчас в нашем автопарке 29 машин, из них 25 машин являются скотовозами». 

Данила Суслов: «В целом животные переносят перевозку нормально, если созданы благоприятные условия: если достаточно пищи, если выдерживается их норма концентрации на кв. метр, и, самое главное, если достаточно воды. Животных возят сейчас и самолетами, и паромами, но проще всего это нормальный грузовик, сохранность животных лучше. Стоимость перевозки автотранспортом составляет 300-350 евро за голову».

Юрий Иванов, доктор с.-х. наук: «Современные грузовики обработаны и поилками, и системами вентиляции и даже датчиками температуры, которые позволяют отследить, какая температура была в течение перевозки  Стальное дно таких грузовиков сделано в форме корыта и покрыто толстым слоем подстилки, что позволяет животным оставаться чистыми на протяжении всего пути. Кроме того, современные скотовозы оборудованы системами GPS, которые позволяют контролирующим органам, которые находятся в Брюсселе, отслеживать передвижение животных».

Алексей Китаин: «В каждой машине везутся корма и вода. Машины оборудованы поилками на каждом ярусе, на всех остановках на каждый ярус подаётся сено. Однако, несмотря на это, потеря веса животных при их транспортировке на 3-4 тысячи километров может составить 40-50 кг на голову». 

К сожалению, КРС на подобном автотранспорте перевозится в основном по Европе. В России очень часто для этих целей используются транспортные средства, абсолютно не предназначенные для скота.

Николай Власов: «Животные должны перевозиться специальным автотранспортом. К сожалению, часто в нашей стране их возят в непонятных самодельных ящиках. Такого быть не должно. Мы же не можем гарантировать, что животное не заразилось чем-либо перед началом транспортировки, поэтому, в любом случае, скотовоз должен быть таким, чтобы заболевание не смогло распространиться за его пределы».

(Читать матерал "Ветеринарно-санитарный контроль перевозки животных автомобильным транспортом")

Лишь не многие российские компании владеют современными скотовозами. Среди них компании «Пальмира Стар», «ГлобТорг», а  также  международная  группа  компаний AsstrA, которая осуществляет перевозку животных,  используя  только  специализированный подвижной состав  ведущих европейских производителей Cuppers и Pezzaioli, строго следует правилам законодательства ЕС о перевозке животных.

Данила Суслов: «Я думаю, что в России скотовозов такого уровня не более 30 - 50 штук. И, как правило, они при мясокомбинатах. Наша компания владеет грузовиками «Pezzaioli». Машины одноэтажные, металлические с крышей, оснащены открывающимися окнами. Поилки сделаны вначале и в конце грузовика. Иностранные фирмы-производители имеют четкие квоты по продаже на каждую страну. И даже если мы захотим купить 200 скотовозов, они не продадут нам такое количество. Есть, конечно, вариант купить б/у прицепы, но даже они стоят не меньше 100 000 евро,  в то время как новые стоят около 200 000 евро».

Морские перевозки

Алексей Китаин: «Что касается морских перевозок, то основной флот кораблей находится всего в двух-трёх руках. Самая крупная из них – это бельгийская компания«Денс Оушн». Она эксплуатирует основную часть всего специализированного флота. Корабли находятся в разном состоянии: есть лучше, есть хуже. При транспортировке скота важно, чтобы имелся сопровождающие зоотехник и ветеринар, следящие за состоянием скота. Второй важный момент – качество кормов, они должны быть правильно просчитаны, состоять, как из грубых кормов, так и концентрированного комбикорма. Животные должны получать питье вовремя и в достаточном количестве".

Стоимость перевозки составляет приблизительно 700 $ за голову, в зависимости от типа судна. К цене добавляется страхование и  сопровождение.  Потери скота возникают тогда, когда есть проблемы с загрузкой или с перевозкой. На состояние  животных также влияют и стихийные  факторы. Для нас самое главное  – обеспечить сохранность скота. Корабли приходят в основном в Новороссийский порт и в Усть–Луг (в районе Санкт-Петербурга).

При перевозке скота по морю необходимо обратить внимание на то, чтобы судно  следовало в сопровождении зоотехника, чтобы скот грамотно кормили и поили. Идеальная загруженность судна – 80 – 90%, не больше, но меньше тоже нельзя, так как каждое место стоит больших денег.

Крупнейшим в мире скотовозом является судно Deneb Prima, которое было построено в 1980 году. Известный итальянский перевозчик скота Siba Ships осуществил на нем недавно одну из самых больших в мире перевозок партий скота. Скотовоз Deneb Prima погрузил в Таунсвилле, Квинсленд, Австралия, партию стоимостью 11.5 миллионов австралийских долларов, назначением на Индонезию и Малайзию. На борт приняли 20060 голов крупного рогатого скота и 2564 овец и коз. Интересно то, что капитаном корабля была назначена женщина. 

Авиаперевозки

Алексей Китаин: «Перевозки скота самолетами в Россию ведутся через единственный аэропорт - Внуково. На борт можно брать от 160 до 180 голов. Авиаперевозка – дорогое удовольствие: около 2000$ за голову. Здесь также есть два негативных момента, касающиеся дальнейшей транспортировки скота из аэропорта до места окончательного назначения. Во-первых, отсутствие достаточного количества спецавтотранспорта в России и запрет на использование иностранного транспорта на территории РФ.  Во-вторых – в России только один приспособленный для выгрузки скота аэропорт.  Скот перевозится по воздуху в тех случаях, когда покупателю не особо важна его стоимость. Но этот вариант нельзя назвать наилучшим: поскольку самолет приземляется в Москве, в районе которой ферм очень мало, и это сводит на ноль все преимущества, якобы «скорой перевозки». 

Потребность в  перевозках воздухом – небольшая. Как  правило, авиационная перевозка  используется для молодняка, который  имеет небольшую массу и можно загрузить большое количество животных. Самый оптимальный вариант транспортировки из Европы –  это транспортировка автомобилем  «от и до».

Наталья Короткова:  «Из Европы перевезти скот самолетом – это очень дорого. Автотранспортом животные едут всего 5 дней и приезжают в очень хорошем состоянии. Кроме того, чтобы подвезти животных к самолету, загрузить в самолет, прилететь, выгрузить их, свозить на таможню,  а потом привезти в хозяйство, все равно необходимы скотовозы».

Данила Суслов: «Перевозка самолетом – это всегда стресс для животных, т.к. даже многие люди боятся летать.  Плюс перепады давления».

(Читать материал "Рогато-хвостатый рейс" о том, как воздушным транспортом был завезен скот в Республику Татарстан)

Железнодорожные перевозки

Перевозка скота по железной дороге регулируется "Правилами перевозки животных на железнодорожном транспорте".

Данила Суслов: «Железнодорожным транспортом скот уже давно не возят, поскольку это занимает много времени.  Несмотря на то, что это самый дешевый способ перевозки, в плане сохранности животных - он самый проблемный».

Вернуться к оглавлению

 

Владимир Марабян: «Погрузка и выгрузка животных производится в светлое время суток или при наличии достаточного освещения в темное время. При погрузке и выгрузке не допускаются побои животных – необходимо использовать хлопушки, кормовые приманки или электропогонялки. После выгрузки животных проводится очистка, промывка и дезинфекция кузова, включая его внутреннее оборудование и приспособления".

Данила Суслов: «При разгрузке скота, открываются двери скотовоза, опускается трап, который является составной частью грузовика, животные по нему выходят. Потом на специальных пневмонасосах опускается второй этаж, де помещается около 30 голов. С кораблем ситуация гораздо сложнее. Чтобы разгрузить животных с корабля, необходима организация специального устройства. Во-первых, в чем трудность, есть минимальные временные нормы, которые дает компания на одну душу животных. Иногда это 48 часов, иногда 36 часов, а бывает даже 24 часа. Вторая трудность заключается в том, что, как мы уже говорили, везти животных дальше не на чем: нормальных скотовозов в нужном количестве в России нет. В связи с этим возникла необходимость в создании неких баз, которые находятся рядом с портом, где животные могут пребывать на время разгрузки. Для ускорения разгрузки нами была разработана следующая система разгрузки: животных, спускающихся по трапу, разводят по разным отсекам, в которых размещается по 6-7 голов. После того, как их посчитали и проверили, открываются двери,  скот заходит в машину. Затем животных переводят в другую секцию. Это достаточно интересный механизм, который позволяет разгрузить достаточно большой корабль в минимальные сроки».

Вернуться к оглавлению

Наталья Короткова: «Когда скот прибывает в хозяйство, его обязательно встречает ветврач, который находился со скотом на протяжении карантина, представители компании-продавца, а так же сотрудники фермы».

При поступлении скота также осуществляется карантин на территории хозяйства-покупателя. Карантинированные животные курируются ветеринарными службами региона. В карантине проводятся ветеринарные мероприятия и наблюдения за скотом.

Николай Власов: «При поступлении в хозяйство животное также ставится на карантин, но этого слова не нужно пугаться, потому что если речь идет о закупке скота, то завезенный скот просто находится на ферме, изолируется от контакта с другими животными, а ветеринарные врачи наблюдают за состоянием их здоровья: проводят исследования, ветеринарную обработку».


Но это еще не все. Успешный завоз скота - это, как минимум полдела. Важно сохранить этот скот, а это большая проблема. По статистике в нашей стране в первые полгода погибает до 40% ввезенных животных. Чтобы избежать этого необходимо предпринять целый спектр мер по уходу за стадом. Этой теме будет посвящена одна из следующих "Тем месяца" на DairyNews. Следите за публикациями. 


Евгения Шкут

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью